Файл: Общение Общение это сложный многоплановый процесс установления и развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Каузальной атрибуцией Приписывание причин поведения другому человеку, прогнозирование его поведения называется  (от лат. causa atribuo – причина и наделяю). Личностной атрибуции получил «неудовлетворительно» на экзамене – виноват преподаватель, потому что придирается. В этом случае говорят Обстоятельственная атрибуция- Другие склонны винить обстоятельства, а не искать виновника- опоздал на занятия, потому что транспорт плохо ходит. Стимульая атрибуция,т.е. причина заложена в предмете- сумка с продуктами упала, потому что она неудобная, или отчислили из учебного заведения – сам виноват.


Средства общения

Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные

1.вербальные (словесные) вербальным средствам общения относится человеческая речь

С точки зрения формы существования языкаобщение делится наустноеи письменное, а с точки зрения количества участников – на межличностноеи массовое.
К основным коммуникативным качествам речевой деятельности относятся: точность, логичность, ясность и доступность, чистота, выразительность, эстетичность, уместность.
К числу важнейших выразительных средств речи относятся тропы  употребление слов в переносном значении. К тропам относятся эпитеты, сравнения, метонимии, синекдохи, метафоры, гиперболы, литоты, перифразы и др.
Эпитет  оживляет слово, придает большую выразительность.
Сравнение строится на сопоставлении предметов, явлений, имеющих одинаковые признаки, и оформляется с помощью союзов «как», «как будто», «ровно», «словно», «точно».
Метонимияпредставляет собой перенос значений по смежности явлений («весь город обсуждал это событие», «съел целую тарелку» и др.).
Синекдоха– обозначение целого через его часть. К примеру, синекдоха М. Лермонтова: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз».
Метафора– сближение слов по сходству или контрасту их значения. Например, метафора А. Ахматовой: «Пустых небес прозрачное стекло».
Гипербола (преувеличения). Например, «редкая птица долетит до середины Днепра».
Литота – преуменьшение свойств человека, например, «мальчик с пальчик».
Перифраз – замена наименования предмета описательным оборотом речи.
 Вместо слова «лев» можно сказать царь зверей», понятие «бывалый человек» – «тертый калач».
Речевая деятельность, как и другие виды социальной деятельности, подвержено контролю общества, регламентируется требованиями к культуре общения.
Культура общения включает в себя:
а) владение необходимым набором средств и разновидностей общения (инструментальный принцип);
б) способность строить общение в соответствии со своими целями, достигая максимальной эффективности действий (принцип целесообразности или эффективности);
в) стремление учитывать в общении не только собственную позицию, но и позиции, интересы партнеров, общества в целом (этический принцип);
г) умение сосредотачиваться на самом процессе общения, искусности, совершенстве его форм, организации (эстетический принцип).
Чтобы предупредить нарушение норм речевой деятельности, действует система запретовпомогающих создать в коллективе благоприятный психологический климат, избежать конфронтации, противостояния.
Это запреты на:
тон (обидный, презрительный, пренебрежительный, крикливый, злой, сюсюкающий);
слова и выражения (грубые, оскорбляющие, насмешливые);
жесты, мимику(устрашающие, обидные, некрасивые);
голос (бубнящий, неразборчивый).
2.Невербальные средства общениядополняют речевое общение.

1.Кинесикаизучает внешние проявления человека, включающие в себя: мимику, пантомимику (движение тела – осанка, походка, позы), жесты, взгляд, длина паузы, частота визуального контакта.
2. Просодика иэкстралингвистикаисследует речевые паузы, кашель, плач, смех, вздох, а паралингвистика – громкость, интонация, тембр, ритм, высоту звука.
3. Такесикаизучает прикосновения в процессе общения (рукопожатие, поцелуй, дотрагивание, похлопыване и пр.).
4. Проксемикаисследует расположение людей в пространстве при общении (расстояние до собеседника, персональное пространство, ориентация, дистанция и т.п.).
Ориентация и угол общения.Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.

Главные характеристики мимики – ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (

гнева, радости, страха, грусть, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы и проявляются как мимические коды эмоциональных состояний

Взгляд .Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова, – на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, – больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера – смотрит только для того, чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи. Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся не очень хорошо, а если на нас обращают слишком много внимания, то это свидетельствует о хорошем к нам отношении. Если человек возбужден или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Поза. Доказано, что «закрытые»позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза, стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя, руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что, если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, отклоняться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.


Жестикуляция в деловом разговоре


Жесты уверенности

- кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются;

- кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят;

- во время передачи информации локти не прижаты к туловищу;

- руки в карманах, большие пальцы снаружи;

- одна рука обхватывает другую в области ладони

Жесты неуверенности, раздражения

- прижатые вплотную к бокам локти;

- ёрзание в кресле;

- одной рукой человек поправляет пуговицу или запонку на рукаве другой, браслет часов или манжет;

- человек двумя руками держит букет цветов, чашку с чаем, сумочку (женщины);

- потирание уха

Жесты, выражающие агрессивность

- тесно сплетенные пальцы рук, особенно если руки находятся на коленях;

- поза на стуле «верхом»;

- руки в карманах, большие пальцы снаружи: у мужчин – амбициозность, у женщин – агрессивность

Жесты несогласия

- боковой взгляд – жест недоверия (в случае когда взгляд отводится и возвращается вновь, подобное движение воспринимается партнером как жест несогласия);

- прикосновение к носу или легкое потирание его – чаще проявляется при наличии в переговорах или дискуссии контраргументов;

- ноги у сидящего направлены к выходу – желание уйти; такое же желание проявляется тогда, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону

Жесты, относящиеся к оценке получаемой информации

- рука у щеки;

- один палец отставлен, остальные под подбородком (при критической оценке сказанного или негативном отношении к партнеру в данный момент);

- почесывание подбородка (в конфликтных дискуссиях в сочетании со взглядом искоса связано с обдумыванием следующего хода в диалоге);

- почесывание пальцем спинки носа (озабоченность, сомнение);

- манипуляции с очками;

- рука поглаживает шею – недовольство, отрицание, гнев


Походка Оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая – при радости, вялая, угнетенная походка – при страданиях, самая большая длина шага – при гордости.


Голос- Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом; гнев и страх – тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы.
Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь – взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Рукопожатиянапример, делятся на три типа:- доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз),
- покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх); - равноправное.

Проксемические средства- Эти нормы определены четырьмя расстояниями – зонами общения:
интимное расстояние (0–45 см) – общение самых близких людей;
персональное (45–120 см) – общение со знакомыми людьми;
социальное (120–360 см) – предпочтительно при общений с чужими людьми и при официальном общении;
публичное (более 360 см) – при выступлении перед различными аудиториями (рисунок 1.5)

Ориентация и угол общения – проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей. Если общение носит сопернический, или оборонительный, характер, то люди садятся напротив; при обычной дружеской беседе – занимают угловую позицию; при кооперативном поведении – занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола; независимая позиция выражается в расположении по диагонали.

1. Угловая позиция- подходит больше всего для дружеской непринужденной беседы, хотя возможна и для делового разговора, например: врач – пациент, руководитель – подчиненный. Позиция способствует контакту глаз и создает условия для жестикуляции, не мешающей партнеру, позволяет наблюдать друг за другом. Угол стола служит частичным барьером: при возникновении конфронтации можно отодвинуться дальше, в ситуации взаимопонимания – сблизиться; территориальное разделение стола отсутствует.
2. Позиция делового взаимодействия- подходит когда задача или проблема решаются совместно, людям нужно сидеть рядом, чтобы лучше понять действия и намерения друг друга, видеть анализируемые материалы, обсудить и выработать общие решения.