Файл: 1. Появление психологии в Древней Греции на рубеже 76 вв до н э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы:

1.Развитие психологии в период Античности: 1) Общая характеристика психологии в период античности; 2) Психологические теории античности: психология Сократа, Платона, Аристотеля.

1. Появление психологии в Древней Греции на рубеже 7-6 вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшие общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии). В течении долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии.

Естественно, что в обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в первую очередь с человеком, да и само исследование души (психики) связывалось преимущественно с особенностями психики человека. В то же время область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название – панпсихизм – направление, которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой. В течение нескольких веков (примерно до 3 в. до н.э.) разница между психикой человека и животных рассматривалась как чисто количественная, а не качественная.

От философии психология взяла важное для любой науки положение о необходимости строить свои теории на основе знания, а не веры. Стремление избежать сакральности (соединения веры со знанием), стремление доказать правильность взглядов было самым важным отличием научной философской психологии от донаучной.

Первые представления о душе, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений выделили некоторые функции души, прежде всего энергетическую, побуждающую тело к активности. Эти представления и легли в основу исследований первых психологов. Уже первые работы показали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, а также является главным орудием в познании мира. Эти суждения о свойствах души и стали ведущими в последующие годы. Таким образом, важнейшим для психологии в античный период было изучение того, как душа придает активность телу, как она регулирует поведение человека и каким образом познает мир
. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей того времени к идее о том. что душа материальна, т.е. состоит из тех же частиц, что и окружающий мир.

  1. Психологические теории Средневековья и эпохи Возрождения: 1) Общая характеристика развития психологии в Средние века; 2) Арабская психология; 3) Эпоха Возрождения: развитие искусства и культуры.

В средние века, в эпоху феодализма, в схоластической философии по вопросам психологии, так же, как и по всем вопросам философии, главным авторитетом признается Аристотель. В его учении при этом односторонне подчеркивается лишь идеалистический момент его учения (о разуме), и все оно приспосабливается к установкам христианского богословия.Однако в эпоху средневековья борьба материализма и идеализма не прекращается. Материалистические тенденции сказываются в этот период, предшествующий эпохе Возрождения, главным образом, у арабских ученых (Авиценна в. XI в., Аверрос в ХН в. и т. д.), разрабатывающих психофизиологию ощущений и эмпирические закономерности течения представлений.Материалистические тенденции просачивались временами даже в схоластическую философию. К этому приводило развитие научной мысли в связи с развитием производительных сил. Начавшееся в XIII в. развитие ремесел и торговли и разложение феодализма в XIV-XV вв. приводит к зарождению первых зачатков капиталистического производства. Эти сдвиги в производственных отношениях вызывают бурный рост культуры, искусства и науки. В эпоху гуманизма (Возрождения) в связи с возросшим интересом к человеку привлекает к себе внимание вопрос об особенностях личности и влиянии на нее природных и других условий.В XVI в. впервые появляется и сам термин "Психология" для обозначения нашей науки: в 1590 г. Гоклениус публикует первую работу под этим заглавием, а в 1594 г. его ученик Гасман - вторую.

2.Развитие психологии в Новое время.

Появление новых подходов к построению науки в XV-XVI вв., связанных со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии. Развитие этих подходов стало ведущим мотивом ученых, разрабатывавших психологические концепции в Новое время.Психология в этот период, так же как и на первых этапах развития античной науки, укрепила свою связь с философией. Это объяснялось тем, что, оставаясь в рамках науки о душе (своего собственного предмета), психологии сложнее было избавиться от схоластических догм, отделиться от богословия. Однако ориентация на философию в то время сужала предмет психологии, которая рассматривала в основном общие закономерности развития психики человека, а не живого мира в целом. Развитие же естествознания в то время еще не давало возможности выстроить полноценную концепцию психического (особенно психики человека) на его основе.



  1. Развитие психологии в XVIII веке.

Была доказана необходимость построения объективной науки, независимой от веры и построенной на разуме. В то же время быстрое развитие промышленности, изменения, в том числе и революционные - в Англии, Нидерландах, социальных условий, структуры общества требовали изучения психологических механизмов перестройки психики, анализа способов влияния на сознание и самосознание человека и его возможностей приспособления к новым условиям жизни.Важное место занимали также исследования способов и границ воздействия на содержание сознания и поведение человека, в том числе при помощи обучения и просвещения. Особенно значимым для психологии было появление в середине XVIII в. первой собственно психологической школы - ассоцианизма, что способствовало выделению психологии в самостоятельную, а затем в экспериментальную науку.Хотя доминирующей тенденцией в психологии этого периода был механицизм, т. е. стремление объяснить психическую жизнь исходя из законов механики, важным моментом в развитии психологии XVIII в. стало появление первых концепций, связывающих психику с культурной или географической средой. 

3.Развитие психологии на рубеже XIX-XX веков: развитие отраслей психологии.

I. Становление и развитие новых психологических школ. Рубеж веков связан с первым разделением единой психологии на ряд школ. В тот момент это было связано с отказом от единого подхода к пониманию предмета и методов психологии.

Структурализм (Э. Титченер) развивал теоретические постулаты ассоцианизма.Первые разногласия среди психологов возникли по вопросу возможности экспериментального изучения психики. Вюрцбугская школа знаменита тем, что впервые начала экспериментальное изучение мышления.Работы функционалистов поколебали методологию ассоцианизма и основы структурализма (психика – это не структура, состоящая из неизменных элементов, а изменяющийся поток сознания).Французская психологическая школа поставила в центр своего внимания исследование тех факторов, которые определяют развитие психики (социальное окружение), также они изучали разнообразные отклонения от нормы.

II. Структурализм. На рубеже XIX – XX веков структурализм был самой распространенной психологической школой в США. 
Э. Титченер (1867 – 1927 гг.) – основатель школы структурализма, ученик В. Вундта. Э. Титченер назвал так свою теорию потому, что считал, что предметом психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру. Главные задачи структурализма видел в предельно точном определении содержания психики, выделении исходных ингредиентов этого содержания и законов, по которым они объединяются в структуры. Сознание понимал как человеческий опыт в его зависимости от переживаний субъекта, опыт, состоящий из простейших элементов - ощущений образов и чувствований. Методом обнаружения данных элементов служила особо организованная интроспекция. Э. Титченерсоставил список элементарных ощущений – более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из которых были зрительными (32820) и слуховыми (11600).

  1. Новые направления в психологии ХХ века: бихевиоризм, глубинная психология, гештальтпсихология, гуманистическая и когнитивная психология.

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.


Представители бихевиоризма:Джон Уотсон являлся лидером бихевиористического направления. Он предложил схему, разъясняющую поведение всех живых существ на земле: стимул вызывает реакцию. Уотсон придерживался мнения, что при верном подходе появится возможность полностью предсказывать поведение, формировать и контролировать с помощью изменения окружающей действительности поведение людей разных профессий. Механизмом данного влияния было объявлено обучение путем классического обуславливания, которое подробно изучил на животных академик Иван Петрович Павлов. Он обнаружил, что на базе безусловных рефлексов у животных складывается соответствующее реактивное поведение. Однако с помощью внешних воздействий у них можно выработать и приобретенные, условные рефлексы и формировать тем самым новые модели поведения.

  1. Общий обзор развития психологии в России.

40-60-е годы XIX в., т.е. период становления российской психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и научной программы. В силу логики развития (расцвет позитивизма и естественных наук) и благодаря сложившейся в России социальной ситуации (проведение комплексных реформ) в этот период из двух предложенных программ (К.Д.Кавелина и И.М.Сеченова) была выбрана программа построения психологии как естественнонаучной дисциплины, предложенная Сеченовым.

Вторая половина XX в. ознаменовалась возрождением школ, запрещенных в 30-е годы (школы Бехтерева, Выготского), активным поиском новых путей развития, новыми исследованиями и открытиями в разных областях психологии, прежде всего в когнитивной и возрастной. Возобновляются и связи с зарубежной психологией. Многие отечественные исследования, мало известные за рубежом (нейропсихологические работы А.Р.Лурии, понятие о зоне ближайшего развития Л.С.Выготского), получают широкое распространение в мировой психологии, дополняются новыми материалами.

  1. Зарождения российской психологии. Две тенденции ее развития.

Хотя отдельные психологические концепции были достаточно популярны в России еще в XVIII в., научная психология в нашей стране начала формироваться с середины прошлого века.

Шестидесятые годы XIX в. – один из самых знаменательных этапов в отечественной истории и науке. Ослабление цензурного гнета, открытие либеральных изданий, возобновление многих университетских курсов пробудили надежды прогрессивной части общества на то, что и в России наконец произойдет реформирование старого уклада, просвещение.