Файл: 31. Концепции традиционного, индустриального и постиндустриального общества. Информационное общество. Традиционный тип.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Красный – можно прочитать

31. Концепции традиционного, индустриального и «постиндустриального» общества. Информационное общество.

Традиционный тип иначе называют аграрным или доиндустриальным. Он отличается от постиндустриального и индустриального общества особым укладом, основывающимся на опыте предшествующих поколений.
Основные признаки аграрного общества.
• Господство натурального хозяйства.
• Фактором производства является земля.
• Ручной труд.
• Использование примитивных орудий труда.
• Большая часть населения занята сельским хозяйством.
• Отсутствие социальной мобильности (перейти из одного сословия в другое практически невозможно).
• Монархическая форма правления.
• Низкий уровень жизни основной части населения.
• Религия или армия играет значительную роль.
Примерами аграрного общества могут быть такие государства, как Древний Египет, Западная Римская империя, государства Европы в период феодализма.

В результате промышленной революции в странах Западной Европы начинается процесс индустриализации. Кратко рассмотрим характерные черты индустриального общества.
• Фактором производства становится капитал.
• Ручной труд сменяется механизированным. На фабрики и заводы внедряется более совершенное оборудование.
• Развивается массовое производство.
• Большая часть населения занята в промышленности.
• Частная собственность.
• Сословное деление общества сменяется классовым; появляются буржуазия (владельцы предприятий) и пролетариат (наёмные рабочие).
• Повышается социальная мобильность: человек может достичь успеха не из-за высокого происхождения, а благодаря своим знаниям и умениям.
• По сравнению с традиционным обществом, монархия становится ограниченной, возникают республики.
• Человек наделяется правами и свободами, получает возможность участвовать в политической жизни страны.
• Возрастает роль образования, провозглашается главенство разума.
• Снижается зависимость благополучия населения от природных условий.

Характеристикой индустриального общества становятся понятия меркантилизм, прагматизм, секуляризация сознания. Познакомимся с определениями этих понятий.
• Меркантилизм — это ориентация экономики на поощрение национального производства, вмешательство государства в хозяйственную деятельность.
• Прагматизм — планирование деятельности с учётом её практической значимости.
• Секуляризация сознания — снижение роли религии в жизни человека.
Постиндустриальное (информационное) общество
Оно появилось в результате научно-технической революции второй половины XX века. Рассмотрим основные черты этого типа общества.
• Фактором производства становится информация.
• Активно развивается сфера услуг.
• Роботизация и компьютеризация производства.
• Наличие разных видов собственности.
• Очень высокий уровень социальной мобильности.
• Стирание классовых различий.
• Распространение демократии.
• Сильное гражданское общество.
• Существенное возрастание роли науки.
• Культ непрерывного образования.
• Индивидуализация личности.
Одной из проблем информационного общества стала безработица. Внедрение искусственного интеллекта во многие области производства упростило технические процессы, что привело к уменьшению роли человека.
Информационное общество – это такая ступень развития цивилизации, на которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

С одной стороны, переход к информационному обществу облегчает жизнь людей, потому что все рутинные работы выполняет компьютер. С другой стороны, существуют и негативные последствия:
• усиление влияния средств массовой информации (через массовую информацию группа людей может влиять на человеческие массы, что приводит к туристическим актам);
• в результате доступности информации разрушается частная жизнь людей и целых организаций;
• гигантский поток информации не дает определить её достоверность;
• личное общение все чаще заменяется общением в Интернете (социальные сети, чаты, блоги…);
• пожилые люди не могут приспособиться к меняющимся условиям.
Информационная культура человека – это его умение использовать современные технологии для решения своих задач, связанных с поиском и обработкой информации.

В России выделяют несколько этапов информатизации общества
На первом этапе (1991—1994 гг.) сформировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994—1998 гг.) привел к выработке информационной политики государства. Третий этап,

который длится и поныне, является этапом формирования политики в сфере построения информационного общества.

32. Ведущие факторы социализации личности.

Среди факторов социализации выделяют:

макрофакторы,

мезофакторы,

микрофакторы.
Макрофакторы социализации оказывают влияние на социализацию всего человечества или очень больших групп людей, проживающих в определенных странах.
К макрофакторам относятся:

  • Вселенная, или Космос.

  • Планета Земля.

  • Все человеческое сообщество.

  • Страна – территория, имеющая границы, выделяемая из остальных территорий по

  • природным условиям и географическому положению.

  • Общество – совокупность социальных отношений, сложившихся между людьми в стране,

  • включающая в свою структуру семью, государство, возрастные, социальные,

  • профессиональные и другие группы.

  • Государство – часть политической системы социума, обладающая властными функциями.

  • Природная среда, или географический фактор.


В современном мире имеется множество проблем, отражающихся на условиях жизни

индивида, оказывающих косвенное или прямое влияние на социализацию личности:
1. Экологические проблемы – загрязнение окружающей среды.

2. Демографические проблемы – рост или сокращение численности населения отдельных

стран.

3. Экономические проблемы – экономические кризисы, увеличение разрыва уровня

экономического развития отдельных стран и континентов.

4. Военно-политические проблемы – распространение ядерного оружия, рост числа

региональных конфликтов, политическая нестабильность.
На социализацию личности оказывают влияние характеристики полоролевой структуры общества, предопределяющие представления о статусном положении пола, полоролевые ожидания, самоопределение.
Государство выступает как:

  • фактор социально контролируемой социализации: участие в создании воспитательных и образовательных учреждений (детские сады, школы, колледжи, институты, учреждения для детей с ослабленным здоровьем и т.д.);

  • фактор относительно направляемой социализации: определение обязательного минимума образования, срок службы в армии, возраст вступления в брак и т.д.);

  • фактор стихийной социализации: идеология, политика, социальная и экономическая практика, характерные для данного государства формируют определенные условия для жизни его граждан.



Мезофакторы социализации – это определенные условия социализации групп людей, объединенных:

  • национальным признаком;

  • типом и местом поселения (поселок, село, город, регион);

  • принадлежностью к аудитории того или иного средства массовой коммуникации

  • (компьютеры, телевидение, радио, кино и т.д.).


Этнические особенности, влияющие на способ социализации делят на:

  • витальные, или жизненно важные (охрана здоровья, характер питания, способы физического развития);

  • ментальные, или духовные.


Особенности социализации, определенные типом и местом социализации:

1. Значительный социальный контроль за поведением индивида, открытость в общении в поселках и селах.

2. Широкий выбор системы ценностей, групп общения, стиля жизни, значительные

возможности для самореализации в городе.

3. Основные функции средств массовой коммуникации

4. Социально-психологическая функция: потребность в связях с другими людьми,

удовлетворение в получении информации, поддерживающей его идеи, ценности, взгляды.

5. Распространение знаний в области науки и культуры.

6. Социальное управление и регулирование, поддержание общественных отношений.
Микрофакторы социализации – это различные социальные группы, непосредственно влияющие на человека и участвующие в процессах его воспитания: семья, рабочий коллектив, группы сверстников и т.д.
Социализаия личности происходит через различные институты социализации, позволяющие не отставать от уровня и темпов развития общества. К ним относятся:

  • семья,

  • общепринятые нормы и ценности,

  • государственные и общественные учреждения и т.д


33. Социальные инновации: понятие, значение для социального развития.

Слово «инновация» (лат. innovatio) обозначает введение в практику нового. Понятие «социальная инновация» можно определить как сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере.


Социальные инновации помогают экономическому развитию общества и повышению качества жизни населения. Они разрешают сложные ситуации в социуме, сглаживают переход от одной стадии технологических процессов к другой. Целью таких инноваций вообще является создание общества сбалансированных социальных, экономических и экологических потребностей. В идеале социальная инфраструктура должна соответствовать структуре прогрессивно развивающегося общества. Тогда движение к идеалу будет обоюдным: социум откликнется.

Мировое сообщество планирует с помощью инновационных социальных технологий облегчить решение пяти мега-задач:

  • Урбанизация;

  • Интеллектуальность, как новая экологичность;

  • Энергетика;

  • Мобильные технологии;

  • Здравоохранение.


34. Социальные конфликты: понятие, виды.

Социал-дарвинизм имеет два варианта теоретического осмысления конфликта. Первый — пессимистический вариант — рассматривает конфликт как неизбежное и неуничтожимое зло (мол, сколько бы люди не существовали, в какую форму не объединяли свои действия, всегда им присущи межгрупповая вражда и конфликтные отношения). Второй вариант — оптимистический, где конфликт рассматривается как проявление искусственного отбора, в котором должен победить сильнейший в социальном смысле, поскольку победа слабейшего ведет к деградации социального организма, к ситуации когда начинает работать не естественный, а противоестественный отбор.

По-иному трактует конфликт марксизм. В марксизме конфликт рассматривается как безусловно позитивная сила, как движущий источник социального развития (революция — локомотив истории). Однако догматический марксизм оперировал чаще предельно абстрактными понятиями (единство и борьба противоположностей, антагонистические и не антагонистические противоречия и т.п.). При этом возможность толкования об антагонистических противоречиях в социалистическом обществе допускалась лишь в отношении борьбы с внешним противником. Внутри системы все противоречия, в том числе и социальные, и политические, и межэтнические, должны были слыть не антагонистическими, преодолевавшимися легко на пути строительства идеального коммунистического общества.