Файл: Личность общение и формирование.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ВВЕДЕНИЕ
Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.

В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время.

Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.

Личность - общение и формирование.
В последнии годы ученые, представляющие различные области советской психологической науки, проявляют повышенный интерес к кругу проблем, которые после своего решения все вме­сте позволят достаточно исчерпывающе охватить феноменологию, закономерности и механизмы общения.

Благодаря их усилиям психология в послед­ние годы была обогащена рядом общих и более частных фактов, которые, будучи рассмотрены с позиций целостной теории развития человека как индивида и как личности, очень убедительно показывают предельно необходимую роль обще­ния в формировании многих важных характери­стик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.

Задача этой работы заключается в том, чтобы последовательно рассмотреть все эти факты и по­пытаться проследить, каким образом и почему общение выступает наряду с трудом совершенно обязательным личностно формирующим факто­ром и вместе с тем, что нужно делать, чтобы уси­лить его значение в воспитании.

Некоторым психологам может показаться, что поставленная задача не за­служивает специального внимания ни ученых-психологов и педагогов, ни воспитателей-практиков. Представляет­ся, что они ошибаются, и вот почему. После того как в советской психологии - а под ее влиянием и в педагогике- утвердилось в целом бесспорное положение о том, что психика формируется в деятельности, сущность этого положения очень многими учеными и еще большим числом практиков стала трактоваться очень одно­сторонне: психика, считали они, формируется лишь в предметной деятельности.

Рассуждая так, они допускали две неточности: во-первых, су­жали понятие деятельности, а во-вторых, умаляли значение факто­ров, по их основным характеристикам к предметной деятельности не относящихся, но тем не менее оказывающих на развитие психики человека сильнейшее влияние. Если под деятельностью разуметь активность человека, направленную на достижение определенных осознаваемых им целей с помощью усвоенных им в обществе, в ко­тором он живет, способов и стимулируемую столь же определен­ными мотивами, то деятельностью будут не только игра, учение, производственный и бытовой труд, не только работа хирурга или художника-живописца, но и взаимодействие людей друг с другом в форме общения.

Ведь понятно, что, вступая в общение друг с другом, люди тоже, как правило, преследуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от не­правильного поступка, понравиться и т. и. Чтобы осуществить ее они более или менее сознательно используют свою речь, всю свою экспрессию, а побуждают их поступать в подобных случаях именно так, а не иначе имеющиеся у них потребности, интересы, убежде­ния, ценностные ориентации.

Вместе с тем, характеризуя общение как особый вид деятельно­сти, необходимо также видеть, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта дея­тельности, и как индивидуальности.

Пытаясь выяснить причины, делающие общение одним из силь­нейших факторов, участвующих в формировании личности, было бы большим упрощенчеством видеть его воспитательное значение только в том, что вступающие в общение люди получают таким об­разом возможность передать друг другу знания об окружающей их действительности, которыми они обладают, а также умения и на­выки, требующихся обычно человеку для успешного выполнения предметной деятельности.

Какие требования предъявляют окружающие человека люди к его вниманию, восприятию, памяти, воображению, мышлению, ког­да с ним повседневно общаются, какую по преимуществу «пищу» ему задают, какие задачи перед ним ставят и какой уровень его ак­тивности при этом вызывают—от этого в большой степени зависит то конкретное сочетание разных характеристик, которые несет в себе интеллект человека.

Не меньшее значение общение как деятельность имеет и для раз­вития эмоциональной сферы человека, для формирования его чувств. Столь же значимое влияние оказывает общение и на волевое развитие человека. Приникает ли он быть собранным, настойчи­вым, решительным, смелым, целеустремленным или у него будут преобладать противоположные качества- все это в очень большой мере определяется тем, насколько благоприятствуют выработке указанных качеств те конкретные ситуации общения, в которых че­ловек изо дня в день оказывается.

Но к такому результату приводит не всякое общение, а только организованное при становлении человека как личности в соответ­ствии с принципом «человек человеку— друг, товарищ и брат» и сопровождаемое, с одной стороны, воспитанием у каждого человека отношения к другим людям—товарищам по общему делу как к высшей ценности.

Конечно, полнота и правильность оценки человеком других лю­дей, проявляющиеся у пего психологические установки при воспри­ятии окружающих и манера отвечать на их поведение несут на себе печать того конкретного опыта общения с людьми, который чело­век, успел накопить в свое» жизни. Поэтому если ему на его жиз­ненном пути встречались люди, по своим достоинствам и недостат­кам очень похожие друг на друга, а общаться изо дня в день надо было с небольшим числом лиц, не представляющих различные воз­растные, половые, профессиональные и национально-классовые группы людей, то эта ограниченность личных впечатлений от встреч с людьми не может не сказываться отрицательно и на образовании у человека оценочных эталонов, которые он начинает прикладывать к другим людям, и на результате его эмоциональных реакции на их повеление, и на характере способов ответов на действия лиц с ко­торыми он по том или другим причинам должен общаться теперь.

Но собственный опыт, складывающийся у человека из непосред­ственного познания людей, переживаний по поводу их поведения при встречах с ними и его собственных действий в ответ на их по­ведение,—это только одни из путей формирования у человека качеств, необходимых ему для успешного общения с другими людь­ми. Другой путь, который должен обязательно дополнять пер­вый,—это постоянное обогащение его теоретическими сведениями, относящимися к различным областям человекознания, проникнове­ние во все новые пласты психики человека, постижение законов, управляющих его поведением, через чтение подлинно художествен­ной литературы, просмотр реалистических по своему содержанию фильмов и спектаклей, наконец, это проникновение во внутренний мир человека, понимание механизмов, обеспечивающих его сущест­вование, через знакомство с научной литературой, предметом кото­рой являются человек и человеческое общество.

Идущее из разных источников обогащение людей обобщенными знаниями об основных проявлениях человека как личности, устойчивых зависи­мостях, связывающих ее внутренние характеристики с его поступ­ками. а также с окружающей действительностью, делает это лю­дей более зрячими по отношению к личностной сути и, так ска­зать, сиюминутному состоянию каждого из тех конкретных лиц, с которыми этим людям по какому-то реальному поводу приходит­ся взаимодействовать.

Путь воспитательной работы с человеком, направленный на развитие в его личности качеств, формировании у него способности сопереживать другим людям—близким, товарищам по общему делу, со­отечественникам, идейным единомышленникам.

Воспитание этой сугубо социальной способности, которое преж­де всего предполагает развитие у человека умения ставить себя на место другого и чувствовать его боль и радость как свои, — процесс не только длительный, но и прямо сопряженный с выработкой в человеке таких важных для нашего общества характеристик, как коллективизм, глубокий интерес к другому человеку и постоянная готовность приходить ему па помощь.

И ещё одно направление работы с людьми, которая также должна начинаться очень рано, — это упражнения каждого из них в таком поведении по отношению ко всем остальным, кото­рое бы никого из них не оскорбляло, не ущемляло бы их достоинст­во и не приводило бы только из-за одной неудачной формы к напря­жению во взаимоотношениях. Учить людей не быть грубыми, высо­комерными, придирчиво язвительными — это задача, органично связанная со всеми другими, о которых речь шла выше, и без ее решения более общая цель—всесторонняя воспитанность лично­сти — полностью достигнута не будет.

Очень важен еще один вопрос, который имеет прямое отношение к воспитанию у человека способности взаимодейство­вать с другими людьми на психологически грамотном уровне,— это формирование у него установки на творчество в общении. Че­ловек, особенно если он воспитатель, руководитель, врач, обязан уметь осуществлять индивидуальный подход к каждому из тех, кто находится под его началом, а это невозможно, если он не приучен «чувствовать» бытие другого человека как свое собственное бытие и всякий раз, встречаясь с ним, преодолевать формализм а обще­нии и, уходя от оценочных стереотипов, выявлять его личностное своеобразие и затем, переступая через старые поведенческие шаб­лоны, искать и пробовать наиболее воспитательно подходящие для данного случая способы обращения.

Рассмотрев далеко не все аспекты большой и сложной проблемы—формирования личности в общении как деятельности, а по преимуществу лишь те, и кото­рым с последние годы проявляет интерес паша психологическая и, педагогическая литература Но для более полного охвата этой крайне значимой для понимания законов и механизмов раз­вития психики человека в онтогенезе проблемы необходимо, с одной стороны, возобновление исследований, которые в прошлом в нашей психологической науке были начаты, а затем по ряду причин прерваны. Для достижения ощутимых результатов в освещении всех неясностей процесса фор­мирования личности в общении надо ставить и новые вопросы и искать на них научно убедительные ответы.

К числу их следует отнести строящуюся на основах научной психологии разработку путей управления общением с целью увели­чения его воспитательного воздействия на личность и в связи с этим определение направленной коррекции общения личности, об­ладающей данными конкретными свойствами; выяснение наиболее благоприятствующих всестороннему развитию личности характери­стик общения, его целей, средств, актуализации мотивов с учетом возраста, пола и профессии общающихся; поиск воспитательно оп­тимальной организации общения при выполнении людьми различ­ных видов деятельности; создание надежного диагностического ин­струментария для установления степени сформированности в структуре личности черт, образующих «коммуникативный блок».

После рассмотренного перечня вопросов достаточно отчетли­во видно, насколько тесно общение как деятельность и формирова­ние личности связаны друг с другом. Вместе с тем из приведенного перечня видно и другое: сколь много в этой проблеме различных аспектов, которые ждут своего освещения.

Представляется, что осуществление этой работы из-за ее оче­видной теоретической и практической значимости является для советских психологов и педагогов таким делом, затягивать выпол­нение которого никак нельзя.

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Рассмотрим теперь тот круг проблем, который непосредственно связан с проблемой личности. Однако, прежде чем начать анализ этих проб­лем, необходимо уточнить тот «разрез», который являет­ся специфическим для социальной психологии. Уже в. многочисленных и разнообразных определениях предме­та социальной психологии заложена некоторая противо­речивость суждений относительно того, какое место дол­жна занять проблема личности в этой науке. При харак­теристике основных позиций в дискуссии о предмете со­циальной психологии уже говорилось о том, что одна из них понимала преимущественно под задачей социальной психологии исследование именно личности, хотя и до­бавлялось при этом, что личность должна рассматри­ваться в контексте группы. Но так или иначе акцент был сделан на личность, на ее социально обусловленные характеристики, на формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия и т. д. Вместе с тем другая позиция в дискуссии основывалась на том, что для социальной психологии личность—от­нюдь не главный объект исследования, поскольку сам «замысел» существования этой особой отрасли психологического знания состоит в том, чтобы изучать «психоло-,тию группы». При такой аргументации предполагалось, хотя это я не всегда было выражено открыто, что соб­ственно личность выступает как предмет исследования в общей психологии, а отличие социальной психологии от последней и состоит в другом фокусе интереса. В при­нятом нами определении социальной психологии проб­лема личности присутствует как законная проблема этой науки, однако в специфическом аспекте. Характеристи­ка этого аспекта, аргументация в его пользу и должны быть сделаны.

Проблема личности является не только проб­лемой всей совокупности психологических наук, и поэто­му, даже если мы определим «границы» между ними в подходе к личности;, мы не решим вопрос о специфике анализа полностью. В настоящее время в современном обществе под влиянием научно-технической революции интерес к проблемам возможностей человеческой лично­сти настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования; проблема личности стоит в центре и философского и социо­логического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика. Можно, конечно, пренебречь точным обозначением сферы и угла зрения в исследовании это­го, действительно общезначимого, феномена и действовать по принципу «все, что будет познано и описано, бу­дет полезно». Но, хотя с практической точки зрения в таком рассуждении и есть резон, вряд ли такой подход способствует повышению эффективности исследований. К тому же для каждой научной дисциплины важна внутренняя логика, и она требует более точного самооп­ределения в изучении тех проблем, которые представляют интерес для многих наук.

Разведение направлений такого всеобщего интереса к проблеме личности кажется особенно важным в усло­виях социалистического общества. С одной стороны, это обусловлено тем, что важнейшая задача, поставленная на современном этапе,— это задача формирования все­сторонне развитой, гармонической личности, и решить ее можно только совместными усилиями всех имеющих отношение к делу научных дисциплин. Совместность та­ких усилий предполагает комплексный подход к иссле­дованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из во­влеченных дисциплин. С другой стороны, выявление спе­цифики социально-психологического подход к личности имеет для развития советской психологической науки особое методологическое значение, поскольку затрагива­ет вопрос об отношениях общей и социальной психоло­гии, вопрос, который решается принципиально по-иному по сравнению с тем, как это имеет место в различных системах психологического знания на Западе. Методологическая и теоретическая ориентация советской психо­логической науки совершенно по-иному задаст постанов­ку в ней проблемы личности.

Проблема личности занимает определенное место в структуре общей психологии, как она представлена в советской психологической науке. В структуре социологического - знания довольно точно обозначен раздел «Социология личности», еще более прочную традицию имеет внутри общей психологии раздел «Психология личности». Именно относительно этих двух разделов надо найти место и разделу социально-психологической науки «Социальная психология личности». Как видно предложенный вопрос в каком-то смысле повторяет во­прос более общего порядка, а именно обсужденный уже вопрос об общих «границах» между социальной психо­логией и социологией, с одной стороны, и общей психо­логией, с другой стороны.

В групповых и межгрупповых отношениях конфликт способ­ствует предотвращению застоя, служит источником нововведе­ний, стимулом развития, фактором стабилизации группы фактором интеграции. К основным путям предупреждения (профилактики) конфликтов следует отнести:

• Правильный подбор и расстановка кадров,

• Четкая организация труда.

• Особенности отношения руководителя к подчиненным

• Четкое знание каждым членом коллектива своих прав и обязанностей,

• Гласность в работе.

• Недопущение распространения некоторых отрицательных психологических явлений (слухи, сплетни, анонимки и т.п.),

Что касается последнего фактора, то речь идет о скрытом или открытом движении необъективной информации. Эти явле­ния возникают, когда есть интерес к чему-то, но не хватает объективной информации. Поэтому необходима оперативная объективная информация о всех происходящих в коллективе событиях.

К основным путям ликвидации конфликтов можно отнести'

• Административный.

• Педагогический.

• Способ "объективизация конфликта’’ .

• Обращение к "третейскому судье".

• Способ организации сотрудничества.

Менеджеру, работающему с людьми, надо помнить, что лю­бые конфликты должны быть преодолены на принципи­альной основе. При выслушивании конфликтующих сторон следует быть максимально тактичным, учитывать индиви­дуальные особенности сторон. На одного лучше подейство­вать мягким обращением, уговором, другого скорее убе­дить. Можно использовать требование, предупреждение, но оно также должно быть выражено не в оскорбительной форме. При разрешении конфликта все в коллективе, в том числе и оппоненты, должны понять и осознать, кто прав, т.е. должна быть четко выражена истина, которая, как из­вестно, всегда одна.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Успех деятельности менеджера и бизнесмена во многом за­висит от знания ими индивидуально-психологических особенно­стей деловых партнеров. Что представляет собой человек как личность, каковы его потребности, интересы, цели — все это далеко не праздные вопросы в работе предпринимателя. Для того, чтобы дать правильную оценку психологическим возмож­ностям партнеров и своим собственным силам и умениям, необ­ходимо иметь хотя бы общие представления о сущности и структуре личности,

Известно, что применительно к понятию "человек" использу­ются разные термины и определения" человек, индивид, лич­ность, индивидуум, индивидуальность. Из всех этих слов "чело­век" — самое общее. Оно обозначает вид в биологической клас­сификации и поэтому представляет собой по преимуществу биосоциальную категорию. На биологическом уровне можно вы­делить категориальные пары "вид" — "индивид", причем за жи­вотным индивидом закрепилось название "особь", а за челове­ком — "индивидуум" или "индивид". Человеческий индивид — представитель биологического вида "хомо сапиенс". Человек как индивид рассматривается с точки прения его природной орга­низации Человек рождается индивидом, а личностью становится в процессе социализации.

Личность — социализированный индивид. Это социальное качество человека и сущность его не в уникальности как инди­видуума, а как раз в противоположном — в социальности, сближающей его с подобными ему индивидами того же рода. Оно зависит от среды, в которой живет человек, социально-экономического строя, культуры, т.е. от многочисленных собст­венно социальных характеристик окружения. Человек как лич­ность рассматривается с точки зрения выполняемых им в об­ществе функций, ролей и места, занимаемого в общественной структуре. Поэтому категория, парная понятию "личность", — это "общество".

Для обозначения неповторимости, оригинальности человечес­кой личности используется понятие "индивидуальность". Одна­ко некоторые ученые считают, что этим нельзя ограничиваться и под индивидуальностью следует понимать высший уровень развития личности, которого достигают не все люди.

Личность — предмет исследования многих наук. Трудность выделения социально-психологического аспекта личностной проблематики состоит в том, что он в равной мере соприкаса­ется с социологическими подходами к рассматриваемой лично­сти и общепсихологическими исследованиями ее как целостно­сти психологических свойств и процессов. Социология исследу­ет личность со стороны ее де индивидуализированных свойств в качестве определенного социального типа. Социолога интересу­ет то общее, что "привязывает" личность к социальной группе, а не то особенное, что отличает ее от других членов группы. В этом смысле социологическое рассмотрение личности в какой-то мере противоположно общепсихологическому.

В отличие от социологии, общая психология исследует в лич­ности прежде всего и главным образом — ее субъективное на­чало, внутреннюю природу, обусловленную социальными усло­виями, которые сами по себе предметом изучения здесь не яв­ляются.

При изучении личности в социальной психологии акцент де­лается на конкретно-исторические особенности психологиче­ских свойств и внутренней структуры личности как субъекта социальных отношений, взятого в определенных социально-конкретных обстоятельствах. Социальная психология, как пограничная область знаний, осуществляет синтез социологического и общепсихологического подходов в исследовании личности. Социальную психологию интересует процесс становления человека как личности.

Этот процесс — социализация, которая начинается с первых минут жизни человека. Если человек исключен из системы со­циальных связей, он так и останется на уровне животного су­ществования, Примером тому могут быть дети, с рождения ли­шенные человеческого общения.

Социализация — исторически обусловленный, осуществляе­мый в деятельности и общении процесс, результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Она может протекать как в условиях воспитания, т.е. целенаправ­ленного формирования личности, так и в условиях стихийных воздействий на развивающуюся личность разных, иногда про­тивоположно направленных факторов общественной жизни.

Выделяют три сферы, в которых происходит становление че­ловека как личности. Это — деятельность, общение, самосозна­ние. В сфере деятельности происходит расширение ее "катало­га", т.е. освоение человеком все новых видов деятельности, вы­явление и освоение наиболее значительных аспектов деятель­ности, их личностный выбор и на основе этого выбора — подчи­нение всех остальных видов деятельности этому главному, сос­редоточение внимания на нем.

В сфере общения происходит расширение и углубление его связей, отмечаются различные личностные изменения. В сфере социализации осуществляется становление образа "Я" под вли­янием включения человека в разные социальные группы.

При рассмотрении проблемы становления лично­сти мы основываемся на методологическом положении Б.Г.Ананьева, согласно которому развитие личности, с одной стороны, «есть возрастающая по масштабам и уровням интеграция — образование крупных «блоков», систем или структур, синтез которых в определенный момент жизни человека выступает как наиболее общая структура личности,..С другой стороны, развитие лич­ности есть и все возрастающая дифференциация ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств соразмерная прогрессирующей интеграции».

Теоретической основой концепции профессио­нального становления личности стали исследования личности и деятельности К.С.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Б.Ф-Ломова, Н.Н.Нечаева, Г.В.Суходольского, В.Д.Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы А.А-Бода-лева, Ю.М.Забродина, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, А-К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чи- , стяковой.

Для теоретического анализа психологических проблем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А.Маслоу, Дж.Сьюпера, Дж.Холланда,

На основе изучения работ данных исследовате­лей были определены следующие концептуальные по­ложения:

• профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловлен­ность;

• ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионально­го обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности;

• процесс-профессионального становления личнос­ти индивидуально своеобразен, неповторим, одна­ко в нем можно выделить качественные особенно­сти и закономерности;

• профессиональная жизнь позволяет человеку реа­лизовать себя, предоставляет личности возможно­сти для самоактуализации;

• индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и не­нормативными событиями, случайными обстоя­тельствами, а также иррациональными влечения­ми человека;

• знание психологических особенностей професси­онального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биогра­фию, строить, творить свою историю.

Методологической основой проектирования кон­цепции стали принципы системного, личностно - деятельностного, событийного подходов к профессиональ­ному становлению, гуманистическая теория самоакту­ализации и самореализации личности.

Ключевыми понятиями концепции являются «лич­ность», «профессиональная деятельность», «професси­ональное становление личности», «профессия» и "про­фессиональное самоопределение». Рассмотрим трак­товку этих понятий.

В психологии существуют разные определения личности. В гуманистических психологических концеп­циях личность — это человек как ценность, ради кото­рой осуществляется развитие общества.

Психологи биогенетической ориентации рассмат­ривают личность как индивида, обладающего опреде­ленными антропогенетическим и свойствами (задатка­ми, темпераментом, биологическим возрастом, полом, типом телосложения, нейродинамическими свойства­ми мозга и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.

Представители социогенетической ориентации трактуют личность сквозь призму социализации чело­века, освоения им социальных норм и ролей, приобре­тения социальных установок и ценностных ориента­ции, формирования социального и национального ха­рактера.

Ученые персоногенетической ориентации анали­зируют личность в процессе ее самореализации, лич­ностного выбора, непрестанного поиска смысла жиз­ни. Большое значение придается активности личности, ее творческой направленности, индивидуальности.

Мы под личностью будем понимать индивида как субъекта социальных отношений и активной деятель­ности, наделенного свойствами, качествами, способно­стями, позволяющими реализовать себя.

Понятие профессиональное становление лич­ности в психологии еще не закрепилось. Мы будем понимать становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воз­действий, профессиональной деятельности и соб­ственной активности, направленной на самосовер-, шенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удов­летворения, а также потребность в профессиональ­ном самосохранении.

Движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профес­сионального становления субъекта деятельности. Та­ким образом, профессиональное становление субъек­та — это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания профессиональной деятельности.


Решающее значение в становлении личности при­надлежит ведущей деятельности, Признание лично-сгкообразующей функции ведущей деятельности не­избежно приводит к выделению в непрерывном про­цессе становления личности периода, связанного с выбором подготовкой к выполнению и выполнением взрослым человеком одного типа деятельности — про­фессиональной. Превращение профессиональной де­ятельности в ведущую зависит от социально-экономи­ческих отношений, социальной ситуаций, позиции личности. Этот период занимает большую часть жизни человека. Траектория судьбы человека, его счастье, са­мочувствие, удовлетворенность жизнью, физическое и психическое здоровье во многом определяются удов­летворенностью содержанием профессиональной де­ятельности, отношением к ней личности, уровнем про­фессиональных достижений. Можно сказать, что для большинства людей основой развития личности в зре­лом возрасте становится профессиональная деятель­ность.

Профессиональная деятельность — это социаль­но значимая деятельность, выполнение которой требу­ет специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профес­сиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессии.

Профессия — социально ценная область приложе­ния физических и духовных сил человека, позволяю­щая ему получать взамен затраченного труда необхо­димые средства для существования и развития.

Изменения, которые происходят с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и ее самостоятельного выполнения, приводят к становлению личности как специалиста и профессионала.

Специалист — это профессионально компетент­ный работник, обладающий необходимыми для каче­ственного и производительного выполнения труда зна­ниями, умениями, качествами, опытом и индивидуаль­ным стилем деятельности.

Профессионал — работник, обладающий помимо знаний, умений, качеств и опыта также определенной компетенцией, способностью к самоорганизации, от­ветственностью и профессиональной надежностью. Концептуальным понятием нашего исследования является профессиональное самоопределение, которое трактуется как самостоятельное и осознанное согласо­вание профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессио­нального труда, а также нахождение смысла выполня­емой деятельности в конкретной социально-экономичес­кой ситуации,

Е.А.Климов, анализируя понятие «профессиональ­ное самоопределение», подчеркивает, что это не одно­кратный акт принятия решения, а постоянно чередую­щиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профес­сии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и кор­рекции профессиональной жизни человека'.

Профессиональное становление личности обога­щает психику, наполняет жизнедеятельность человека особым смыслом, придает профессиональной биогра­фии значительность. Но, как всякий развивающийся процесс, профессиональное становление сопровожда­ется деструктивными изменениями: кризисами, стаг­нацией и деформациями личности. Эти деструктивные изменения обусловливают прерывность и гетерохронность (неравномерность) профессионального развития личности, носят нормативный и ненормативный харак­тер. Профессиональное становление обязательно со­провождается случайностями, непредвиденными об­стоятельствами, которые иногда кардинально меняют траекторию профессиональной жизни человека.

В настоящее время развитие отечественной психологии пережи­вает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Изменение социальной ситуации приве­ло к необходимости пересмотра некоторых методологических ос­нов, отказу от догматической ориентации на диалектический ма­териализм в ущерб другим философским школам. Точно так же как и в мировой науке, не оправдались полностью надежды, которые возлагались на естественно-научную психологию, что привело к возрождению ее гуманитарной направленности. В то же время ведущие отечественные научные школы сохранили свое значение и плодотворно развиваются, хотя и в несколько модифицирован­ном виде.

С необходимостью встал вопрос о развитии исследований таких проблем, как психология личности, ее социализация и формиро­вание социальной и личностной идентичности, что привело к рас­цвету социальной а этнической психологии. Именно эти направления в большей степени, нежели когнитивная психология, испытали давление со стороны официальной идеологии, поэтому современ­ная ситуация, свободное общение с зарубежными коллегами и знакомство с новыми направлениями (прежде всего, с гуманисти­ческой психологией и французской школой социальной психоло­гии) интенсифицировали исследования российских ученых.

Серьезные проблемы в настоящий момент стоят перед отечест­венной практической психологией, причем эти проблемы во мно­гом напоминают вопросы, которые вставали перед российской наукой в 20-е годы XX в. Прежде всего, это вопросы диагностики, модификации тестов и психотерапевтических технологий. Отсутст­вие квалифицированных кадров и низкий уровень психологиче­ской грамотности приводят к тому, что применение тестов часто не объективно, а психотерапия не дает удовлетворительных резуль­татов. В то же время возрастающая потребность в грамотной психологической помощи стимулировала развитие медицинской психологии, которая за последние годы добилась значительных успехов.

Таким образом, перед отечественной психологией стоят важные задачи, которые она в состоянии решить, сохраняя и развивая на­учные традиции и достижения российских научных школ, обога­щенных опытом мировой психологической науки. Состояние оте­чественной психологии, которое мы попытались отразить в этой главе, доказывает, что ее потенциальные возможности огромны.