Файл: Мифы и предположения о возникновении Игр. 2 Официальная версия возникновения Олимпийских игр. 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление





Введение 2

Мифы и предположения о возникновении Игр. 2

Официальная версия возникновения Олимпийских игр. 4

Значение Олимпийских Игр 8






Введение



Современные Олимпийские игры – это самое крупное и зрелищное спортивное мероприятие мира. Для многих атлетов выступление на Олимпийских играх является высшим достижением спортивной карьеры. Победа на Играх – мечта всех спортсменов. Звание Олимпийского чемпиона дается на всю жизнь.

Сейчас Олимпийские игры да и все олимпийское движение является очень популярным. Телетрансляции, шикарные стадионы, большие города разных стран, в которых проходят игры, тысячи болельщиков на трибунах и миллионы у экранов телевизоров, рекорды, борьба и слезы победителей – такими мы знаем современные Игры. Но было ли так всегда? В нашей работе мы рассмотрим историю зарождения Олимпийских игр в Древней Греции, самые известные теории и официальные версии.

Мифы и предположения о возникновении Игр.


Наверное очевидно, что только греки могли придумать множество легенд связанных с появлением Олимпийских игр. Древние греки поклонялись множеству богов, поэтому и легенд этих довольно много.

«Легенда о Пелопсе». И древнегреческий поэт Пиндар, и древнеримский поэт Овидий («Метаморфозы»), повествовали о том, что сын Тантала – Пелопс, после завоевания Сипила троянским царем Илом, в поисках лучшей судьбы отправился к берегам Греции. В пути Пелопс нашел прекрасный полуостров и поселился на нем, (позже он был назван в его честь –Пелопоннесом). Посетив в северо-западной части Пелопонесского полуострова город Писы, Пелопс, влюбившись в очаровательную дочь Эномая – Гиподамию, решил просить у царя ее руки. Царь Эномай не хотел выдавать дочь замуж, ибо ему оракулом была предсказана смерть от мужа дочери. Много претендентов было на руку Гиподамии, они постоянно добивались ее, поэтому царь придумал такое условие: кто победит его в состязании на колеснице, тот и получит руку дочери, а кто проиграет – тот поплатится жизнью. Искусным был Эномай в верховой езде на колеснице, побеждал всех юношей
, что приходили свататься к дочери, а головы убитых им претендентов вешал на дверях дворца.

Пелопс решил перехитрить царя Писы и заплатил возничему Эномая – Миртилу. Возничий не вставил чеку, что удерживала колесо на оси колесницы, и во время состязания с оси колесницы царя Эномаясоскочили колеса и колесница опрокинулась, сминая под собой Эномая.

Торжествуя возвратился Пелопс в город Писы, женился на дочери царя Эномая – прекрасной Гиподамии и стал царем над всей территории своего покойного тестя. В честь своей победы Пелопс провел в городе Олимпия спортивные состязания.

«Легенда о Зевсе». Бог-громовержец Зевс возле могилы своего отца Крона и в честь своей победы над ним устроил состязания в беге.

«Легенда о Геракле». После очищения с помощью речных вод скотного двора царя Авгия, правителя Элиды, Геракл был изгнан государем без обещанного вознаграждения за этот подвиг. Желая отомстить, он с великим войском напал на Элиду и в кровопролитной битве победил Авгия, убив его выстрелом из лука. В честь победы древнегреческий герой Геракл принес жертвы в храмах олимпийских богов и учредил проведение спортивных состязаний на священной равнине, которую сам же в честь богини Афины Паллады обсадил священными оливами.

Есть еще одна, далеко не последняя, легенда возникновения Олимпийских игр. Легенда гласит, что эллинский царь Ифит после эпидемии чумы обратился к дельфийскому оракулу за предсказанием относительно дальнейших действий. Оракул ответил, что он должен воздерживаться от войн, укреплять связи с эллинскими городами и каждый год прибавлять к торжествам "Год радости". Так якобы возникла идея проведения Олимпийских игр. Поскольку Эллада враждовала главным образом со Спартой Ифит предложил спартанскому народному законодателю Ликургу совместно последовать этому совету. После долгих споров они заключили в 884 г. до н. э. соглашение, текст которого был высечен на металлическом диске. Согласно договору их проведения, а также для того, чтобы дать возможность атлетам и гостям прибыть на соревнования, объявлялось священное перемирие на три месяца. Несмотря на воинственность греков, эта договоренность свято соблюдалось. В случае нарушения священного перемирия, называемого "экихирия", жители Эллады имели право наложить на нарушителя денежный штраф и лишить город или человека права участия в предстоящих Олимпийских играх.



Некоторые исследователи утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Поэтому и победители награждались оливковой веткой и венком. Время проведения Игр - август-сентябрь как бы подтверждает эту версию.

Официальная версия возникновения Олимпийских игр.


Первые достоверные исторические данные о проведении Олимпийских игр относятся к 776 г. до н.э. Именно этот год выбит на найденной мраморной плите, на которой высечено имя Олимпийского победителя в беге эллийского повара Короибоса.

Слава Олимпии в древнем мире была очень велика. Ее прославляли поэты, о ней говорили историки, философы и ораторы, о ней слагали мифы и легенды. Пиндар посвятил Олимпии и играм многие из своих од. "Нет другой эвезды благороднее солнца, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба.Так и мы прославляем те, что из всех Игр благородней, - Олимпийские игры" писал поэт.

Олимпия находилась в Северо-западной части Пелопоннеса, в 20 км от Ионического моря, 275 км от Афин и 127 км от Спарты. С южной стороны ее омывала река Алфей, с западной - река Кладей, а с северной находилась гора Кронос. На востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами Алфея. Выбор для олимпийского стадиона у горы Кронос объясняется тем, что склоны служили естественной трибуной для зрителей на которой располагалось по 40 тыс. человек.

На территории Олимпии находились: ипподром (730-336 м) на котором устраивались конные скачки; олимпийский стадион с местами на 50 тыс. зрителей и ареной примерно 213х29 м; гимнасий, двор, окруженный колоннадой, с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, для различных упражнений, игр с мячом, комнатами для гигиенических процедур, банями и др.; к гимнасию примыкали жилые помещения для участников Олимпийских игр.

На первых тринадцати Играх греки соревновались только в коротком беге на одну стадию, длина которой из-за разного шага отмеряющих судей была, как уже отмечалось, неодинакова - от 175 до 192,27 м. Именно от этого слова и произошло название "стадион". Самый большой стадий был именно в Олимпии, так как его, по преданию, отмерял сам Геракл. Этот вид бега более полвека был единственным состязанием на олимпийском празднике эллинов. Стартовали бегуны со специальных мраморных плит, в которых имелись углубления для пальцев.

Итак, в программу древних Олимпийских игр входили следующие виды - бег на 1,2 и 24 стадии; борьба; пятиборье (пентатлон); кулачные поединки; гонки на колесницах, запряженных двумя и четырьмя лошадьми; панкратион, бег в военном снаряжении, скачки.


Все желающие принять участие в Играх, за год от их открытия вносились в особые списки. Они давали клятву, что будут готовиться к предстоящим соревнованиям не менее десяти месяцев. Подготовка шла в специальных школах, пребывание в которых оплачивал сам участник. Затем за 30 дней до открытия Игр все потенциальные их участники прибывали в Олимпию на централизованный сбор. Их размещали в помещениях, примыкавших к гимнасии. Прибывшие на соревнования атлеты приступали к тренировкам подприсмотрам специальных судей ("элланодиков"), которые затем занимались допуском спортсменов на Игры.

Первоначально в Олимпиадах принимали участие только жители Пелопонесса. Затем в них стали участвовать и представители соседних государств - Коринфа, Спарты и др. В период с УI до II в. до н. э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабы и люди негреческого происхождения, а также женщины к Играм не допускались.

Для регулярных тренировок атлетов в Олимпии существовали гимнасия и палестра.

Палестра представляла собой площадку, посыпанную песком, на которой атлеты занимались борьбой, кулачным боем, прыжками в длину. Нередко палестры назывались гимнассиями.

Олимпийскийгимнассий, который соответствовал по размеру стадиону, имел открытие и крытые дорожки. Здесь занимались бегуны, метатели. Главной частью гимнассия был портик длиной 219,5 м и шириной 11,3 м. Именно тут была отмерена дорожка, точно соответствующая олимпийской дистанции, равная одной классической стадии.

Женщины не только не участвовали в Олимпийских играх, но им и запрещалось их смотреть. Только одна женщина - жрица богини Деметры имела право наблюдать за ними из ложи. В случае нарушения этого запрета, виновную сбрасывали со скалы.

За всю многовековую историю древних Олимпиад только одна женщина нарушила запрет и появилась в Олимпии во время Игр. Это была Ференика - дочь знаменитого кулачного бойца, которая руководила подготовкой своего сына к Играм. Когда юноша отправился в Олимпию, Ференика, переодевшись в костюм учителя гимнастики, последовала за ним. Ее сын одержал победу в кулачном поединке, и обрадованная мать, забыв об осторожности, бросилась его поздравлять. Все поняли, что период ними переодетая женщина, Ференике грозила казнь. И только просьбы зрителей спасли ее. Судьи помиловали женщину, но тут же постановили, что впредь тренеры, сопровождающих атлетов, должны во время Игр, сидеть обнаженными за особой оградой.


Победа на Олимпийских играх рассматривалась греками как знак доброго расположения богов к атлету, а также к городу, откуда он был родом. Особенно почетной считалась победа в стадиодроме. Именем атлета, который выиграл эти состязания, называлась следующая Олимпиада. Олимпиоников (победителей Игр) венчали в храме Зевса оливковой ветвью, срезанной золотым ножом в священной роще. Отметим, что от числа атлетов-победителей зависел политический престиж города в эллинском государстве.

Среди античных олимпиоников наибольших успехов добились Леонидас из Родоса, сдержавший 12 побед (164-152 г.г. до н. э.) в стадиодроме, диаулосе и беге в экипировке, Гермоген из Ксаифа - 0 побед (81-89 г.г. до н. э.) и Астилос из Кротона - 7 побед (488-476 г.г. до н. э.) в тех же видах бега, Хионис из Лаконии - 6 побед (664-656 г.г. до н. э.) - в беге и прыжках, Милон из Кротона - 6 побед (540-516 г.г. до н. э.) и Гипписфен из Спарты - 5 побед (624-608 г.г. до н. э.) - борьбе.

Популярность Игр достигла своего апогея в У и IУ в.в. до н. э. В них участвовали представители многих стран Средиземного моря - Африки, Италии, Сицилии и даже стран Азии. В этот период времени снимаются основные запреты, действовавшие ранее: к соревнованиям допускаются иностранцы, а также выходцы из малоимущих слоев населения.

Олимпийские игры не прекратились и тогда, когда могущество Эллады начало падать и греческие земли в 146 г. до н. э. завоевал Рим. В первые годы становления Римской империи ее знать и жители проявили большой интерес к Играм. В те годы Олимпия превратилась в процветающий туристический город с огромным числом спортсооружений и гостиниц. В Играх уже принимали участие не только греки и римляне, но и представители стран Азии и Африки. Постепенно профессионалы на Играх вытесняли любителей. Олимпийские игры становились более грубыми.

В 394 г. римский император Феодосий I, насильственно насаждавший христианство и усмотревший в играх языческий обряд, запретил проведение Олимпиад. В то же время, как отмечают многие историки, он лишь выполнил приговор времени - цели общества и ценности Олимпизма стали несовместимы.

В течение 1168 лет было проведено 293 Олимпиады. О многих аспектах древних Олимпийских игр судить довольно трудно. История донесла до наших не так много фактов, включая и имена победителей, их социальное происхождение.

Историки утверждают, что представители низших слоев населения активно стали выступать на Олимпиадах после 400 г. до н. э., а представители из высших слоев продолжали соревноваться главными образом в конных состязаниях.