Файл: Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году итоговой контрольной работы по истории в 5 классе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году итоговой контрольной работы по истории в 5 классе

1. Назначение итоговой контрольной работы

Итоговые контрольные работы (ИКР) проводятся в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление качества подготовки обучающихся.

Назначение КИМ для проведения контрольной работы по истории – оценить качество общеобразовательной подготовки по истории обучающихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС. КИМ ИКР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ИКР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.

2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры итоговой контрольной работы

Итоговые контрольные работы основаны на системнодеятельностном, компетентностном и уровневом подходах.

В рамках контрольной работы наряду с предметными результатами обучения учеников основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.

Логические универсальные действия
: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинноследственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами современного русского языка.

Итоговая контрольная работа нацелена на выявление овладения школьниками базовыми историческими знаниями, опытом применения историкокультурного подхода к оценке социальных явлений, умением применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, умением искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.

Итоговая контрольная работа для 5 класса посвящена истории Древнего мира (история зарубежных стран с древнейших времён до 476 г. н.э.) с учётом объёма изученного материала к моменту написания работы. Одно из заданий работы посвящено памяти народа России о Великой Отечественной войне.

3. Структура итоговой контрольной работы

Работа состоит из 7 заданий. Ответом к каждому из заданий 1 и 2 является цифра или последовательность цифр.

Задания 3–4, 6 и 7 предполагают развёрнутый ответ.

Задание 5 предполагает работу с контурной картой.

4. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся

В табл. 1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания. Таблица 1

Код

Проверяемые элементы содержания

1

Древний Восток

1.1

Древний Египет

1.2

Шумерские города-государства

1.3

Вавилонское царство

1.4

Финикия

1.5

Ассирийское государство

1.6

Персидская держава

1.7

Древняя Палестина

1.8

Древняя Индия

1.9

Древний Китай

2

Античный мир

2.1

Древняя Греция

2.2

Древний Рим

3

Память народа России о Великой Отечественной войне


В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.

Таблица 2

Код

Проверяемые требования к уровню подготовки

1




Метапредметные

1.1

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

1.2

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

1.3

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

1.4

смысловое чтение

1.5

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

1.6

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

1.7

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

2




Предметные

2.1

овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной,

экономической, политической, научной и культурной сферах

2.2

умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего




2.3

способность определять и аргументировать свое отношение к содержащейся в различных источниках информации о событиях и явлениях прошлого и настоящего

2.4

умение применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений

2.5

опыт историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов

2.6

формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося



5. Распределение заданий итоговой контрольной работы по позициям кодификаторов

Распределение заданий по позициям кодификаторов приведено в табл. 3.

Таблица 3




Проверяемые требования

(умения)

Блоки ПООП ООО

выпускник научится / получит возможность научиться

Код

КЭС / КТ

Уровень сложности

Максимальный балл за

выполнение задания

Примерное время

выполнения задания обуча-

ющимся

(в минутах)

1

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач

работать с изобразительными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них

информацию

1.1-

2.2/2.2

Б

2

3

2

смысловое чтение

умение проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках

Древнего мира

1.1-

2.2/2.2

Б

1

3

3

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и

критерии для классификации;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и

познавательной деятельности

умение объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов

1.1-

2.2/2.1

Б

3

5

4

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

умение рассказывать о событиях древней истории

1.1-

2.2/2.1

П

3

7–9

5

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

умение использовать историческую карту как источник информации о расселении общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий

1.1-

2.2/2.2,

2.5

Б

1

3

6

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение

(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

умение описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности

1.1-

2.2/2.1

В

2

7–9

7

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

реализация историко-

культурологического подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины

3/2.5,

2.6

Б

3

7–9

Всего заданий – 7, из них по уровню сложности: Б – 4; П – 2; В – 1.

Время выполнения проверочной работы – 45 мин.

Максимальный первичный балл – 15.












6. Распределение заданий итоговой контрольной работы по уровню сложности

Распределение заданий по уровню сложности приведено в табл. 4.

Таблица 4



Уровень сложности

Количество заданий

Максимальный

первичный балл

Процент от максимального первичного балла

1

Базовый

4

10

67

2

Повышенный

2

3

20

3

Высокий

1

2

13



Итого

7

15

100


7. Типы заданий, сценарии выполнения заданий

Задание 1 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом: обучающийся должен соотнести изображения памятников культуры с теми странами, где эти памятники были созданы.

Задание 2 проверяет умения работать с письменными историческими источниками. В задании необходимо определить, с какой из представленных в задании стран непосредственно связан данный исторический источник.

Задание 3 является альтернативным. Оно нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с термином (понятием), который с ней непосредственно связан. Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия).

Задание 4 является альтернативным. Задание нацелено на проверку знания исторических фактов и умения излагать исторический материал в виде последовательного связного текста. Оно состоит из двух частей. От обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с одним из событий (процессов, явлений), данных в списке. Во второй части задания обучающийся должен привести краткий письменный рассказ об этом событии (явлении, процессе).

Задание 5 нацелено на проверку умения работать с исторической картой. В задании требуется заштриховать на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично располагалась выбранная обучающимся страна (модель 1) или названный в задании объект (модель 2).