Файл: Социальнополитическое положение Византии в средние века.doc
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наиболее полновластно вмешивался в руководство делами церкви император Юстиниан I, нередко обращавшийся с высшими церковными иерархами (епископами и патриархами) как со своими чиновниками. Власть византийского императора в IV—VII вв. не была, однако, произвольной. При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать «общим законам» империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола. Новый византийский император избирался сенатом, «народом Константинополя» и армией, роль которой в избрании императора Византии неуклонно падала.[³]
Именно поэтому ранневизантийские императоры, включая наиболее могущественного Юстиниана I, признавали в законодательных актах необходимость «согласия великого сената и народа».
³ Георгий Сфрандзи. Хроника / Пер. и прим. Е.Д. Джагацпанян // Кавказ и Византия. Т. 5. - Ереван, 1987. - С. 187-240.
В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора «народом Константинополя» прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.
Софии. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.
Единственной крупной политической силой в Византийском государстве остаетсяправославная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние укрепляются. В частности, возрастает роль главы церкви, константинопольскогопатриарха, в общественно-политической жизни Византии. .Укрепление основ императорской власти в VIII—IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автокра-тора (самодержца). Культ императора-василевса достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (ойкумены). Его прерогативы были неограниченными. Василеве издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.[⁴]
⁴ Документы Венецианского Сената. 1473 г. С 260-274. // Скрижинская Е.Ч. Русь, Италия и Византия в Средневековье./ Вступ. ст. И. Котляр. - Спб.: Алетейа, 2000. - 288 с.
Характерно, что при такой всевластности его положение не было очень прочным. Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала: сын василевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник. Императором делало не рождение, а «божественное избрание». Поэтому императоры широко практиковали институт соправителей, выбирая, таким образом, еще при жизни наследника. Принцип законного престолонаследия начинает утверждаться в Византии только с конца XI в.Местноеуправление. Местный государственный аппарат империи в IV—VII вв. целиком базировался на позднеримской системе управления (деление на префектуры, диоцезы и провинции). Гражданская власть была отделена от военной и обладала в этот период приоритетом над последней. Во главе местного управления империи стояли два префекта претория. Эти высшие гражданские чиновники обладали широкой административной, судебной и финансовой властью. В непосредственном подчинении префектов находились гражданские правители диоцезов и провинций. Правители провинций, основного звена местного управления, наряду с обширными административными и финансовыми полномочиями обладали и судебной властью. Они являлись судьями первой инстанции по всем значительным судебным делам в пределах провинции.
В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая,фемная система Фемы возникли как военные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стоялистратиги, которые объединяли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти Военизация местного управления империи была следствием обострения внешнеполитической обстановки и социально-классовых антагонизмов византийского общества. В дальнейшем, с усилением феодализации византийского общества, фемная организация местного управления начинает ослабевать и в XI в окончательно приходит в упадок.
Армия. В IV— VII вв армия Византии была построена на позд-неримских началах, с делением на пограничные и мобильные войска. С целью ослабления угрозы захвата власти со стороны военных вождей, византийские императоры практиковали раздробление высшего управления армией между пятью руководителями (магистрами) Состав византийской армии постепенно менялся В VI—VII вв все большую роль в армии играют контингента варваров Основу армии с началом второго периода развития византийского государства (конец VII—IX в) составляло стратиотское (крестьянское) ополчение. В это время в Византии был создан и мощный военный флот.[5]
1.3 Право Византии. Общие положения
Византийское право, история которого насчитывает более тысячи лет, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы. Оно характеризуется относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. Эти качества права в Византии определялись рядом исторических факторов, среди которых особое значение имели традиционно сильная центральная императорская власть, римское правовое наследие, византийская христианская церковь. Эти факторы оказывали интегрирующее влияние на право, придавали ему свойства системности. Уже на ранних этапах развития государства в Византии сложилась своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно из римского права, но испытала на себе влияние специфических переходных к феодализму отношений в обществе, отличавшемся большой социальной и этнической пестротой.
5 - Дука. Византийская история. (осада и падение Константинополя). гл. 35-40; 42. //Византийский временник. - 1953, №7. - С. 338-410.
Под влиянием времени и чисто местных условий, в частности разнообразных правовых обычаев, римские правовые институты постепенно эволюционировали. Но принципиальные основы римского права и правовой культуры не были подорваны и не подверглись коренным изменениям, чему в немалой степени способствовало длительное сохранение в Византии рабовладельческого уклада.
Тем самым в Византии утратило силу более раннее римское законодательство, не включенное в этот сборник.В IV—VI вв. в Византии наблюдается высокий уровень развития правовой мысли, складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные — в Бейруте и Константинополе). Среди юристов бейрутской школы, которые преподавательскую работу сочетали с участием в императорских кодификационных работах, особенно прославились Домнин, Скилиаций, Кирилл, Патрикий и др.Византийские юристы были не просто хранителями античных правовых и культурных традиций. Они адаптировали римское право применительно к новым потребностям общества, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) в классические тексты римских юристов. Таким образом подготавливалась почва для проведения крупномасштабных кодификационных работ. Не
случайно именно в Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана (Corpusjuriscivilis).Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система.[⁶]
⁶ ."Канун-наме" Мехмеда II Фатиха о военно - административной и гражданской бюрократии Османской империи в XV в. Пер. Р.И. Керим-заде// Османская империя: Государственная власть и социально - политическая структура. Сборник статей. - М.: Наука, 1990. - С. 81-97.
ГЛАВА II
Упадок Византийской империи
2.1 Социальное, экономическое и политическое положение Византии накануне гибели
Социальное, экономическое и политическое положение являются основой любого государства. Вооруженные силы являются показателем силы или слабости государства. От армии зависит успешность внешней политики. Византия при Палеологах характеризуется нарушением во всех государственных структурах, что, в итоге, привело к падению столицы империи - Константинополя. Изучение процесса упадка Византии необходимо для выяснения причин трагических событий 1453 г.
Процесс упадка Византии растянулся на все века правления династии Палеологов. Территориальные размеры государства Михаила VIII (1261-1282 гг.) были гораздо меньше, чем пределы Византии в эпоху Комнинов и Ангелов, не говоря уже о более ранней эпохе. В 1261 году Византийская империя сохраняла северо-восточную часть Малой Азии, большую часть Фракии и Македонии, Фессалонику, некоторые острова в северной части Эгейского моря. Босфор и Геллеспонт, важные с политической и торговой стороны водные артерии, входили в состав восстановленной империи. Эпирский деспотат находился от нее в зависимости. В самом начале своего правления Михаил VIII получил в виде выкупа за освобождение Ахейского князя Вильгельма Виллардуэна, захваченного греками в битве при Кастории, три сильных франкских крепости в Пелопоннесе: Монемвасию, Мистру и Маину. Эти три полученные греками крепости сделались опорными пунктами, откуда войска византийских императоров с успехом выходили против франкских герцогов. Также они позволяли контролировать торговые пути в этих районах империи.Столица перешла в руки Михаила VIII в состоянии упадка и разрушения. Наиболее богатые здания были разграбленны крестоносцами в 1204 г.
Церкви были лишены своей драгоценной утвари. Влахернский дворец, ставший со времени Комнинов императорской резиденцией и восхищавший своим богатым убранством и мозаиками, находился в состоянии глубокого запустения.[⁷] Вокруг империи усиливаются соседи - сербы и османские турки, захватывают многие важные пункты на торговых путях. Предприимчивые торговые итальянские республики, Генуя и Венеция овладевают торговлей империи и ставят Византию в экономическую зависимость. С царствования Михаила VIII Генуя занимала первое место в экономической жизни Византии. Генуэзцы были свободны от налогов, они могли строить и укреплять Галату, организовывать фактории и колонии не только на островах Эгейского моря и в Малой Азии, но также на берегах Черного моря, в Трапезунде, в Каффе в Крыму, также как и в Тане, в устье реки Дон. Каффа была особенно процветающим и хорошо организованным городом с детально разработанным административным статутом (1449 г.). Попытки басилевсов вернуть себе контроль над торговой системой империи встречают сопротивление со стороны итальянцев. Итальянское влияние на византийскую экономику можно проследить по монетам. В XIV веке, при Андронике II, Андронике III и Иоанне V была попытка проведения денежной реформы, в связи, с чем были введены монеты флорентийского типа. Последняя византийская золотая монета была чеканена при Мануиле II, возможно, в связи с его коронацией.[8]