Файл: Территориальная организация местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ



План

2.1. Понятие, признаки и виды муниципальных образований в РФ. Общие положения о территориях муниципальных образований.

2.2.Поселения в РФ: понятие, виды, особенности. Муниципальные районы: понятие, общая характеристика.

2.3.Округа как вид муниципальных образований в РФ: понятие, виды, особенности.

2.4.Изменение границ муниципальных образований.

2.5.Объединение муниципальных образований, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением.

2.6.Разделение муниципальных образований, выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.

2.7.Изменение статуса муниципальных образований.

    1. Понятие, признаки и виды муниципальных образований в РФ. Общие положения о территориях муниципальных образований


Ст.131 Конституции РФ закрепляет, что местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и на других территориях.

Новая редакция этой статьи, предусмотренная законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 1-ФКЗ, гласит, что местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций.

Таким образом, для обозначения территориальных границ местного самоуправления, пределов муниципальной власти в законодательстве используется термин «муниципальное образование». Муниципальное образование выступает в качестве пространственной границы осуществления населением (территориальным коллективом) местного самоуправления. Поэтому правовая категория «муниципальное
образование» обозначает не просто территорию, а должна рассматриваться в единстве составляющих ее элементов: территория, население, муниципальная власть. Муниципальное образование это политико-территориальная единица.

Населенность территории, т.е. постоянное проживание в ее границах определенного количества жителей, является важнейшей характеристикой муниципального образования. В Федеральном законе № 131-ФЗ предусмотрена специальная правовая категория – межселенная территория, т.е. территория, находящаяся вне границ поселений, которая не имеет статуса муниципального образования. Основу муниципальных образований составляют населенные пункты или объединения населенных пунктов, или части населенных пунктов.

Важным является вопрос о соотношении понятий «муниципальное образование» и «административно-территориальная единица», или муниципально- территориального и административно-территориального устройства РФ. В соответствии Конституцией РФ административно-территориальное устройство субъекта РФ относится к его исключительному ведению. Такова же и позиция Конституционного Суда РФ (пост. от 24 января 1997г. 1-П).

Рассмотрим особенности муниципальных образований, их признаки, путем сопоставления муниципальных образований с административно-территориальными единицами по различным критериям.

  1. Правовые основы организации.

Виды, порядок создания и упразднения административно-территориальных единиц и другие связанные с ними вопросы регулируются соответствующими законами субъектов РФ. В Воронежской области это закон «Об административно- территориальном устройстве Воронежской области и порядке его изменения» от 27 октября 2006 года № 87-ОЗ.

Основы муниципально-территориального устройства РФ устанавливаются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ. В нем устанавливаются виды муниципальных

образований, порядок их создания, изменения границ, преобразования.

  1. Цели создания.

Административно-территориальные единицы создаются в целях оптимальной территориальной организации государственной власти. В их границах действуют территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти (например, МВД, ФНС и др., судебные органы). Муниципальные образования создаются в целях осуществления населением местного самоуправления.

  1. Исходя из вышесказанного, к признакам муниципальных образований относятся также наличие в них:

  • органов местного самоуправления;

  • местного бюджета и муниципального имущества;

  • устава муниципального образования.

В качестве дополнительного признака Федеральный закон № 131-ФЗ закрепляет возможность иметь свою символику (герб (эмблему), флаг, гимн).

Территориально муниципальные образования, как правило, совпадают с административно-территориальными единицами, поскольку создаются на их основе. Но не каждая административно-территориальная единица имеет статус муниципального образования.

На основе вышеизложенного можно сформулировать следующее определение муниципального образования: это политико-территориальная единица, создаваемаяна основе населенного пункта, либо нескольких населенных пунктов, объединенныхобщей территорией, либо на части территории населенного пункта, в границах ко-торой населением самостоятельно осуществляется местное самоуправление, образованы органы местного самоуправления имеется местный бюджет и муниципальноеимущество,атакжеуставоместномсамоуправлении.

Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает следующий перечень муниципальных образований: городское или сельское поселение, муниципальный район,
муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, внутригородская территория города федерального значения.

Общие положения о статусе и территориях муниципальных образований закреплены в статье 11 Федерального закона 131-ФЗ.

Наделение муниципальных образований соответствующим статусом осуществляется законамисубъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, муниципальных округов, городских округов, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений, муниципальных округов, городских округов;

Территорию муниципального образования (поселения, округа) могут состав-

лять:


  • исторически сложившиеся земли населенных пунктов,

  • прилегающие к ним земли общего пользования,

  • территории традиционного природопользования населения соответствующе-

го поселения, муниципального округа,

    • земли рекреационного назначения,

    • земли для развития.

В состав территории муниципального образования входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, муниципального округа, городского округа.

Разделение населенных пунктов, влекущее несоответствие границ и (или) статуса муниципальных образований, существующих на день такого разделения, положениям настоящей статьи, должно осуществляться одновременно с изменением границ и (или) преобразованием таких муниципальных образований в соответствии с положениями части 1 настоящей статьи.

Таким образом, в современном российском законодательстве термины «поселение» и «населенный пункт» - не синонимы. Термин поселение применяется в качестве определенного вида муниципального образования.

Принципытерриториальнойорганизацииместногосамоуправления

Принципы территориальной организации местного самоуправления – это за- конодательно установленные положения и требования, в соответствии с которыми определяются порядок образования и преобразования муниципальных образований, состав территории муниципальных образований, а также порядок установления и изменения их границ.

Данные требования основываются на конституционных положениях, нормах Европейской хартии местного самоуправления и закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в главе 2 «Принципы территориальной организации местного самоуправления».

Принципы территориальной организации местного самоуправления, по сути, в полном объеме определяются на федеральном уровне.

К ним относятся принципы, определяющие: во-первых, порядок образования и преобразования муниципальных образований; во-вторых, порядок установления и изменения границ муниципальных образований; в-третьих, состав территории му- ниципальных образований.

  1. Принципы, определяющие порядок образования и преобразования муници-пальныхобразований


    1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РоссийскойФедерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городскихокругахи навнутригородскихтерриторияхгородовфедеральногозначения.

Федеральный закон предусматривает, что территория субъекта Федерации должна быть разграничена между городскими и сельскими поселениями (муници- пальными образованиями). Исключение могут составлять территории с низкой плотностью сельского населения; которые могут не включаться в состав территорий поселений (ст. 11).

    1. Сочетание поселенческого и территориального принципов при формирова-ниимуниципальныхобразований.

Согласно Конституции РФ (ст. 131) местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, а также на других территориях. Федеральный за- кон 2003 г. определяет содержание поселенческого принципа, устанавливая требо- вания к городским (включая и городской округ) и сельским поселениям как муни- ципальным образованиям, а также конкретизирует конституционное положение о

«других территориях», в границах которых осуществляется местное самоуправле- ние, относя к ним, прежде всего, территории муниципальных районов.

Кроме того, надо учитывать, что сельское поселение как вид муниципального образования может создаваться на основе как поселенческого принципа (представ- ляя собой один населенный пункт), так и территориального принципа (представляя собой несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией).

В особую категорию муниципальных образований Закон выделяет внутриго- родские муниципальные образования, создаваемые в городах федерального значе- ния. Особенности территориальной основы имеют также закрытые административ- но-территориальные образования, обладающие статусом городского округа;

    1. Двухуровневая территориальная организация местного самоуправления вграницахмуниципальногорайона.