Файл: Курсовая работа Вопросы спелеоподготовки спасателей мчс россии спасатель международного класса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2 Сводная таблица категорированных пещерах регионов РФ и
спелеоЧП с летальными последствиями
Из них
Спелео ЧП в пещерах региона
Регион
Всего кат. пещер
1-2 к.с.
3 к.с.
4 к.с.
5 к.с
6 к.с.
Название пещеры
Кол-во случаев
Снежная-
Меженного
1 им.В.Пантюхина
1 им.Илюхина
1
Московская
1
Заблудших
3
Алексинского
1
Абсолютная
1
Осенняя
3
Студенческая
1
Географическая
2
Ручейная
2
Кавказ и
Абхазия
Более
320
260?
31
18
10
7
Воронцовская
1
Красная
3
Крым
Более
140
131
9
1
-
-
Монастырь-Чокрак
2
Пинего-
Кулой
50
45
5
-
-
-
Сумган
2
Темная
1
Российская
2
Шульган-Таш
1
Урал
112
109
3
-
-
-
Киндерлинская
1
Алтай
14
10
4
-
-
-
-
Кузнецки й Алатау
22
21
1
-
-
-
Ящик Пандоры
3
Саяны
20
19
1
-
-
-
Торгашинская
4

Таблица 3 Распределение ЧП в зависимости от спелеоопыта
Итого
Тур. опыт
Без опыта
1 к.с
2 к.с.
3 к.с.
4 к.с.
5 к.с.
Нет данных
Кол-во
%
Кол-во ЧП
4
4
9
10
9
2
12
50
В проц (%)
8
8
18
20
18
4
24
100
Таблица 4. Распределение ЧП по глубинам район Большого Сочи и система
Снежная-Меженного по данным (3,4)
Итого
Глубина
относительно
входа
0
0-100
100-200
200-300
400-500
500-600
600-700
Кол-во
%
Всего (кол-во)
13
55
25
12
1
1
107
Итого ( % )
12.1
51.4
23.4
11.2
0,93
0,93
100
Можно предполагать, что при современных тенденциях развития российской спелеологии и спелеотуризма:
- наиболее вероятными объектами спасательных работ будут являться пещеры массивов Арабика и Бзыби (Республика Абхазия), где располагается основная масса пещер V- VI к.с. и ведутся интенсивные поисковые работы как на поверхности так и в продолжениях уже известных пещерах, что означает увеличение линейных размеров и глубин известных пещер и появление новых
(неизвестных) пещер от IV до VI к.с. Вероятность ЧП на глубине 1000 и более метров маловероятно, наиболее вероятная глубина до 500 метров, при этом может потребоваться расширение достаточно протяженных участков пещеры;
-резко снизилась вероятность ЧП в пещерах района массива Алек в связи с изменением статуса территории;
-в связи с сокращением географии спелеотуризма (установление границы с
Абхазией и закрытием района Алек активизировались поисково-исследовательские работы на местах и в ближних от места проживания регионах (Урал, Кузнецкий
Алатау, Алтай). Возможны ЧП в еще неучтенных (новых) пещерах, а также в безкатегорийных, среди прочего. Основные травмирующие факторы: падения, обвалы глыб, подвижка осыпей при попытках поиска новых продолжений и посещения пещер неподготовленными группами (аналог п.Российская, 2009).
- повысится вероятность ЧП в пещерах Крыма и расширится список аварийных пещер региона, в связи с вхождением его в состав РФ, потому как этот регион, вероятно, станет более посещаемым, как спортивными, исследовательскими, так и коммерческими группами со всеми вытекающим последствиями.
Особенности техники и снаряжения SRT.
До конца 1960 годов во всем мире господствовала единственная лестнично- веревочная техника (ЛВТ). В основе которой был принцип двух независимых опор,

как в горной технике и альпинизме. Спуск и подьем человека выполнялся по тросовой лестнице, а веревкой выполняли верхнюю страховку.
К середине 50-х годов пещеры Западной Европы перешагнули уже 500 метровую отметку глубины. По многим причинам именно тогда стало ясно, что для продолжения исследования этих пещер вглубь необходимо отказаться от лестниц в связи с их громоздкостью и массой проблем при навеске и снятии. Применение нововведений, типа механических лебедок, также не оправдалось по причине высокой аварийности.
В отличие от горной техники, где веревка является средством страховки, в пещере веревка это линейная опора с помощью которой можно и подниматься и спускаться, а не только страховаться. Осознание этой очевидной истины дало толчок к появлению того многообразия существующих спелеологических техник, и способов, в то время как горная на протяжении долгого времени всего своего существования менялась не столь существенно и кардинально. Однако представить в тот момент веревку в качестве единственной опоры для подъема или спуска большинство спелеологов не смогло. Когда впервые, концепция применения одной веревки вместо двух была опубликована в 1973 году во Франции, она вызвала, в самом прямом смысле, шквал отрицательных эмоций и абсолютное неприятие со стороны большинства ветеранов-спелеологов.
Оригинальность же идеи заключалась в том, что ее основатели придумали главное
- как уберечь единственную веревку от повреждения трением, и как передвигаться по ней через все эти искусственные препоны.
В СССР первое публичное сообщение про одноопорную технику SRT было сделано в 1985 году перед участниками всесоюзного семинара высшей инструкторской подготовки (спелеотуризм) завучем семинара Лайцонес Э.
Контингент семинара имея за плечами опыт походов четвертой-пятой категории очень хорошо понимал проблемы советской трос-веревочной техники, чтобы сразу оценить преимущества SRT. Однако для массового внедрения ее условия еще не сложились, потому как пойти и купить основную веревку требуемого качества было в то время невозможно по причине абсолютного отсутствия ее в продаже.
В мире существует несколько школ одноопорной техники. При внешней похожести, имеются отличия, даже на национальном уровне. Наиболее принципиальные отличия имеются между европейской (SRT) и северо- американской (IRT) техникой При кажущемся сходстве в отказе от второй веревки и заботе о сохранности единственной, эти варианты отличаются друг от друга.
Европейская пошла по пути сохранности веревки за счет минимального количества защитных приспособлений устанавливаемых на веревке (протектора, оттяжки), что достигается созданием большего количества промежуточных точек закрепления веревки. Американская пошла по пути улучшения качества единственной веревки и защиты ее многочисленными приспособлениями.
Американская техника проще и экономнее европейской. Однако, отказавшись от
«лишних» промежуточных точек закрепления веревки, американцы «пролетели» мимо всех достоинств «европейской» школы:
1) скорость спуска и подъема
При том что рекорд по скорости подъема принадлежит американцам, на навеске пещере они уступают европейцам, ведь сколько промежуточных точек крепления веревки, столько человек одновременно могут подниматься или спускаться по одному отвесу.
2) отведение навески от воды на случай паводка
Американцы по условиям своих пещер этим вопросом не озадачивались.
Европейцы за счет использования промежуточных опор имеют возможность выполнить навеску так, что она будет безопасна для движения даже в паводок, что

типично для всей альпийской Европы и Кавказа.
3) Транспортировка груза
Скорость движения в большой степени зависит от способа транспортировки груза.
Не самый скоростной способ подъема «Дэд-Фрог» в отличие от прочих позволяет как подниматься с грузом, так и отдыхать по необходимости без дополнительных манипуляций со снаряжением. Транспортные мешки, закрепленные на беседке, благодаря чему положение центра тяжести спелеолога с любым грузом, остается неизменным, не застревают да и вообще не касаются стен.
Современное снаряжение для технологии SRT.
Любая навеска начинается с точки закрепления веревки. Благодаря уникальной возможности создать ее с помощью молотка всего за 10-15 минут, основным, до последнего времени являлись корончатые 12-миллиметровые "SPIT"ы. В последние годы для ускорения процесса все более широко применяются аккумуляторных и ДВС перфораторы с анкерными устройствами внешнего диаметра 10 мм. Теоретически, конструктивная прочность их, тем более надежность, в трещиноватых породах конструктивно выше стандартных "SPIT", однако, качество материала из которой они изготовлены часто вызывает большое сомнение. Сведений о проведенных когда-либо в России испытаниях на
несущую способность используемых спелеологами анкерных устройств нет.
Индивидуальная страховочная система.
Основой ее являются беседки различных конструкций, но обязательно с двумя петлями для замыкания ее специальным карабином Mallion Rapid и грудным зажимом Croll, низкое расположение этого элемента является отличительной особенностью спелеобеседок. Верхняя часть системы выполняет функцию поддержки в вертикальном положении зажима Croll и не предполагает каких-либо другое.
Карабины
Карабины, применяемые в спорте и туризме не подлежат обязательной сертификации.
В настоящее время классическая альпийская SRT спелеотехника допускает исполнении всей трассы навески веревки сверху донизу карабинами без муфт. В списке личного снаряжения французского руководства рекомендовано 6 - 7 карабинов из которых только два с муфтами, предохраняющими их от самопроизвольного открытия, и только один из них соединяет человека с единственной веревкой при спуске через спусковое устройство.
Зажимы
Спелеологи предпочитают французские «Basic», «Сroll», «Ascension». Многие фирмы выпускают зажимы по образу и подобию их, экспериментируя с формой кулачка, зубьев, фиксатора и т.п., но зажимы фирмы «Petzl» остаются непревзойденными по совокупности характеристик применительно к SRT. (14).
Именно в зажимах «Petzl» появилась очень важная деталь – ограничитель поворота кулачка, сразу сделавшая их много более устойчивыми к нагрузкам (до
1200 кг) и, главное, более безопасными при больших нагрузках.
Спусковые устройства
.Наиболее известными является "Simple" и "Stop D09" фирмы «Petzl», последний давно знаком спасателям МЧС, но популярности не получил по причине давно всем известных проблем:
1. Недостаточное трение при стандартной заправке веревки в спусковое устройство;

инструкция настоятельно рекомендует применять специальные карабины, создающие дополнительное торможение «Handy», «Freino».
2. Имеет место быстрый износ нижнего опорного ролика из легкого сплава из-за локализованной нагрузки, что особенно быстро происходит при работе на веревках разного диаметра.
3. В мировой литературе описано немало случаев недозакрытия спускового устройства после установки на веревку со смертельными исходами и тяжелыми травмами. Именно этот случай имел место при спелеоЧП в августе 2003 в п.Крубера-Воронья (А.Кабанихин, Абхазия), где в спасработах принимали участие спасатели ЮРПСО.
Конструкция самоблокирующегося спускового устройства "Stop D09" также неудачна из-за подверженности так называемому "паническому"рефлексу.
Возможность непроизвольно сжать рукоятку и превратить спуск в падение при потере контроля за спусковым концом веревки находится среди наиболее частых причин ЧП.
И все же число поклонников "Stop D09" убывает весьма медленно, потому как вся европейская техника работы на веревке в SRT разработана под это спусковое устройство от самых первых шагов на вертикали, до полномасштабных профессиональных спасательных работ.
Тактика и технологии спасательных работ в пещерах.
Специфика пещер определяет особенности характера спасательных работ.
Пострадавший с тяжелой травмой в пещере не может известить о ЧП спасателей по причине отсутствия и невозможности какой либо мобильной связи. Именно про этой причине одиночное движение в пещере запрещено. Своевременно оказать ему необходимую техническую и первую помощь и создать максимально возможный комфорт может только его напарник. Исход тяжелой травмы в пещере определяется способностью остальных участников спортивно-туристской группы к адекватным возможным действиям для стабилизации состояния пострадавшего и его жизнеобеспечения. От этого зависит, что именно, будут транспортировать прибывшие по вызову спасатели: пострадавшего или его труп. Время прибытия спасателей, может составляет от нескольких часов до нескольких суток, что определяется освоенностью района, наличием сети мобильной связи на поверхности, и местоположением спелеоЧП в самой пещере. В России имеется весьма ограниченное количество разветвленных пещер, где поиск места ЧП без сопровождающего может занять несколько часов. В большинстве случаев место
ЧП будет располагаться по пути следования вглубь пещеры. Таким образом, спасатели в пещере должны выполнить следующие задачи:
-подход к месту ЧП;
-уточнение диагноза, выбор способа и тактики транспортировки, создать пострадавшему комфортные условия, при отсрочке эвакуации (по возможности оказать квалифицированную медицинскую помощь);
-подготовить маршрут и системы для транспортировки пострадавшего;
-транспортировать пострадавшего к выходу из пещеры по оборудованному маршруту с последующей выемкой снаряжения и оборудования.
При этом в вертикальных и каскадных пещерах львиную часть времени занимает подготовка маршрута и транспортировка. В зависимости от сложности и протяженности участка, количества спасателей, для подготовки транспортной системы может потребоваться до 10 и даже более часов. Если же предстоит расширять узости по ходу движения носилок, то это может занять несколько суток практически непрерывной работы спасателей под землей.
Жесткие

микроклиматические условия пещер требуют непрерывной транспортировки пострадавшего от пункта жизнеобеспечения до выхода на поверхность. Когда состояние пострадавшего, количество спасателей или снаряжения этого не позволяет, транспортировка пострадавшего должна выполняться также безостановочно от одного оборудованного пункта жизнеобеспечения до другого. В любом случае любые спасательно-транспортировочные работы должны планироваться и осуществляться в первую очередь по состоянию и возможностям пострадавшего.
Ограниченность пространства пещер определяет особенности технологии транспортировки пострадавшего в носилках. В пещерах очень редко представляется возможность просто идти с носилками. Обилие неровностей, неустойчивых камней и глыб при отсутствие света, делают такое элементарное на поверхности действие невыполнимым.
Известно несколько стандартных алгоритмов для различных морфологических участков пещер. Наиболее часто на относительно горизонтальных и наклонных участках, где можно свободно двигаться, спасатели, заняв позиции в две линии лицом друг к другу, передают носилки с рук на руки по «живому коридору», в котором оказавшиеся уже позади носилок спасатели переходят вперед чтобы вновь принять носилки. В нешироких низких галереях, где обойти носилки невозможно применяют вытягивание их веревкой с сопровождением спереди для направления тяги веревки и координации групповых действий. На наклонных участках, и в выклинивающихся книзу расщелинах носилки транспортируются по натянутому горизонтальному или наклонному троллею с выдачей или подтягиванием другой веревкой. На вертикальных участках и каскадных пещерах носилки приходится поднимать на различную высоту в зависимости от условий от нескольких метров до 100 метров и более. На месте откуда будут поднимать или перемещать при помощи веревке носилки с пострадавшим оборудуется «станция» с необходимым количеством надежных опор для оборудования системы транспортировки и страховки пострадавшего в носилках. При транспортировки по натянутому наклонному или горизонтальному троллею станции оборудуются на обоих концах. Необходимо продумать и обеспечить самостраховку работающих спасателей при транспортировке носилок, а также, трассу подхода к каждому рабочему месту от навески SRT и страховку, при необходимости. Для подъема носилок, как правило, применяется способ под названием «противовес». Сопровождающий при подъеме носилок двигается самостоятельно по навеске SRT. Подъем носилок системой транспортировки и движение спасателей по навеске SRT не должны мешать друг другу. Полиспасты для подъема носилок, как правило, не используются, но часто применяются для передачи носилок с верха колодца в узкие извилистые ходы.
Конструкция носилок для транспортировки пострадавшего, помимо очевидной прочности и жесткости для транспортировки пострадавшего с травмами позвоночника, должна обеспечивать защиту пострадавшего от капежа, брызг, иметь интегрированную систему крепления в них пострадавшего, чтобы не одевать многократно эту систему на него , возможность подвески носилок для подъема в горизонтальном и вертикальном положении и как можно ниже расположенные две точки на переднем и заднем конце носилок для подвески на троллей и, при всем этом, иметь минимально возможные габариты по длине и ширине.
Считается, что в настоящее время существует две спасательные технологии, применяемые в пещерах СССР и России. Это заявление требует уточнения.
Появление первой из них относится к середине 30-х годов. Это спасательная технология разработанная Ф. Кропфом, которая стала широко известна и распространилась среди туристов после массовой публикации в 1975 году в