Файл: Курсовая работа Направление подготовки 44. 03. 05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт филологии, истории и востоковедения
Воронкова Карина Сергеевна
СВОЕОБРАЗИЕ НИВХСКОГО ЭПОСА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ
Курсовая работа
Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование»
(с двумя профилями подготовки)
Профиль подготовки: «Русский язык и литература»
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Допущена к защите: Научный руководитель:
зав. кафедрой русского языка и доктор филол. наук, профессор
литературы кафедры русского языка и
________________А. В. Смолина литературы
«___»___________2023 г. Е. А. Иконникова
Защита состоялась
«___»___________2023 г. Оценка_______________
г. Южно-Сахалинск
2023
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Эпос нивхского народа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Эпос и его значение в нивхской культуре (или в жизни нивхов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .5
1.2. Нивхский язык и его закрепленность в фольклорных произведениях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Глава 2. Авторский эпос нивхского народа на примере произведений Владимира Санги . . . . . .. 16
2.1. Фольклорно-этнографический аспект романа «Женитьба Кевонгов»: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.2. Мифопоэтическое содержание в рассказе «У истока» . . . . . . . . . . . . .19
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Введение
Духовная культура каждого народа многообразна в своих началах и проявлениях. Её научное осмысление требует большой систематической работы. Каждый народ имеет многовековую историю и свою культуру. Комплекс источников по древней истории, составленный из фольклорных, палеографических, археологических, антропологических и языковедческих материалов дает нам возможность рассматривать народ как индивидуальный и коллективный субъекты социальных отношений.
Устное народное поэтическое творчество составляет одну из важнейших областей традиционной культуры любого народа. На ранних этапах истории фольклор выражал мировосприятие и миропонимание социума, базирующихся на мифологии.
Исследование нивхского эпоса является одной из важнейших проблем фольклористической науки. И это понятно, ведь эпос народа – талантливое многовековое создание, завизированное временем, национальное богатство, ценность общечеловеческой культуры. Это памятник культуры особой важности, своеобразная гигантская амфора – хранилище мудрости и знаний, накопленных человеком на протяжении многих столетий.
Эпос отражает всю совокупность исторической жизни нивхского народа, его мироощущение, нравы и обычаи, мечты и чаяния, его духовный мир, сложившийся на протяжении большого исторического времени. Так возникли такие творения, как «Кыкык», «Бурундук», «Кедровка и медведь», «Тюлень и камбала», «Как чайки-крачки стали жить вместе», «Красавица дочь» и многие другие.
Актуальность работы заключается в глубоком интересе современного эпосоведения, фольклористики и современной лингвистики к многостороннему исследованию нивхского эпоса и его основные жанры.
Изучение нивхского эпоса является актуальной задачей фольклористов и лингвистов еще и потому, что он план
Оглавление
ово изучается во многих средних и высших учебных заведениях России, включается в хрестоматии и учебные пособия для школ и вузов, по ним проводятся научные исследования.
Целью исследования является изучение эпоса нивхского народа – на примере фольклорных и авторских произведений.
Изучение эпоса и жанров должно быть рассмотрено с учетом всех особенностей развития истории создавшего его народа. Именно такой подход позволит нам найти ответы на самые сложные и запутанные вопросы.
Перед нами стоит решение следующих задач:
-
изучить понятие «эпос» и его возникновение; -
изучить значение эпоса в жизни нивхского народа и рассмотреть его особенности; -
рассмотреть фольклор нивхского народа; -
разобрать фольклорно – этнографический аспект содержания в романе «Женитьба Кевонгов»; -
Произвести мифоэпический анализ рассказа «У истока». Объектом исследования является фольклорное и авторское творчество нивхского народа, а предметом – среда и ее влияние на развитие и творчество малочисленных народов. Основным материалом работы стали два произведения В.М. Санги (род. 1939), а именно: «Женитьба Кевонгов» и «У истока».
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее основных положений в школьном и вузовском преподавании краеведческой литературы, а также при проведении спецкурсов по различным темам в творчестве В.М. Санги.
Структура работы. Курсовая работа состоит введения, двух глав, заключения и списка литературы, который включает в себя около 30 источников.
ГЛАВА I. Эпос нивхского народа
1.1. Понятие эпос и его возникновение.
Слово «эпос» пришло к нам из греческого языка, в переводе с которого оно означает «слово», «повествование». Словарь даёт следующее толкование: во-первых, эпос — «род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой, представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героического эпоса, эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, очерк. Эпосу, как и драме, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени, хода событий в жизни персонажей. Эпосу присуща специфическая черта, которая заключается в организующей роли повествования. Автор эпоса предстаёт перед нами рассказчиком, который повествует о событиях, представляющих большую значимость в жизни народа, описывает облик персонажей и их судьбы. Повествовательный пласт речи эпического произведения непринужденно взаимодействует с диалогами и монологами. Эпическое повествование то становится «самодовлеющим, на время, отстраняя высказывания персонажей, то проникается их духом; то обрамляет реплики героев то напротив, сводит к минимуму и временно исчезает. Но в целом, оно доминирует в произведении и скрепляет все в нем изображенное. Именно поэтому, черты эпоса во многом определены свойствами повествования.
Речь выполняет в эпосе функцию сообщения о происшедшем ранее, как о чем-то вспоминаемом. А это значит, что между ведением речи и изображаемым действием в эпосе сохраняется временная дистанция. Эпический поэт рассказывает «о событии, как о чем-то отдельном от себя»1. Повествователь, от лица которого и ведется эпическое повествование, является посредником между изображаемым и читателями. В эпосе мы не находим никаких сведений о его судьбе, о его взаимоотношениях с героями. Однако, его речь, манера описания позволяют нам говорить о том, как в те далекие времена воспринимался мир, в котором жили изображаемые персонажи. Эпос вобрал в себя так же и своеобразие сознания повествователя.
Эпос охватывает бытие в его тематической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности. Такие используемые в эпосе изобразительно-выразительные средства, как: портреты, прямые характеристики, диалоги и монологи, пейзажи, действия, жесты, мимика, придают образам иллюзию зрительно-слуховой достоверности. Эпосу свойственен вымышленный художественно-иллюзорный характер изображаемого.
Эпическая форма опирается на различные типы сюжета. Сюжет произведений может быть предельно напряжен или ослаблен, так что происшедшее как бы тонет в описаниях, рассуждениях.
Эпос может сосредоточить в себе большое количество характеров и событий. Эпос является неким представлением о жизни в ее целостности. Эпос раскрывает сущность целой эпохи и масштабность творческого мышления.
Объем текста эпического произведения разнообразен — от рассказов-миниатюр (ранние произведения О. Генри, А.П. Чехова) до пространственных эпопей и романов («Махабхарата», «Илиада», «Война и мир»). Эпос может быть как прозаическим, так и стихотворным.
Говоря об истории возникновения эпоса, стоит подчеркнуть тот факт, что эпос формировался разными путями. Сложение панегириков (похвальных речей) и плачей способствует зарождению эпоса. Панегирики и плачи зачастую слагаются в том же стиле и размере, что и героический эпос: манера выражения и лексический состав почти одинаковы. Позже панегирики и плачи сохранятся в составе эпических поэм.
Первые эпические песни основывались на лиро-эпическом жанре. Они возникали из ритуальных синкретических представлений народа. На раннее эпическое творчество и дальнейшее становление форм художественного повествования огромное влияние оказали также устные, а позднее и письменно фиксируемые исторические предания.
Для древней и средневековой словесности характерно появление народного героического эпоса. Формирование тщательно детализированного повествования сменило наивно-архаическую поэтику кратких сообщений, характерную для мифа, притчи и ранней сказки. В героическом эпосе велика дистанция между описываемыми персонажами и самим повествователем, образы герое идеализированы.
Но уже в античной прозе происходят значительные изменения, а именно, дистанция между автором и главными героями перестает абсолютизироваться. На примерах романа «Золотой осёл» Апулея и «Сатирикон» Петрония, мы видим, что персонажи становятся рассказчиками, они говорят об увиденном и испытанном ими2.
В XVIII-XIX вв. ведущим жанром эпоса становится роман, где доминирует «личностное, демонстративно субъективное повествование»3. Порою, повествователь смотрит на мир глазами одного из действующих лиц, проникается его умонастроением. Такой способ повествования присущ Л. Толстому, Т. Манну. Существуют и другие способы повествования, например, рассказ о происшедшем является одновременно монологом героя. Для романной прозы XIX-XX вв. важными станут эмоционально-смысловые связи между высказываниями персонажей и повествователя.
Духовная жизнь нивхов разнообразна и интересна. Нивхи в процессе длительного исторического развития создали своё изобразительное искусство, сохранив первоначальные взгляды на природу. Они стали творцами различных жанров устного народного творчества, красочного орнаментального искусства. На первом месте в нивхском фольклоре стоит природа. Вся природа – деревья, реки, птицы, животные обладают человеческими чертами, чувствами, действиями, обычаями.
Нивхи верили в духов-«хозяев» (духи воды, земли, тайги), чтобы духи не разгневались на них, нивхи устраивали жертвоприношения – «кормления».
В фольклоре нивхов выделяют 12 самостоятельных жанров: сказки, предания, лирические песни и т.п. Фольклорный герой нивхов - безымянный, он борется со злыми духами, выступает на защиты обиженных как поборник добра и справедливости.
В давние времена нивхский фольклор был хорошо развит, сочинялись мифы, легенды, сказки – фольклор нивхов процветал! В данное время нивхская молодежь не верит в чудеса, и потому, наверное, этот вид творчества пришел в упадок. А ведь созданные народом творения так красивы!
Нивхи – малый этнос России, который проживает на севере острова Сахалин и в Хабаровском крае вблизи устья реки Амур. Прежде нивхов называли гиляками. В настоящее время численность нивхов составляет 4500 человек. Их называют одним из самых загадочных народов, так как об их происхождении до сих пор идут споры, а язык нивхов не похож ни на один язык мира. Замечание 1 Нивхский язык относится к изолированным. Изолированность языка означает то, что его родство с другими языками не установлено. Во всем мире таких языков мало, наиболее известным является язык басков. Ученые предполагают, что этот язык – наследие доиндоевропейского населения. Нивхский язык является таким же отголоском глубокой древности. О генетических связях нивхского народа есть несколько версий, однако ни одна из них не доказана. Однозначно удалось установить лишь то, что язык нивхов относится к палеоазиатским. Из-за того, что в нивхском языке широко распространено чередование согласных, народы, жившие по соседству с нивхами, практически были не в состоянии усвоить этот язык. В то же время сами нивхи легко учились говорить по-маньчжурски и по-русски.
Письменность у нивхского народа появилась только после установления советской власти. До середины XX века использовался латинский алфавит. Начиная с 1953 года стала использоваться кириллица, видоизмененная с помощью апострофов. Такой алфавит состоит из 44 букв. Из-за активно проводимого советской властью просвещения народа, а также вследствие борьбы с традиционной культурой и шаманизмом, число носителей древнего языка стремительно снижалось. Родным языком на данный момент владеют лишь 23% нивхов, преимущественно это пожилые люди. Для того, чтобы сохранить этот уникальный язык, власти Хабаровского края и Сахалинской области предпринимают активные меры. Для этого издаются учебные пособия и книги на нивхском языке, кроме того, он преподается в младших классах школ. Газета на нивхском языке «Нивх диф» в последнее время выходит с перебоями и тиражом всего в 350 экземпляров. Самый популярный писатель из нивхского народа Владимир Санги писал, что молодое поколение фактически не изучает родной язык, а сами преподаватели нивхского языка владеют им недостаточно хорошо. Все это оказывает сильное влияние на развитие нивхской литературы.