Файл: Сооружение переходов магистрального трубопровода открытым способом.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3 Способы сооружения подземных переходов
Сооружение переходов ведется двумя способами: открытым и закрытым.
Сооружение переходов магистрального трубопровода открытым способом.
Открытый способ сооружения переходов характеризуется тем, что для укладки кожуха разбирают верхнее строение путей или покрытия дороги, раскалывают насыпь и роют траншею в грунте ниже насыпи.
А) Прокладка защитных кожухов с прекращением движения транспорта.
Сооружение переходов открытым способом с прекращением движения транспорта возможно при пересечении трубопроводами автомобильных магистральных дорог 3-5 категорий, имеющих малую интенсивность движения и верхние дорожные покрытия низших типов.
Прежде чем преступить к выполнению основных технологических операций по прокладке кожуха, проводят следующие организационно-технические мероприятия и подготовительные работы: выбирают место для объездной дороги, по которой будет осуществляться движение транспорта, обустраивают съезды на объездную дорогу и ее земляное полотно, устанавливают ограждения, препятствующие движению транспорта на участке проведения работ, устанавливают дорожные знаки, а также световые сигналы, видимые ночью, которые запрещают движение транспорта на перекрытом участке дороги.
Места установки всех знаков и расстояния между ними согласовываются с местной Государственной автомобильной инспекцией (ГАИ). Объездные дороги для временного движения автотранспорта обычно располагают в пределах границ полосы, отведены для дороги. При этом съездов и въездов выбирают участки дороги, имеющие наименьшую высоту насыпи или глубину выемки. Сооружение объездной дороги, как правило, поручают колонне, выполняющей работы по инженерной подготовке трассы для трубопровода. После того, как полностью построена объездная дорога, движение транспорта по основной дороге прикрывают и приступают к геодезической разбивке трассы, установлению траншейной границы с выносом ее оси и привязкой к постоянным ориентирам разметки границы разрытия насыпи и траншеи за ее пределами. Перед началом разборки дорожных покрытий и земляных работ уточняют расположение подземных сооружений, коммуникаций и средств связи. Работы по защите от разрушений, встречающихся на переходах, подземных сооружений выполняют обязательно в присутствии представителя организации, в ведении которой находится данное сооружение. После окончания этих работ разбирают дорожные покрытия, раскалывают насыпь и капают траншею для кожуха.
Дорожные покрытия разбирают на ширину, превышающую ширину разрытия насыпи при асфальтовом покрытии на 0,2м (или 0,1м на сторону), при булыжном или брусчатом покрытиях на 0,5м (или 0,25м в сторону). Материалы от разобранных дорожных покрытий складывают в специально отведенное место в пределах участка сооружаемого перехода. Дорожные покрытия разбирают с помощью пневматических или электрических бетоноломов. Для питания пневматических отбойных молотков и бетоноломов применяют передвижные компрессорные станции, а для питания электрических и бетоноломов – электрические передвижные станции малой мощности.
Подготовленный кожух укладывают при помощи одного или двух кранов – трубоукладчиков соответствующей грузоподъемности. Опускание и перемещение кожуха предварительно покрытого изоляцией, осуществляют с использованием мягких полотенец или других устройств не разрушающих целостности изоляционного покрытия.
Засыпку кожухов и восстановление насыпи автомобильных дорог с покрытием низших типов, а также проселочных дорог допускается осуществлять без трамбования грунта. Однако при этом необходимо учитывать возможную осадку грунта и насыпать верхний слой несколько выше полотна дороги.
После окончания засыпки траншеи и восстановления насыпи дороги приступают к восстановлению верхних дорожных покрытий проезжей части.
Б) Прокладка защитных кожухов с некоторым сокращением интенсивности движения транспорта.
При пересечении трубопроводом автомобильных дорог III и IV категорий шириной полотна не менее 6м и высотой до 2м, прокладку кожухов можно осуществлять открытым способом с некоторым сокращением интенсивности движения транспорта. Проезжую часть дороги делят на два участка. На одном из этих участков перекрывают движение транспорта и на нем выполняют работы, а по второму участку открывают двустороннее движение с поочередным пропуском автомобилей то в одном, то в другом направлении. На перекрытом для движения транспорта участке дороге последовательно выполняют следующие работы: разборку верхнего покрытия; разрытия насыпи и рытье траншеи; устройства крепления стенок траншеи и особенно ее конца, примыкающего к участку дороги, по которому осуществляется движение транспорта; планировку дна траншеи; укладка первой секции кожуха с присыпной и подбивной пазух грунта, засыпку уложенной секции кожуха с
трамбованием грунта в пределах подошвы насыпи; восстановление насыпи с использованием местного или привозного грунта.
При подготовке к разборке верхнего покрытия дороги и перед началом разрытия земного полотна на первом участке дороги устанавливают предупреждающие и предписывающие знаки и сигнализацию, монтируют ограждения, а затем полностью по нему закрывают движение транспорта, перенося его на второй участок дороги.
Разрытие насыпи и рытье траншеи осуществляют экскаватором оборудованным обратной лопатой. При этом способе проведения работ особенно целесообразно применять гидравлические одноковшовые экскаваторы на пневмоколесном ходу, обладающие хорошей маневренностью и подвижностью рабочего оборудования.
После окончания работ по восстановлению насыпи на первом участке дороги устраивают временное верхнее покрытие с учетом того, что грунт засыпки даст осадку. Одновременно с открытием движения по первой половине дороги все ограждения переносят на вторую половину, закрывают по ней движение транспорта и приступают к прокладке второй секции кожуха. Последовательность выполнения технологических операций при прокладке второй секции кожуха такая же, как и при укладке первой секции.
В) Прокладка защитных кожухов без нарушения интенсивности движения транспорта.
Проведение работ при сооружении переходов трубопроводов под автомобильными или железными дорогами любого назначения и категории при соответствующем обосновании проектов может быть осуществлено открытым способом без нарушений интенсивности движения транспорта или при незначительном снижении скорости движения на участке строительства перехода. Это достигается тем, что над траншеей под укладку кожуха до ее разработки предварительно монтируют временные мосты, состоящие из металлических и деревянных конструкций. Наибольшее распространение при строительстве переходов под автомобильными дорогами получили инвентарные мосты.
Переездные мосты для автомобильных дорог состоят из металлических рам, на которых закреплен деревянный настил из брусьев толщиной 15 – 20 см. Проезжая часть моста ограничивается охранными брусьями. Для каждой полосы движения дороги используется отдельный мост. Ширина моста должна быть на 0,5 – 1 м больше ширины ходовой части автомобиля.
Инвентарные мосты имеют массу 4 – 5 т, поэтому для их перевозки к месту установки используются трейлеры, а для погрузки и монтажа на участке строительства перехода – автомобильные краны КС – 35 – 71, КС – 35 – 62А и КС – 35 – 63 грузоподъемностью по 10 т каждый.
Все подготовительные работы по установке предупреждающих знаков световой сигнализации и ограждений, а также разборку верхнего покрытия в границах будущей траншеи, монтажу инвентарных мостов не должны нарушать интенсивность движения транспорта, поэтому данные работы выполняют в то время, когда интенсивность движения становится наименьшей точкой. Рытье траншеи до подошвы насыпи осуществляется одноковшовыми экскаваторам.
Сооружение переходов магистральных трубопроводов бестраншейным способом.
Бестраншейный (закрытый) способ прокладки кожухов может применяться под любой дорогой. Он не требует снижения интенсивности и скорости движения транспорта в период проведения работ, так как все работы выполняются без нарушения земляного полотна и верхних покрытий или строений дороги.
В связи с повышением скоростей движение транспорта на магистральных дорогах значительно возросли требования к условиям безопасного выполнения работ по устройству переходов открытым способом, поэтому бестраншейный способ прокладки кожухов под такими магистралями являются основным способом.
Технологическая схема выполнения работ по бестраншейной прокладки переходов включает следующие основные операции:
- подготовительные работы;
- прокладку кожуха под полотном дороги;
- прокладку трубопровода внутри кожуха: устройство уплотнений вытяжной свечи или кольца отводной канавы.
Подготовительные работы на строительстве переходов под дорогами включают доставку необходимой техники и оборудования, подготовку их к основной операции – прокладке кожуха под дорогой, а также выполнение некоторого объема планированных и земельных работ.
Основной объем подготовительных земельных работ составляет устройство рабочего и приемного котлованов. Котлованы открывают на глубину, несколько ниже той, на которой должен укладываться кожух. Рабочий котлован имеет размеры, позволяющие установить в нем все необходимые машины и механизмы, и выполнять работы связанные с укладкой кожуха. Размеры приемного котлована должны быть такими, чтобы в нем можно было выполнить необходимые монтажные работы по присоединению дополнительных труб-переходов или по устройству герметизирующего соединения кожуха с трубой.
Прокладка кожуха под дорогой может быть выполнена различными методами: прокалыванием, продавливанием, горизонтальным бурением и виброударным способом. В исключительных случаях могут применяться методы используемые в шахтном строительстве, связанные с применением специальной горнопроходческой техники и технологии.
В настоящее время основным является способ горизонтального бурения, наиболее эффективный при прокладке кожухов большого диаметра. При малых диаметрах труб (до 700 мм) могут использоваться способы прокалывания и продавливания. Охарактеризуем некоторые способы прокладки кожухов:
Способ прокаливания заключается в следующем. Любую часть кожуха оснащают специальным заостренным наконечником, диаметр которого на 30 – 40 мм больше наружного диаметра кожуха. С помощью специальных домкратов, установленных в рабочем котловане и упирающихся в заднюю стенку котлована, вдавливают наконечник в грунт. По мере внедрения кожуха в грунт его наращивают дополнительными заранее приготовленными секциями. При таком способе прокладки кожуха требуется очень большое усилие продавливания, так как при внедрении его в грунт происходит уплотнение грунта и сила трения наружной поверхности кожуха о грунт.
При укладке способом прокалывания следует иметь в виду, что минимальная глубина заложения трубы должна быть 3 м, так как при меньшей глубине поверхность грунта над трубой выпучивается, что совершенно недопустимо при пересечении железной дороги.
Способ продавливания. Суть способа заключается в том, что кожух продавливается в грунт открытым концом, а поступающий внутрь кожуха грунт удаляется. При этом усилие продавливания определяется в основном силой трения грунта о наружную поверхность кожуха.
Для уменьшения сил трения головную часть трубы оснащают специальным режущим кольцом, имеющим диаметр на 30 – 40 мм больше диаметра основной трубы. Усилие продавливания создается домкратами, установленными в специальном котловане.
Основные недостатки описанных методов (прокалывания и продавливания) прокладки труб под дорогами являются необходимость либо постепенного наращивания длинны внедряемых в грунт труб, либо наращивание толкающих элементов