Файл: Особенности религиозности в глобальном информационном обществе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
166
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия: Философия. Социология. Право.
2019.
Том 44, № 1
УДК 291.11
DOI 10.18413/2075-4566-2019-44-1-166-171
ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОСТИ
В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
FEATURES OF RELIGIOUSNESS IN THE GLOBAL INFORMATION SOCIETY
С.В. Махонин
S.V. Makhonin
Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации,
Россия, 302034, г. Орел, ул. Приборостроительная, д. 35
Academy of Federal security guard service of the Russian Federation,
35 Priborostroitel’naya St, Orel, 302034, Russia
E-mail: sergmakhon@yandex.ru
Аннотация
Бурное развитие информационных технологий влечет за собой трансформацию религиозной системы. Религия и религиозность не утрачивают своего значения вопреки теории секуляризации, а приспосабливаются к современным условиям. Они функционируют по законам рыночной экономики, значительно влияя на политическую и экономическую жизнь общества.
Трансформируются традиционные религиозные установки, происходит снижение роли и социокультурной значимости традиционных религий. Меняются средства доставки религиозной информации и религиозного общения. Возрастает интерес к нетрадиционным проявлениям религии, мистике, оккультизму и эзотерике. Появляются новые религиозные движения. Это влечет за собой рост религиозного фундаментализма, религиозного экстремизма и терроризма. Новые информационные технологии мгновенно превращают религиозные конфликты, происходящие в любой точке нашей планеты, в достояние мировой общественности.
Abstract
The rapid development of information technology entails the transformation of the religious system.
Religion and religiousness do not lose their significance, in spite of the theory of secularization, but adapt to modern conditions. They function according to the laws of market economy, significantly influence on the political and economic life of our society. Traditional religious attitudes are transformed and both the role and socio-cultural significance of traditional religions decrease. The means of religious information delivery and religious communication vary. Interest in nonconventional manifestations of religion, mysticism, occultism and esoterics increases. There are new religious movements. This in turn entails the growth of religious fundamentalism, religious extremism and terrorism. New information technologies instantly turn religious conflicts, occurring anywhere in the world, into the world public domain.
Ключевые слова: религия; религиозность; новые религиозные движения; новые информационные технологии; глобальная информатизация; религиозный рынок; религиозный экстремизм.
Key words: religion; religiousness; new religious movements; new information technologies; global informatization; religious market; religious extremism.
Глобальная информатизация общественной жизни, являясь одной из важнейших тенденцией современного развития, проявляется во всех без исключения сферах жизни общества (социальной, экономической, политической, культурной, идеологической и т.д.).
В этих условиях нарастает политическая и экономическая нестабильность, разрушаются существовавшие столетиями системы ценностей, формируется глобальное информацион-
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия: Философия. Социология. Право.
2019.
Том 44, № 1 167 ное пространство. Бурное развитие информационных технологий не может не затронуть и сферу религии, где влияние глобальной информатизации очевидно проявляется в динами- ке и формах массовой религиозности. Происходит трансформация политической идеоло- гии, связанной с религиозной и национальной идентичностью, усиливается значение ре- лигии для общества. Ю. Хабермас утверждает, что «религиозные традиции и религиозные общины приобрели новое, доселе неожиданное политическое значение…, значимость ре- лигии в политических целях вырастает во всем мире» [Habermas, 2006, p. 1–2].
Религия и религиозность с приходом эры информатизации общественной жизни получают новый импульс, совершая качественный скачок. Выводы, которые делались на основе классической теории секуляризации, оказались поспешными. Синелина Ю.Ю.
[2013, с. 1–2] по этому поводу пишет: «Наиболее заметным стало возросшее влияние ис- лама, но на международной религиозной арене повсюду оказались на подъеме консерва- тивные, традиционные и ортодоксальные движения. Это происходило в США (упадок ос- новных направлений протестантизма и рост евангелических движений), в России (воз- рождение православия), в католических странах, в Израиле (возросшее влияние консерва- тивного течения в иудаизме), в Индии (ситуация в индуизме и сикхизме)». Многие запад- ные и российские ученые заговорили о постсекулярном обществе (П. Бергер, Х. Казанова,
Дж. Капуто, А.И. Кырлежев, А. Макинтайр, Б. Тернер, Д.А. Узланер, Ю. Хабермас, и др.).
Узланер Д.А. дает такое определение постсекулярного: «Постсекулярное – это то, что возникает после переосмысления/трансформации/отвержения секулярного» [2012]. В этот период происходит трансформация не только религиозности, но и осознается необходи- мость переосмысления того, что такое сама религия в контексте этой новой, постсекуляр- ной эпохи, в период глобальной информатизации общественной жизни, каковы их основ- ные формы и особенности. Ниже мы остановимся на некоторых аспектах этой важной проблематики.
В условиях глобальной информатизации общественной жизни на первый план вы- ходит коммуникативная сфера, которая, реагируя на бурное развитие компьютерных тех- нологий и систем, появление принципиально новых и высокоэффективных методов обме- на данными, становится одной из главных причин религиозных трансформаций (транс- формации религиозности). Лучше всего это видно на примере США, где информационное общество наиболее развито.
В информационном обществе наибольший объем знаний и духовных смыслов че- ловек получает уже не только в ходе непосредственного межличностного общения, как в
США, где посещаемость воскресных служб в храмах является одной из самых высоких в мире, но и при помощи технических средств (радио, телевизора, мобильного телефона, планшета, компьютера, интернета). Этот новый тип общества подразумевает отсутствие ограничений обмена информацией. В этих условиях формируются религиозные интернет- сообщества, представляющиеся нам как особые системы, в которых ничем не ограничен- ные адепты имеют возможность напрямую общаться как между собой, так и с виртуаль- ным религиозным центром. Сегодня в России быть религиозным человеком и верить в та- инственное считается важным, это является проявлением глубокого внутреннего мира че- ловека, его разносторонности и духовности, способности возвыситься над сферой меркан- тильных отношений. В этой обстановке ученые применительно к западному обществу за- говорили о «секуляризации религиозного» и «сакрализации светского» [Каргина, 2010, с. 52; Рыжов, 2006, с. 71]. Это означает, что происходит движение от традиционных рели- гиозных верований, разделявших общество на локальные этнорелигиозные сообщества, к ничем не ограниченным новым религиозным движениям и религиозным интернет- сообществам. Религиозность в таких условиях не может больше существовать исключи- тельно в традиционных формах: она реагирует на изменения в общественной жизни, под- страивается под них, трансформируется, модернизируется.
На смену традиционным ценностям, понятиям и представлениям о нормах бытия, присущим мировым и этническим религиям, приходят качественно новые ценности, идеи
168
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия: Философия. Социология. Право.
2019.
Том 44, № 1 и мировоззренческие категории, характерные для новых духовных движений. Для них ча- сто характерно взаимопроникновение и смешение традиций, порой оцениваемые как син- кретизм и эклектизм. Традиционные религии в этих условиях, как и новые религиозные движения, вынуждены предпринимать непривычные, но соответствующие обстоятель- ствам сложившейся социальной реальности методы влияния на умы и души верующих
(адептов). В качестве таких методов, в условиях поддержания принятых в ХХ веке меж- дународных норм защиты свободы совести граждан (Всеобщая декларация прав человека,
1948), на первое место выходят подходы, соответствующие особенностям глобальной ры- ночной экономики, когда традиционная или новая религиозность уже не может принуди- тельно навязываться, но должна добровольно избираться.
Спрос на религию рождает предложение. Религиозное поведение индивидов и дея- тельность религиозных организаций исследователи стали анализировать с точки зрения законов функционирования рыночной экономики («теория религиозной экономики»,
«маркетинговая парадигма», «теория рационального выбора в области религии» [Каргина,
2010, с. 56, 57; 2013, с. 78-79]). П. Бергер по этому поводу пишет, что происходит «пре- вращение религиозных групп из монополий в субъектов рынка, вовлеченных в конку- рентную борьбу. Прежде религиозные группы были организованы так, как это подобает институту, обладающему исключительной властью над подчиненным ему населением.
Теперь же религиозные группы должны выработать такие формы организации, которые позволят добиваться успеха у потребителей в условиях конкуренции с другими группами, преследующими ту же самую цель. Внезапно важным становится вопрос "эффективно- сти". В монополистической ситуации социально-религиозные структуры не обязаны быть "эффективными" – их "эффективность" предопределена ситуацией... Необходимость дей- ствовать "эффективно" в ситуации конкуренции влечет за собой рационализацию соци- ально-религиозных структур» [Berger, 2003].
О таком подходе говорят и американские социологи [Bainbridge, Stark, 1987; Finke,
Stark, 2005; Iannaccone, 1992, 1998]. Чем больше спрос, тем больше предложение. Моно- полизация «религиозного рынка» в этих условиях уже не возможна. Церковь отделена от государства. В России действует Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому, «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Во многих странах действуют подобные законы.
Религиозные концепции и ценности, адаптированные массовой культурой, которая основывается на массовых телекоммуникациях, превратились в товар, который выгодно продавать, вкладывая в который, можно получать большие дивиденды. В России право- славные иконы, крестики, свечи и т.п. так же можно приобрести через интернет магазины, хотя еще недавно это можно было сделать только в церковной лавке.
Следствием отсутствия ограничений информационного обмена и прямого общения между адептами различных религий и религиозных движений стала их детерриторизация. В интернете для такого общения не существует больше ни традиционных конфессиональных, ни культурных, ни политических, ни географических границ. Любая религиозная организа- ция в рамках информационного общества может функционировать в любой точке мира.
Меняются средства доставки религиозной информации и возможности религиозного общения. Тысячелетия священные тексты, религиозная литература были редкими и доро- гими письменными текстами (рукописными бумажными книгами), то сейчас это аудио, видео и тексты на электронных носителях, целые интернет-библиотеки. Если раньше для религиозного (церковного) общения, совершения таинств и обрядов необходимо было непосредственно посещать церковь, мечеть, дацан, то сейчас достаточно включить радио, телевизор или зайти на нужный сайт, и вы попадаете на он-лайн-проповеди, исповеди, за- каз молебнов и многое другое. В интернете представлено огромное количество церквей и молитвенных домов, синагог, залов для медитации, поминальных мемориалов и прочих культовых объектов, «воссоздающих в киберпространстве религиозную среду, пребывая в которой, человек испытывает эффект присутствия и соучастия. Многочисленные сайты
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия: Философия. Социология. Право.
2019.
Том 44, № 1 169 предлагают интерактивные формы взаимодействия. Посетитель может не только прочи- тать текст, посмотреть видеоряд, послушать музыку или проповедь. Каждый желающий может поучаствовать в голосовании или опросе, вступить в он-лайновое общение с дру- гими посетителями, высказаться на форуме, оставить запись в гостевой книге, помолить- ся, заказать службу за здравие или за упокой, зажечь виртуальную свечку и иным спосо- бом проявить активность, реализуя свои религиозные или иные потребности» [Забияко и др., 2012, с. 29]. Стать членом некоторых культов можно не отходя от компьютера и нико- гда не встречаясь ни с кем из адептов этих культов. Даже ислам можно принять просто зайдя на сайт, где написано «принятие Ислама не требует проведения официальных меро- приятий с приглашением свидетелей, хождением в мечеть и т.д. Достаточно искренне уверовать сердцем и произнести шахаду – свидетельство единобожия».
В условиях глобальной информатизации религиозное сознание человека становит- ся синкретичным и эклектичным, включая элементы различных религиозных представле- ний всех эпох и народов, легенд, сказок, мифов, фильмов, фантастики и т.д. [Баранников,
Матронина, 2004, с. 104]. Массово распространяется эклектизм религиозных воззрений, сочетающий не связанные между собой ни логически, ни исторически верования, взятые из различных традиционных, национальных, первобытных религий и культов и современ- ных новых религиозных движений. Такой плюрализм религиозных идей свойственен мно- гим современным религиозным течениям и культам.
Характерной чертой религиозных изменений в условиях глобальной информатиза- ции является рост разнообразия религий, рождение множества новых религиозных дви- жений, поскольку «у людей появляется возможность конструировать себе религию из тех символических систем, которые представлены на «религиозном рынке», так называемая религия «a la carte» или «лоскутная религия», или «бриколаж»» [Синелина, 2013, с. 7].
В современном обществе сохраняется и даже возрастает интерес к нетрадиционным проявлениям религии. Телевизионные программы ряда публичных российских телеканалов пестрят передачами об экстрасенсах, тайных знаниях и т.д. («Битва экстрасенсов» (ТНТ);
«Тайны мира с Анной Чапман», «Военная тайна», «Территория заблуждений» (РЕН ТВ) и др.). Большинство загадок и мировых тайн связывается с существованием потустороннего мира, посещением нашей планеты инопланетянами, сошествием на землю «богов».
Другой стороной процесса глобальной информатизации общественной жизни стало распространение идеологии религиозного экстремизма и его крайнего проявления – рели- гиозного терроризма. Большинство войн и локальных конфликтов, происходящих в настоящее время, имеют религиозную основу (запрещенная в России и ряде других стран
ИГИЛ, противостояние между католиками и протестантами в Северной Ирландии, пале- стино-израильский конфликт, Индия и Пакистан, Китай и Тибет и т.д.). Религиозные кон- фликты, происходящие в любой точке нашей планеты, мгновенно становятся достоянием мировой общественности, вызывая больший или меньший резонанс. «Главным оружием террора» становится «медиатехнология, рассчитанная на широкий общественный резо- нанс» [Холмогоров, 2002]. Исследователи отмечают, что «террористы сегодня нуждаются в публичности и внимании общества и поэтому стараются максимально использовать взрывоопасный потенциал средств массовой информации, в первую очередь электронных, в своих целях. Ряд современных террористических организаций стремятся даже обзаве- стись собственными СМИ, имеют радио- и телекомпании, многие содержат свои интер- нет-сайты» [Центр анализа террористических угроз, 2010, с. 3]. Отсюда следует, что рели- гиозный фактор содержит в себе новые вызовы, оказывающие влияние на формирование политической, экономической и социальной нестабильности.
В целом, к особенностям современной религиозности в глобальном информацион- ном обществе можно отнести следующие:
– религия и религиозность в глобальном информационном обществе не утрачивают своего значения, но приобретают новое качество;
– наблюдаются процессы «секуляризации религиозного» и «сакрализации светского»;
170
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия: Философия. Социология. Право.
2019.
Том 44, № 1
– разрушаются традиционные религиозные установки, происходит снижение роли и социокультурной значимости традиционных религий;
– религиозные организации используют в своей деятельности законы рыночной экономики;
– происходит детерриторизация религиозных сообществ;
– распространяется синкретизм, плюрализм и эклектизм современных религиозных воззрений;
– появляются новые религиозные движения;
– возрастает интерес к нетрадиционным проявлениям религии, мистике, оккуль- тизму и эзотерике;
– отмечается рост религиозного экстремизма и терроризма;
– увеличивается значимость религиозного фактора в политической и экономиче- ской жизни общества.
Рассмотрев особенности новых форм религиозности в глобальном информацион- ном обществе, можно сделать вывод, что религия и религиозность на современном этапе развития общества не только не потеряли своей актуальности, а, наоборот, переживают второе рождение, но уже в новом качестве, порождая новые вызовы.
Список литературы
References
1. Баранников В.П., Матронина Л.Ф. Динамика религиозности в информационном обще- стве. Социологические исследования. 2004. - №9. - С. 102-107.
Barannikov V.P., Matronina L.F. 2004. Dinamika religioznosti v informatsionnom obshchestve
[Dynamics of religiosity in the information society]. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2004. - №9. - P.
102-107. (in Russian)
2. Бергер П. Религия и проблема убедительности. Неприкосновенный запас.- 2003. - № 6(32). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/berger.html (дата обращения: 02.06.2016)
Berger P. Religiya i problema ubeditel’nosti [Religion and the problem of credibility]. Neprikos- novennyy zapas. – 2003/ - № 6(32). Available at: http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/berger.html (date of application 02.06.2016). (in Russian)
3. Забияко А.П., Воронкова Е.А., Лапин А.В., Пратына Д.А. и др. Киберрелигия: наука как фактор религиозных трансформаций. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, библиотека журнала
«Религиоведение», 2012. – 208 с.
Zabiyako A.P., Voronkova E.A., Lapin A.V., Pratyna D.A. i dr. Kiberreligya: nauka kak factor religioznykh transformaciy [Cyberreligion: science as a factor of religious transformations]. Blagovesh- chensk: Amurskiy gos. un-t, biblioteka zhurnala «Religiovedenie», 2012. – 208 p. (in Russian)
4. Каргина И.Г. Концепция «религиозных ниш» как инструмент анализа разнообразия со- временной религиозности. Право и управление. XXI век, 2013. - № 4. С. 78–86.
Kargina I.G. Kontseptsiya «religioznykh nish» kak instrument analiza raznoobraziya sovremen- noy religioznosti [The concept of «religious niches» as a tool for analyzing the diversity of modern religi- osity]. Pravo i upravlenie. XXI vek, 2013. - № 4. P. 78–86. (in Russian)
5. Каргина И.Г. Новые формы сакрализации светского и секуляризация сакрального в хри- стианских обществах. Социологические исследования, 2010. - № 6. С. 52-62.
Kargina I.G. Novye formy sakralizatsii svetskogo i sekulyarizatsiya sakral’nogo v khristianskikh obshchestvakh [New forms of sacralization of the secular and secularization of the sacred in Christian societies]. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2010. - № 6. P. 52-62. (in Russian)
6. Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. М., Смысл, 2006. – 328 c.
Ryjov Yu.V. Ignoto Deo: Novaya religioznost’ v kul’ture i iskusstve [Ignoto Deo: New religiosi- ty in the culture and art]. M., Smysl, 2006. – 328 p. (in Russian)
7. Центр анализа террористических угроз. Международная конференция «Международ- ный терроризм в информационную эпоху». Информационно-аналитический журнал центра ана- лиза террористических угроз и центра прогнозирования конфликтов «Асимметричные угрозы и конфликты низкой интенсивности». Безопасность и оборона глазами профессионалов, 2010. –
№ 8. С. 2-4.