Файл: Социальнополитическое положение Византии в средние века.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Византии и Италии в последующие столетия, отношений между Византией и папством, поддерживавших в феодально-церковной историографии папского престола интерес к истории византийской церкви и государства.

Папская библиотека не только располагала большим количеством греческих рукописей, но и кадрами квалифицированных специалистов и переводчиков. Из этих кругов вышли "Палатинская хроника" (VIII в.), "Chro - nicon venetum" Иоанна Дьякона и "Трехчастная хронография" Анастасия Библиотекаря (IX в.). К Византии проявляла интерес и венецианская средневековая историография, вершиной достижений которой стала хроника Андрея Дандоло (XIV в.), который использовал и ссылался на византийские источники. В ряде районов Италии, в силу разных обстоятельств, интерес к Византии с X-XI вв. был достаточно постоянным и обрел в известной мере общеевропейские масштабы в эпоху крестовых походов. Захват крестоносцами владений на Востоке, образование крестоносных владений на территории Византии более тесно увязали западноевропейскую историю с историей Византии. История завоеваний и западных образований на Востоке, история Византии прочно вошла в западноевропейскую средневековую историографию. В XIII-XV вв. в связи с развитием в Византин латинофильских настроений усиливаются связи части византийских церковников и писателей с Италией, католической церковью и духовенством, отчасти и с зарождающимся гуманистическим движением.

Возраставший интерес гуманистов к греческому языку был первоначально связан преимущественно с их интересом к античности, классической филологии, в том числе к греческой, глубокое и новое обращение к которой отражало процесс отталкивания от феодально-церковного мировоззрения, обогащение нового восприятия античным. Гуманистов интересовала не сама Византия, а античная подоснова, античное наследие византийской культуры и в связи с этим ее носители - византийские ученые. С упадком Византии и, особенно с падением Константинополя усилилось переселение в Италию представителей византийской "интеллигенции", что упрочило их связь с гуманистическим движением. Глубокое изучение наследия великих предшественников средневековья византийскими учеными той поры прекрасно подготовило почву для деятелей культуры Возрождения. Рим, Венеция, дворы наиболее крупных правителей Италии, при которых
сложились гуманистические кружки и академии, в XV в. стали центрами концентрации не только богатейших собраний античных и византийских рукописей, но и последних представителей византийской учености, оказавшихся связанными с итальянскими гуманистами. Опираясь на свои собственные (латинские) античные традиции, итальянские гуманисты осваивали и античное греческое наследие.[¹⁴]

14 - Н. Лазарев. История византийской живописи, т. 1—2. М., 1947—1948

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя анализ тенденций развития Византийской империи в поздний период, можно выделить несколько основных причин упадка, а в дальнейшем и падения империи: .Внутренняя политика византийских императоров позднего периода, как правило, характеризовалась борьбой за власть и попытками восстановить былое могущество империи. Последние императоры Мануил II (1391-1425), Иоанн VII (1425-1448), Константин XI (1449-1453) все силы направляли на поиск союзников в борьбе с Османской империей и укрепление военной мощи Константинополя. .Экономика Византии пришла в упадок из-за укрепления крупной феодальной знати, ослабления централизованной политики государства, засилья итальянского товара и захвата иностранцами господствующего положения в экономической жизни империи. Все это вызвало крайнее ослабление византийских торговцев, ремесленников, обнищание крестьян, их неспособность платить налоги и приносить доход государству. .Сильно пошатнулись устои византийской церкви, которая раскололась на два враждующих лагеря: латинофильский и противников унии с католиками. Впервые за всю историю Византия, оплот христианства, была вынуждена просить Рим об унии. Религиозный фактор оказал огромное влияние и на отношение Византии с Западом, который манипулировал Константинополем, не выполнял обязательств по договорам и всячески подрывал могущество Византийской империи. .Но внешние факторы не сыграли столь значительную роль, поскольку основными причинами падения Византии были все же внутренние. Внешние же являются следствием внутренних проблем, которые и ослабили империю. Все вышеперечисленные факторы привели к падению Византийской империи, но было бы неправильно выделять каждый из них отдельно, поскольку все они тесно взаимосвязаны, один вытекает из другого. К примеру, внутренние междоусобицы вызвали экономическое ослабление империи. Засилье иностранцев в экономической и политической сфере было вызвано привлечением их во внутреннюю борьбу за власть. Экономическая нестабильность облегчила полный контроль итальянских республик над торговлей Византии. Отдельно стоит религиозный вопрос, который все же оказал решающее влияние на международное положение Византии, поскольку непримиримые противоречия, вечное соперничество западной и восточной церквей сделало невозможным нормальные отношения между Византией и западноевропейскими государствами, а о поддержке и речи быть не могло. Конечно, религиозные разногласия оказали немаловажное влияние и на отношения Византии с крестоносцами. Историки, которые занимались проблемами поздней Византии, выделяют определенные причины ее падения. К примеру, Сказкин Сергей Данилович придерживается мнения, что гибель Византийского государства была вызвана целым комплексом внутренних и внешних причин. Он выделяет военный фактор, превосходство армии турок. Но решающую роль в ослаблении Византии отводит внутренним причинам. Главной из них он считает экономический упадок Византии, вызванный проникновением иностранных купцов во все сферы экономической жизни Византии. Не менее важным фактором Сказкин считает и засилие феодалов в экономике и их неограниченное господство в управлении государством, а также междоусобицы и дворцовые перевороты в Византии. Жан-Клод Шейнэ основоной причиной падения Византии считает раскол между Западной и Восточной церквями, противоречие между греческим народом и латинскими захватчиками. Федор Иванович Успенский возлагает вину на высшие круги византийского общества, которые разобщили власть государства с народом, заставили население жить в старых формах политического и социального строя. Итак, падение Византийской империи было обусловлено различными факторами, которые в различной степени приводили к ослаблению некогда могущественного государства, что, в свою очередь, сделало Византию неспособной дать отпор турецким завоевателям.



Список литературы:

1.Ашик-паша оглу. Османская династическая история. / Новый турецкий источник по истории Крыма // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - Симферополь, 2001. Вып. VIII. - С. 362-365.

2.Барбаро И. Путешествие в Тану // Барбаро и Контарини о России. К истории итало - русских связей в XV в. / Вступ. ст., подгот. текста, пер., комм. Е.Ч. Скржинской. - Л.: Наука, 1971. - С. 113-187.

3.Георгий Сфрандзи. Хроника / Пер. и прим. Е.Д. Джагацпанян // Кавказ и Византия. Т. 5. - Ереван, 1987. - С. 187-240.

4.Документы Венецианского Сената. 1473 г. С 260-274. // Скрижинская Е.Ч. Русь, Италия и Византия в Средневековье./ Вступ. ст. И. Котляр. - Спб.: Алетейа, 2000. - 288 с.

5.Дука. Византийская история. (осада и падение Константинополя). гл. 35-40; 42. //Византийский временник. - 1953, №7. - С. 338-410.

6."Канун-наме" Мехмеда II Фатиха о военно - административной и гражданской бюрократии Османской империи в XV в. Пер. Р.И. Керим-заде// Османская империя: Государственная власть и социально - политическая структура. Сборник статей. - М.: Наука, 1990. - С. 81-97.

7.Лаоник Халкокондил. История. Пер. Веселаго Е.Б. // Византийский временник. - 1953, №3. - С. 250-300.

8.Повесть о взятии Константинополя турками в 1453 году.// Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV в. - М.: Худож. лит., 1982. - С.216-267; 602-607.

9.После Марко Поло. Путешествия западных чужеземцев в страны Трёх Индий. / Пер., прим. вступ. ст. Я.М. Света. - М.: Наука, 1968. - 237 с.

10.Тексты русских летописей. Московский летописный свод концйа XV. // Скрижинская Е.Ч. Русь, Италия и Византия в Средневековье./ Вступ. ст. И. Котляр. - Спб.: Алетейа, 2000. - 288 с.

11.Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. - Т.2. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1941. - 308 с.

12.Турецкий историк Саад-Ад-Дин о взятии Константинополя// Хрестоматия по истории средних веков. Под. ред. С.Д. Сказкина и Н.Л. Грацианского.- М.: гос. учеб.-пед. издат., 1950. - С. 294-298.

13. В. Безобразов. Очерки византийской культуры. Пг., 1918.История Византии, т. 1—3. М., 1967.В.

14. Н. Лазарев. История византийской живописи, т. 1—2. М., 1947—1948.

Ресурсы электронного обучения:

https://studopedia.ru/1_23676_srednevekovoe-gosudarstvo-v-vizanti

https://hist.bobrodobro.ru/10019

https://obrazovanie-gid.ru/vizantiya-v-srednevekove.html

https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=727466