Файл: Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году итоговой контрольной работы по истории в 5 классе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году итоговой контрольной работы по истории в 5 классе
1. Назначение итоговой контрольной работы
Итоговые контрольные работы (ИКР) проводятся в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление качества подготовки обучающихся.
Назначение КИМ для проведения контрольной работы по истории – оценить качество общеобразовательной подготовки по истории обучающихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС. КИМ ИКР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ИКР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры итоговой контрольной работы
Итоговые контрольные работы основаны на системнодеятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
В рамках контрольной работы наряду с предметными результатами обучения учеников основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия
: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинноследственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами современного русского языка.
Итоговая контрольная работа нацелена на выявление овладения школьниками базовыми историческими знаниями, опытом применения историкокультурного подхода к оценке социальных явлений, умением применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, умением искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.
Итоговая контрольная работа для 5 класса посвящена истории Древнего мира (история зарубежных стран с древнейших времён до 476 г. н.э.) с учётом объёма изученного материала к моменту написания работы. Одно из заданий работы посвящено памяти народа России о Великой Отечественной войне.
3. Структура итоговой контрольной работы
Работа состоит из 7 заданий. Ответом к каждому из заданий 1 и 2 является цифра или последовательность цифр.
Задания 3–4, 6 и 7 предполагают развёрнутый ответ.
Задание 5 предполагает работу с контурной картой.
4. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
В табл. 1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания. Таблица 1
Код | Проверяемые элементы содержания |
1 | Древний Восток |
1.1 | Древний Египет |
1.2 | Шумерские города-государства |
1.3 | Вавилонское царство |
1.4 | Финикия |
1.5 | Ассирийское государство |
1.6 | Персидская держава |
1.7 | Древняя Палестина |
1.8 | Древняя Индия |
1.9 | Древний Китай |
2 | Античный мир |
2.1 | Древняя Греция |
2.2 | Древний Рим |
3 | Память народа России о Великой Отечественной войне |
В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.
Таблица 2
Код | Проверяемые требования к уровню подготовки | ||
1 | | Метапредметные | |
1.1 | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | ||
1.2 | умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | ||
1.3 | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | ||
1.4 | смысловое чтение | ||
1.5 | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | ||
1.6 | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | ||
1.7 | владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | ||
2 | | Предметные | |
2.1 | овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах | ||
2.2 | умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего | ||
| 2.3 | способность определять и аргументировать свое отношение к содержащейся в различных источниках информации о событиях и явлениях прошлого и настоящего | |
2.4 | умение применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений | ||
2.5 | опыт историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов | ||
2.6 | формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося |
5. Распределение заданий итоговой контрольной работы по позициям кодификаторов
Распределение заданий по позициям кодификаторов приведено в табл. 3.
Таблица 3
№ | Проверяемые требования (умения) | Блоки ПООП ООО выпускник научится / получит возможность научиться | Код КЭС / КТ | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания обуча- ющимся (в минутах) | ||||||||
1 | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | работать с изобразительными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию | 1.1- 2.2/2.2 | Б | 2 | 3 | ||||||||
2 | смысловое чтение | умение проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира | 1.1- 2.2/2.2 | Б | 1 | 3 | ||||||||
3 | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | умение объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов | 1.1- 2.2/2.1 | Б | 3 | 5 | ||||||||
4 | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | умение рассказывать о событиях древней истории | 1.1- 2.2/2.1 | П | 3 | 7–9 | ||||||||
5 | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | умение использовать историческую карту как источник информации о расселении общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий | 1.1- 2.2/2.2, 2.5 | Б | 1 | 3 | ||||||||
6 | умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | умение описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности | 1.1- 2.2/2.1 | В | 2 | 7–9 | ||||||||
7 | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | реализация историко- культурологического подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины | 3/2.5, 2.6 | Б | 3 | 7–9 | ||||||||
Всего заданий – 7, из них по уровню сложности: Б – 4; П – 2; В – 1. Время выполнения проверочной работы – 45 мин. Максимальный первичный балл – 15. | | | |
6. Распределение заданий итоговой контрольной работы по уровню сложности
Распределение заданий по уровню сложности приведено в табл. 4.
Таблица 4
№ | Уровень сложности | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимального первичного балла |
1 | Базовый | 4 | 10 | 67 |
2 | Повышенный | 2 | 3 | 20 |
3 | Высокий | 1 | 2 | 13 |
| Итого | 7 | 15 | 100 |
7. Типы заданий, сценарии выполнения заданий
Задание 1 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом: обучающийся должен соотнести изображения памятников культуры с теми странами, где эти памятники были созданы.
Задание 2 проверяет умения работать с письменными историческими источниками. В задании необходимо определить, с какой из представленных в задании стран непосредственно связан данный исторический источник.
Задание 3 является альтернативным. Оно нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с термином (понятием), который с ней непосредственно связан. Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия).
Задание 4 является альтернативным. Задание нацелено на проверку знания исторических фактов и умения излагать исторический материал в виде последовательного связного текста. Оно состоит из двух частей. От обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с одним из событий (процессов, явлений), данных в списке. Во второй части задания обучающийся должен привести краткий письменный рассказ об этом событии (явлении, процессе).
Задание 5 нацелено на проверку умения работать с исторической картой. В задании требуется заштриховать на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично располагалась выбранная обучающимся страна (модель 1) или названный в задании объект (модель 2).