Файл: Курсовая работа Направление подготовки 44. 03. 05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В параграфе исследуются особенности функционирования в романе В. Санги художественного времени и пространства Мифологическое время в жизни рода сопряжено с промысловой деятельностью нивхов, временем «рунного хода рыбы», «заготовки юколы», и оно фиксируется посредством тылгуров. Время это контрастирует с социально-историческим временем «чужаков», маркированным в романе политическими событиями, в частности расстрелом рабочих на Ленских приисках.

Типология образов позволяет выделить функциональную значимость образа женщины и героя-«чужака». Образ женщины в романе В. Санги дегероизирован и демифологизирован. Вечная труженица в чуме, мастерица, «ловкая во всякой работе», отсутствие «личностно-индивидуального» начала, — вот типичный портрет героинь романа В. Санги. Чувство времени для Талгук и Ланьгук сосредоточено в настоящем, они живут настоящим, замечая ход времени только с появлением детей, началом и концом промысла, голодной зимы. Это сближает героинь романа «Женитьба Кевонгов» с фольклорные героинями.

Влияние эпической традиции проявляется и в образе героя - «чужака». Так, мы впервые выявляем в образе якутского купца Чочуны типологические черты героя-трикстера, главное оружие которого притворство. Выбор необычного, обходного пути - типичный трикстерский аспект поведения. Для трикстера характерны соответствующие поступки - хитрость и обман. Согласно концепции Е. Мелетинского и Е. Новик, «трюк» мы рассматриваем как особый фольклорный мотив в художественном тексте. Трюки трикстера обычно группируются вокруг темы «добывания объекта». Глубинный семантический уровень текстов о трикстерах составляют предикаты «добывание», «отчуждение» и «похищение». Чочуна - «трикстер» притворяется добрым подателем. Выпячивание «доброго ядра» у Чочуны-хищника также сближает героя с героем-трикстером. Он заставляет хитростью выполнять нивхов то, что выгодно ему и превращает антагониста-жертву (в качестве которой выступают нивхи) в своего невольного помощника.

Обращение к традициям тылгура, нивхской песни и пословицам, скрупулезное описание обрядов позволило автору характеризовать поступки персонажей, давать оценку действительности в первую очередь глазами самих нивхов. Одновременно фольклорно-этнографические реалии в романе В. Санги стали средством характеристики, художественно-исторического, социально-философского постижения этнического «психотипа» сородичей, осмысления жизни нивхов, поставленных на грань физического исчезновения, и способствовали воссозданию в деталях мира нивхов в начале XX века.


2.2. Мифопоэтическое содержание в рассказе В. Санги «У истока»

Мифологизм как мироощущение, свойственное младописьменным литературам, кажется уникальным, поскольку современный европейский читатель привык видеть в мифопоэтике только литературный прием. Так, например, в литературоведческий тупик заводит вопрос об авторе нивхской эпической поэмы, рассказанной народной сказительницей, осмысленной и записанной писателем-нивхом. (Мы говорим об эпической поэме нивхского писателя Владимира Михайловича Санги «Рожденный Ыхмифом», которая была записана им со слов народной сказительницы Хыткук и переведена на русский язык Н. Грудининой).

Личность В.М. Санги требует особого разговора. Выпускник ЛГПИ им. А.И. Герцена и слушатель высших курсов Литературного института им. М. Горького, он представляется человеком, воспитанным, по крайней мере, в двух культурах. Для нивхов он «человек Ыхмифа» (Ыхмиф – нивхское название о-ва Сахалин), культурный герой, прародитель и хранитель этноса. Именно он создаст на основе кириллицы нивхский алфавит и подарит своему народу письменность. Именно он станет основоположником нивхской национальной литературы (и единственным ее представителем). Его страстные публицистические выступления в конце 80-х гг. ХХ в. заставят задуматься о судьбе вымирающих народов Севера и Дальнего Востока.

Санги входил в большую литературу одновременно с писателями – представителями «деревенской» прозы, в тот период, когда обозначается новый культурный миф, основу которого составляет образ вымирающего национального мира, хаос, способный стать первопричиной новой жизни.

Мы проанализировали рассказ В. Санги «У истока» и показать, как автору удается создать эпический сюжет на минимальном пространстве текста. Как повествование о жизни одного старого нивха превращается в миф о бессмысленности личного бессмертия. Как представитель «младописьменной» литературы сумел соединить жанр физиологического очерка с притчей.

Сюжет рассказа при первом прочтении кажется необычайно простым. Главный герой рассказа – Полун – самый древний человек на побережье, переживший свой род, живет бобылем. Когда невесту увели в большой род, он больше не искал себе жены. На склоне лет Полун понимает, что «в чем-то допустил непростительную ошибку, как будто где-то поступил не так, как надо было». Главная забота постаревшего героя – о рыбе, которой с каждым годом становится все меньше, а еще он любит смотреть на нерест кеты, наблюдая «начало новой жизни». Однажды зимой подо льдом Полун увидел старого самца лосося, который не выбросил молоки и поэтому остался жить (по закону природы рыба после нереста погибает.). Рассказ заканчивается словами: «старик видел теперь только два огромных рыбьих глаза и в них – тоску и укор».



Первый, самый простой уровень анализа позволяет легко выделить главную тему рассказа – тему продолжения рода. Название рассказа символично: «исток» – начало, первоисточник и первопричина. Самый древний человек Полун как будто сам стоит у истоков рода, оказывается сопричастен таинству зарождения жизни на земле. Концептуален портрет героя: «у самого древнего человека на побережье» лицо «как кора старой лиственницы». В нивхских мифах о происхождении говорится, что нивх создан из лиственницы и потому темен лицом. В тексте начинает работать мифологическое время – время первогероев и первопричин. Полун – не столько человек, сколько «первочеловек» рода, самый старый человек. Совершенно очевиден параллелизм: старик Полун – старый лосось, два бобыля, обреченные на муку бессмертия, потому что не выполнили основного родового закона – продолжения рода. Можно отметить прием зеркального изображения героя. Полун дважды видит себя в зеркале: сначала «из неба, лежащего под ногами, глянул на него старик с белыми, торчащими во все стороны волосами», а затем он наблюдает за лососем: «жабры выцвели, пообтрепались. И из них, как космы бороды, свисают зеленые водоросли». Соотнесенность «рыба-человек» уместна для мифологического мышления автора. Внимательное прочтение текста позволяет отметить особенности пейзажа, где дым над домами струится, как из трубки Полуна, а значит, мир человеческий и природный вновь сопрягаются в единое целое, человек – часть макрокосма и его элементарная частица, целиком повторяющая мировую систему.

Казалось бы, все в тексте прозрачно и понятно. Однако при подобном прочтении рассказа пропадает энергетика текста. Загадка крошечного по объему произведения остается неразгаданной. Интересные выводы позволяет сделать мотивный анализ текста.

В рассказе «У истока» существует несколько устойчиво повторяющихся мотивов. Самый важный из них – мотив рода. «Полун – последняя ветка из рода Кевонгун», «его род пришел на Сахалин одним из первых…», «некогда род Кевонгун был могущественным. Но от поколения к поколению хирел».

Еще один сквозной мотив – мотив солнца. «Солнце застряло где-то между горами, но живым заревом оповещало мир, что вот-вот выйдет к нему», «природа, затаив дыхание, ждала восхода солнца». А вот еще один важный отрывок
, где переплетено множество интересующих нас мотивов. «Очень давно предок Полуна перевалил Сахалин по ветру Конгр в сторону восхода солнца через высокий хребет Арквовал. Он вышел на солнечную долину, густо покрытую могучими тополями. Быстрые студеные струи, соединившись, превратились здесь в большую реку». Собранные вместе на малом пространстве мотивы ветра, солнца, реки и объединяющий их мотив старейшины рода – предка – позволяют провести параллель между этим отрывком и известнейшим ветхозаветным текстом: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги своя. Все реки текут в море, но море не переполняется, к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь…».

В тексте рассказа В. Санги «У истока» совершенно очевидны мотивы книги пророка Экклесиаста (Экклезиаста). Одна из сокровенных тем его книги – тема повторяющейся жизни, в которой нет ничего нового под солнцем, ибо все когда-то было. В рассказе нивхского писателя тема повторения и возвращения жизни решается не только на уровне повторяющегося «пучка мотивов» (термин О. Мандельштама). Само художественное время циклично, и исчисляется оно «сезоном дороги» – от осени до весны…Все многократно повторяется. Рыбы, пройдя нерест, умирают, оставив «солнечную, оплодотворенную воду», а Полуну, нарушившему основной закон рода, остается наблюдать, чтобы не иссякала жизнь в воде. Его личное время утратило цикличность, выпрямилось.

Вероятно, имеет смысл говорить о неомифологической парадигме, характерной для текстов авторов, представляющих младописьменные литературы. В ней соединяются архаическая бытовая, литературная и культурная мифология. Думается, что неомифологические принципы моделирования текстов исподволь разрушали канон литературы социалистического реализма, в частности, представление о социальной детерминированности человека.

Заключение

Богатство человеческого общества, отдельного народа или индивида измеряется, прежде всего, уровнем его духовно-культурного развития, количеством и качеством тех духовных ценностей, которые созданы на протяжении всей его истории.

Произведения «Женитьба Кевонгов» и «У истока» являются драгоценными памятниками культуры каждого народа, благодаря им, мы можем заглянуть в прошлое и понять, как и чем жили наши предки. Эпос раскрывает мировоззренческие, мифологические, религиозные, философские идеи и мысли, в развитии и становлении которых участвовали все этносы - большие и малые.


В фольклоре каждый творец идет по следам тех, кто искал пути к осознанию бытия, к представлениям о мире, времени, пространстве, о первосущности природных и социальных явлений. Эпос выступает как совокупность знаний этноса, извлеченная им из духовно- практического опыта. Эти знания были сформированы вербально еще задолго до изобретения письменности в форме пословиц, поговорок, преданий, легенд, нравоучительных сказаний.

По своему смыслу и значению, говорил М. Горький, «знания — это было своеобразной наукой», «когда оно говорило о качестве материала, приемах работы, свойствах зверей, съедобности и лечебной силе растений, о социальном поведении в семье, роде, племени и так далее, — все это закреплялось в форме кратких изречений, которые имели силу законов, заветов, правил».

Исследуя особенности каждого из эпосов, мы пришли к выводу: эпос является дневник жизни нивхского народа. Они со своей историей, писали о том, что представлялось наиважнейшим. И оказалось, что этот народ объединяет общечеловеческие ценности. Для героев ценностями являются жизнь, здоровье, семья, родственные отношения, отчизна, быт.

Эпос - огромный источник информации. Мы вскрыли те заложенные знания, показали происходящие в эпосах события, попытались разобраться в тех непростых условиях, при которых действовали наши герои.

В ходе работы мы изучили эпос нивхского народа, а также различия в мысли, его истории и культуры, которые нашли свое отражение в каждом из эпосов, следовательно, можно говорить о том, что цель исследования была достигнута.

Сравнивая два различных жанра, мы узнали, что многие герои обладают одинаковыми чертами характера, а также попадают в схожие ситуации. На протяжении сюжета двух изученных произведений прослеживаются одни и те же мотивы повествования. Мы установили, что эпосы создавались в различные периоды времени, а это значит, что персонажи жили при разных условиях. Необходимо подчеркнуть, что каждый эпос знакомит нас с культурой, обычаями и ценностями своего народа. Мы рассмотрели и проанализировали роль и место эпоса в жизни нивхского народа, акцентируя внимание на развитии поэтического мышления народа и его мировоззрение на разных этапах развития.

Дальнейшее изучение эпосов может приоткрыть завесу тайн, хранившихся в те далекие времена. Особенности сюжетно-ролевой структуры, многообразии художественных средств показали национальный характер, нравы и обычаи нивхского народа.