Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 2 Вопрос Какова основная задача культуры речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра юриспруденции

Форма обучения: заочная/очно-заочная

ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Группа Гу19П111


Студент




Н.С. Лиханова







МОСКВА 2020

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №2

Вопрос 1. Какова основная задача культуры речи?

Литературный язык тесно связан с понятием культуры речи. Умение четко выразить свои мысли важно на сегодняшний день для всей сфер социальной жизни

Понятие культуры речи содержит три основных компонента – нормативный, коммуникативный и этический. Из них и определяются основные задачи культуры речи.

Культура речи определяет, прежде всего, правильность речи то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями.

Задача культуры речи - контролировать эти нормы и прослеживать их реальное изменение. Нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. Однако функции культуры речи не могут быть сведены к традициям «правильно-неправильно». Ещё одна функция культуры речи – определение коммуникативных задач языка.

Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи. Она включает в себя такие качества речи, как точность, понятность, разнообразие речи, чистота и выразительность. Еще один момент – этический.


Этикет – внешняя оболочка нашей речи, эстетическая сторона высказывания, но не только. Этикет учитывает и правильность лексики, используемой в том или ином стиле, а именно: насколько можно соответствовать стилю. Например, не следует применять эмоциально окрашенную лексику в официально-деловом стиле. Соблюдение этих норм и контролирует этикет. Большое влияние на этикет оказывают пол, возраст и профессия говорящих. В зависимости от этих факторов люди по-разному пользуются этикетом. Этикет контролирует нормы языка, поэтому нецензурная лексика и разговоры на «повышенных тонах» являются категорическим нарушением этикета. Отдельной задачей является прослеживание, чтобы специфическая лексика одного стиля не попадала в другой стиль.

Нормативность является связующим звеном между коммуникативной функцией и этикетом. Все эти параметры складывались постепенно в результате отбора подходящих коммуникативных и этикетных форм. Со временем нормативной может стать лексика, которая раньше не соответствовала нормам литературного языка, т.к. язык – структура подвижная и постоянно меняющаяся. Отсюда ещё одна задача теории культуры речи – прослеживание изменения в языке.

К задачам культуры речи также можно отнести принятие иностранных слов, профессионализмов и слов, которые могут быть непонятными большинству слушающих. Это в свою очередь относится к функциям языкового этикета. Не стоит употреблять, например, иностранные слова, заведомо зная, что собеседник вас не поймет.

Необходимо помнить, что правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умное использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова.

Как вывод ко всему вышесказанному можно определить основную задачу культуры речи, а именно: нормализация языка с целью совершенствования его как орудия культуры.
Вопрос 2. Что понимается под кодификацией языка?


Кодификация языка (лингвистическая кодификация) эксплицитное признание нормативности языковых явлений или фактов, зафиксированных в словарях, грамматиках, разработка правил и предписаний, способствующая сохранению литературных норм и их научно обоснованному обновлению.

Вопрос 3. Что такое языковая норма?
Языковая норма – исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Норма является одним из существенных свойств языка, обеспечивающих его функционирование и историческую преемственность за счет свойственной ей устойчивости, хотя и не исключающей вариантности языковых средств и заметной исторической изменчивости, поскольку норма призвана, с одной стороны, сохранять речевые традиции, а с другой – удовлетворять актуальным и меняющимся потребностям общества.

В Росси порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ определяется правительством РФ. Составление словарей и нормативных языковых конструкций ведется Институтом Русского языка Российской Академии Наук, Государственным институтом русского языка им А.С. Пушкина, Московским Государственным Университетом им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом.

Вопрос 4. Как вы определите функции языковой нормы?
Языковая норма — это общепринятый образец употребления языковых единиц, характерный для определенного периода развития литературного языка. Как синонимы к этому термину используются варианты «норма», «литературная норма», «норма литературного языка». Языковая норма предписывает, как ставить ударение в словах, как произносить звуки и их сочетания, как сочетать слова в предложении, какие окончания слов выбирать, как строить предложения и составлять тексты. Иными словами, языковая норма проявляется на всех уровнях языка, от фонетического (звуко-буквенного) до текстового.
Вопрос 5. В чем опасность установления только жестких, незыблемых норм?

На мой взгляд, опасность установления жестких, незыблемых норм влечет за собой необратимый процесс, в результате которого носителей языка просто на просто не будет.

Задание.


Правила

Нормы

Постановка ударения
Произношения
Употребления слов

Образования слов

Образования грамматических форм слова
Объединения слов в словосочетания и предложения
Написания слов
Постановка знаков препинания


Акцентологические средства - средства
Орфоэпические баловАть
Лексические адресат – адресант; советник – советчик; болотный – болотистый.

Морфологические Окна закрыты прекрасной тюлью. (Нужно: тюлем — слово тюль — м.р.).




Синтаксические
Орфографические вада-вода

Синтаксические



Задание.
Признаки языковой нормы:

Три основных признака:

  • регулярная употребляемость (воспроизводимость) данного способа выражения;

  • соответствие этого способа выражения возможностям системы литературного языка (с учётом её исторической перестройки);

  • общественное одобрение регулярно воспроизводимого способа выражения (роль судьи в этом случае выпадает на долю писателей, учёных, образованной части общества).

Задание.

Культура речи - часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и своеобразным показателем профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, журналистов, менеджеров, экономистов, инженеров и т.д. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, учит, воспитывает, ведет деловые переговоры, оказывает людям различные услуги.

Задание.

1.На решение этой задачи необходимы дополнительные средства. 2. Не могу согласиться с тем, о чем говорил докладчик. 3.
Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает больше времени. 4. В современном переводе много языковых погрешностей. 5. Такой разносторонний орган, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. 6. Хочу подчеркнуть о том, что особенно важно. 7. Гражданам, которым что-либо известно о местонахождении преступника, просим позвонить по телефону. 8. Многие приняли участие в крестном ходе.