Файл: Общение Общение это сложный многоплановый процесс установления и развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общение

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, организацию взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. формирование и развитие личности.


Биологическое– это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития отношений, личностного роста Непосредственное - общение людей друг с другом Опосредованное - общение при помощи письменности, телевидения, радио, телефона. Прямоеобщение – это естественный контакт «лицом клицу». Косвенноеобщение- предполагает участие в процессе общения «посредника», Массовое общение – это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации Межличностноеобщение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах.

Межличностное

1.Императивное общение – это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действиям и решениям 2.Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно.

Психологическое манипулирование характеризуется тремя основными чертами: - осуществляется в неявной для адресата форме;
- как правило, провозглашается какая-либо привлекательная для объекта цель;
- субъект манипуляции (тот, кто манипулирует) стремится получить некие односторонние преимущества за счет своего партнера по общению.

3. Диалогическое общение является альтернативой императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.


По видам

1. «Контакт масок».Вданном процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. 2. Примитивное общениеДанный вид общения характеризуется «нужностью», т.е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. 3. Формально-ролевое общениеПри таком общении регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению, вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. 4. Светское общениеОпределяется формальной вежливостью. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. 5. Духовное межличностное общение. Общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности.

6. Деловое общениеОбщение направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Выделяют три основных стиля делового общения:


1. Ритуальный стиль – где главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом (обществом), подкрепление представление о себе как о члене общества. 2.Манипулятивный стиль, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение

3.Гуманистический стиль– направлен на совместное изменение представлений обоих партнеров, предполагает удовлетворение такой человеческой потребности, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.

Функций общения

1. - коммуникативная(осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия); - информационная(обмен информацией между людьми);
когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии);
эмотивная(проявление эмоциональной связи индивида с действительностью);
конативная(управление и коррекция взаимных позиций);
креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними);



2. инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия); - интегративную (общение оказывается средством объединения людей для совместного коммуникативного процесса);
самовыражения  - трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок).
экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний); - социального контроля (регламентации поведения и деятельности);
социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
Перцепция– означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания.

Типы взаимодействий.

1.кооперация- предусматривающая совместное достижение целей, 2. конкуренция - предполагающая создание затруднений и препятствий соперникам в достижении целей и конфликт. 3. Третья сторона общения - Перцептивная сторонаобщения обеспечивает взаимопонимание.
искажения представлений о другом человеке:
1.Эффект ореола.  2. Эффект проекции 3. Эффект упреждения, или эффект первичности и новизны 

Человек познает себя и других через общение посредством определенных механизмов перцепции, к которым относятся:

- направленные на познание и понимание людьми друг друга: идентификациястереотипизацияэмпатия, аттракция; - направленный на познание самого себя в процессе общения:рефлексия;
- направленный на прогнозирование поведения партнера по общению: каузальная атрибуция.

Идентификация(от лат. identificare – отождествлять) – это уподобление себя другому. Чтобы понять партнера по общению, необходимо поставить себя на его место, так как нельзя по-настоящему понять человека, пока не побываешь в его «шкуре». Данный механизм позволяет понять ценности, привычки, поведение и нормы другого человека.

Стереотипизация(от греч. stereos typos – твердый отпечаток). Социальный стереотип – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации, штамп, к которому мы обращаемся. Стереотипизация – приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности. Стереотипизация может складываться в результате обобщения личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т.п. Наиболее живучи, но не всегда верны этнические стереотипы. Например, стереотипные представления о вежливости и чопорности англичан, педантичности немцев, эксцентричности итальянцев, «загадочности славянской души».

Популярны и стойки профессиональные стереотипы. Не задумываясь, мы говорим о точности математика, дисциплинированности военного, педантизме бухгалтера и т.д. Иными словами, каждая профессия имеет свой штамп – стереотип восприятия. Таким образом, стереотипизация – это восприятия партнера по общению на основе некоего стереотипа.
Эмпатия(от греч. empatheia – сопереживание) – это не рациональное осмысление проблем другого человека, а эмоциональное сопереживание. Эмпатия основана на умении правильно представлять, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает с приобретением жизненного опыта. Высшей формой эмпатии является действенная, характеризующая нравственную сущность человека. Например, можно просто сопереживать сокурснику, который «завалил» экзамен, а можно помочь подготовиться к пересдаче.
Аттракция(от лат. attrahere – привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств, формирование привлекательности для партнера. Причиной появления положительного эмоционального отношения партнеров по общению нередко бывает их внутреннее и внешнее сходство. Например, молодые люди (юноши, девушки) гораздо лучше понимают друг друга, чем взрослых, которые их окружают (родителей, преподавателей и т.п.).
Приемы формирования аттракции, в психологии они называются приемами повышения эффективности общения или техниками общения. Приведем наиболее распространенные приемы, используемые в деловом общении.
1. Прием «Имя собственное».Он заключается в произнесении вслух имени (имени – отчества) своего собеседника. Как подчеркивает Д.Карнеги, «имя человека – это самый сладкий и самый важный для него звук на любом языке».
Произнесение имени свидетельствует о проявлении внимания к человеку, уважении к нему как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и положительные эмоции, а, следовательно, способствует расположению его к себе.
2. Прием «Золотые слова». Суть этого приема – говорить собеседнику приятные слова, содержащие небольшое преувеличение каких-либо положительных его сторон, но делать это мимоходом, без акцентуации внимания на произнесенных словах. Этим «Золотые слова» как прием формирования аттракции (привлекательности) отличаются от комплимента.

Рекомендуется конструировать фразу так, чтобы после комплимента следовал содержательный текст, и чем длиннее общая фраза после слов-комплиментов, тем лучше. Кроме того, высказывание желательно выстраивать так, чтобы часть общей фразы после этих слов содержала нечто такое, что захватывало бы внимание слушающего.
Механизм действия данного приема таков: «золотые слова» вызывают у человека приятные чувства, которые ассоциируются с их источником – собеседником, который произнес их, и возникает невольное, не всегда осознанное тяготение к этому субъекту, расположение к нему, что и способствует установлению контакта.
3. Прием «Любимая тема».Если вы хотите понравиться людям, утверждает Д. Карнеги, надо говорить о том, что интересует вашего собеседника.
Затрагивая тему, значимую для партнера, мы тем самым оказываем ему внимание, проявляем интерес к его личности, вызываем у него положительные эмоции, которые по закону ассоциации обязательно будут связываться с нашей личностью и положительно влиять на наши взаимоотношения.
4. Прием «Зеркало отношений». Содержание этого приема – добрая улыбка и приятное выражение лица. Улыбка на лице человека – свидетельство его доброжелательного отношения к собеседнику. Она как бы говорит: «Вы мне нравитесь», «Я вам симпатизирую», «Я рад вас видеть», «Я ваш единомышленник» и т.д. Понятно, что с таким человеком приятно иметь дело.
5. Прием «Терпеливый слушатель»означает терпеливое и внимательное выслушивание проблем собеседника. В результате удовлетворяется важнейшая потребность в самоутверждении, что ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное расположение партнера.
6. Прием «Личная жизнь». Наблюдениями установлено, что если с человеком повести разговор на тему его выраженного личного интереса, то это, как правило, вызывает у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями.
Чтобы правильно понять партнера по общению, важно знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. В этом случае «работает» механизм, который в психологии называют рефлексия

Рефлексия (от лат. reflexi – обращение назад) – это самопознание, способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает нас: наши умственные способности, индивидуально-личностные особенности и эмоциональные