Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- широкое использование христианской молитвы как жанра воинской речи;
- эксплуатация идеи богоизбранности и связанное с этим распространение в речах ветхо- и новозаветных имен, символов, сюжетов и
реминисценций;
- нагнетание в речах ненависти к противнику, вплоть до использования приема его «демонизации», применение инвектив, основывавшихся на религиозной и национальной нетерпимости;
- резкое возрастание количества риторических средств выразительности, направленных на повышение эмоционального воздействия речей.
Широкая востребованность ораторского искусства в делах военного и гражданского управления признавалась и получала активную государственную поддержку. Константин VII Багрянородный организовал своего рода лицей для будущих государственных деятелей, где одним из главных предметов была риторика.
Несмотря на постоянное нарастание опасности с Востока, связанной с появлением на исторической сцене турок-сельджуков, а потом и осман, концепция «священной войны», спасшая империю от порабощения арабами, не обрела «второго дыхания» в новых условиях (новые экономические процессы, потеря сначала своих союзников, а затем и национально-религиозной идентичности). Это достаточно закономерно привело сначала к сокращению территории империи до размеров, когда император мог из окна своего константинопольского дворца наблюдать за действиями своих злейших врагов, а затем и к исчезновению с политической карты Второго Рима.
2. Риторика Запада
2.1. Религиозно-нравственные основания риторики
Главным действующим лицом истории в Средние века воспринимались народы. Анналисты вообще не ставили перед собой цели воспитания последующих поколений на примерах героических деяний предков; только в хрониках еще можно найти характеристики тех или иных личностей или событий, всегда, впрочем, выдержанных в превосходных тонах по отношению к соотечественникам. Объясняется это, надо полагать, сравнительно меньшим кругозором и образованностью средневековых западных историков, по сравнению с историками византийскими, которые, как уже говорилось, во всем ощущали себя наследниками великой римской культуры.
Использование речей для раскрытия образа персонажей в исторических сочинениях сильно зависело от общей образованности автора хроники, его знакомства с наследием античных писателей и историков.
Исторические произведения читались и изучались поколениями и, вольно или невольно, оказывали влияние на речевую практику будущих веков, подобно тому, как на эпических поэмах Гомера строилась, по сути, вся военная риторика периода античности. К тому же историк, если он был современником описываемых им событий, выступал носителем идей, пафосов речей, которые были широко распространены в современном ему обществе, а следовательно, даже обработанные им речи исторических персонажей являлись своеобразным «слепком» с реального военного красноречия изображаемой эпохи.
2.2. Особенности риторики этого периода
В средневековой Европе риторика была включена в число «семи свободных наук», которые изучались в школах и университетах. В свою очередь эти семь наук подразделялись на тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия). Французский философ и филолог Пьер Рамю (1515—1572) применял термин «риторика» к трем компонентам коммуникации (дикция, память и действие), нацеленной на убеждение.
В условиях «культуры безмолвствующего большинства» (так иногда характеризуют Средневековье) основным средством воздействия на массы были проповеди, содержание которых охватывало широкий спектр проблематики, касающейся не только собственного религиозных вопросов, но и многочисленных аспектов жизни человека и общества. Примечательно, что даже средневековую архитектуру историки именуют немой проповедью. Проповедничество стало неотъемлемой частью миссионерской деятельности. Как важнейший компонент информационной войны проповедь широко практиковалась в период крестовых походов.
Но ораторская речь звучала не только в средневековых церквях и соборах. На городских площадях глашатаи и герольды сообщали важнейшие новости, развивалось судебное красноречие. Риторика занимала огромное место в академической сфере: экзамены в первых европейских университетах проходили в виде длительных и напряженных диспутов, в ходе которых студент должен был продемонстрировать те знания, которые он получил во время обучения. Шло формирование такого жанра публичного выступления, как лекция. Так, например, причисленный к лику святых католической церковью Фома Аквинский (1225/1226—1274) — монах-доминиканец, философ и теолог, развивший схоластическое направление средневековой мысли, был доктором Парижского университета
, а также читал лекции в Кельне, Риме и Неаполе. Фома, пытаясь рационализировать средневековую теологию, прекрасно знал наследие Аристотеля. Аристотель, как и Платон, были сохранены для европейской культуры, а их идеи, в том числе касающиеся риторики, вдохновили многие поколения исследователей проблем красноречия.
Для истории средневековой словесности огромную роль сыграно обращение к «колесу Вергилия», своего рода модели, содержащей прообраз представлений о высоком, среднем и низком стилях, которая впоследствии получит широкое распространение в трудах французского ученого-клас- сициста Никола Буало (1636—1711) и гениального русского мыслителя М. В. Ломоносова.
2.3. Военная риторика
Военную риторику западных народов периода Темных веков можно с определенной степенью достоверности изучать по произведениям византийских историков VI в. Прокопия Кесарийского и Агафия Миринейского, описывавших войны византийцев с вандалами и готами; союзниками последних выступали и франки.
Военное красноречие «варварских королевств» и западных народов эпохи Каролингов не подчинялось законам риторики, военные речи не разрабатывались вождями войска заблаговременно. Речи в большинстве случаев произносились полководцами стихийно, под влиянием текущего момента. Но то, что военное красноречие не умолкало в период Темных веков — безусловно. Речи, благодаря господствовавшему в то время в войсковой среде принципу военной демократии, могли произноситься не только вождями, но и рядовыми дружинниками, ободрявшими в бою друг друга.
Развитие западной военной риторики стало возможным только с момента образования централизованного государства Карла Великого, при котором европейская правящая элита получила доступ к наследию греческой и римской риторики. Как следствие — в военных речах рассматриваемого периода преобладал героический пафос стяжания чести и проявления воинской доблести. С этого времени красноречие становится уделом и привилегией высшей духовной и военной аристократии.
Значение владения словом для военачальника же заключалось в умении убедить соратников в обоснованности своих решений и расположить подчиненных к исполнению их. Именно располагать к исполнению, а не приказывать или требовать исполнения приказов вынужден был в условиях феодальной вольницы полководец от своих рыцарей. Необходимость координировать боевые действия, не прибегая при этом к силе и категоричности приказа, являлась характерной особенностью военных речевых коммуникаций периода первых Крестовых походов, и вероятно, много способствовала развитию риторических умений в среде западного рыцарства.
В наиболее общем случае схему вдохновляющего речевого воздействия на войска в период Крестовых походов можно представить следующим образом. Сражению, особенно решительному, всегда предшествовало обращение к войскам духовных лиц с проповедью. Для того, чтобы обеспечить наилучшее восприятие религиозного пафоса речей-проповедей обращению обычно предшествовали несколько постных дней, когда воинам предписывалось каяться в грехах, мириться с личными врагами, посещать богослужения, исповедоваться у священников и епископов и причащаться Христовых тайн.
В религиозном пафосе военной риторики западных народов периода Крестовых походов отчетливо прослеживается реализация концепции «священной» войны с врагами веры. По мере умаления значимости религиозной идеи отвоевания Святой земли в умах западного общества неуклонно умалялась и речевая активность в воинской среде, умалялись и успехи крестоносцев.
С окончанием Крестовых походов закончились и более или менее протяженные периоды относительного мира и спокойствия, которым наслаждались западные народы с 1095 по 1270 годы
С ростом и углублением противостояния между Англией и Францией быстро выявилась недостаточность героического пафоса в новых исторических условиях. Война постепенно выходила за рамки традиционного европейского конфликта, ведущегося государями и армиями, составленными из представителей военного сословия. По не успевшей забыться традиции французы, поставленные на грань национальной катастрофы, вынуждены были обратиться к мощнейшему религиозному пафосу, в надежде пресечь разделение политической элиты, спасти разлагающуюся армию и сплотить население в борьбе с внешним врагом.
Однако война велась все же против христианского государства и религиозный пафос Жанны д'Арк был религиозным только по форме, по существу же — пафосом национальным. Религиозный пафос уходил в прошлое вместе с героикой Крестовых походов; используя его, Жанна стремилась к тому, чтобы французы в первую очередь поверили в себя, свои силы, справедливость своей борьбы.
Итак, в содержании военной риторики позднего Средневековья мы видим постепенную смену героического пафоса военных речей пафосом религиозными созревание предпосылок, в связи с постепенным формированием национальных государств Европы, для перехода к пафосу национальному. Отныне военачальники, не учитывавшие эти особенности исторического момента, как например «последний рыцарь на престоле» бургундский герцог Карл Смелый в его трагической борьбе с национальным союзом швейцарских кантонов, были обречены на поражение.
Заключение
Мы рассмотрели исторический период, когда категории религиозности и нравственности рассматривались в качестве основополагающих при рассмотрении вопросов именно государственного управления — Средневековье. Вся политическая элита средневекового общества была проникнута идеей служения Богу и содействия Его замыслу в устроении Царства Божия на земле. Причем в этом духовном, по сути, служении власть первой шла на тяжелейшие кровавые жертвы, исполняя свой долг перед народом.
Все эти действия поддерживались риторикой религиозной и военной. Религиозное рвение, заставлявшее первых христиан окроплять кровью арену Колизея, теперь обильно питало проявление жертвенности на полях сражений.
Христианство впервые заявило, что человеческое существование не ограничивается земной жизнью, которая является лишь ступенькой, ведущей человека в вечность и определяющей содержание этой вечности. Как следствие — остро встал до того времени относительно маловажный вопрос о правильности выбора пути, ведущего в блаженную вечность, т.е. религии. С выходом на историческую сцену другой мировой монотеистической религии ислама обсуждение этого вопроса переместилось с кафедры проповедника на поля сражений. Это обусловило возникновение в риторике нового, религиозного пафоса.
Религиозный пафос в чистом, так сказать, виде провозглашал борьбу за признание истинности веры, ее защиту от посягательств иноверцев, которые с этого времени начинают рассматриваться как враги Божий, а также распространение истинной веры и просвещение ею неверующих или язычников.
Пожалуй, именно религиозный посыл и является общей тенденцией развития риторики Средневековья.
Список использованной литературы
1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 448 с
2. Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин . - 4-е издание, стереотип. — М. : ФЛИНТ А : Наука, 2011. — 296 с.
3. Зверев С. Э. Военная риторика Средневековья. - СПб.: Алетейя, 2011. - 208 с.