ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО | |||||
| АРХИТЕКТУРА | ЖИВОПИСЬ | |||
Домонгольский период | Киев | Крестово-купольные храмы | Собор Святой Софии Киевской (1037 г.) | Икона по византийскому канону. «Ассист».. Специфика древнерусской иконописи – декоративность. Красота – часть духовности. Красный цвет. Славянский тип лица в ликах святых. | |
Владимиро-Суздальское княжество | Западные, романские влияния: «перспективные» порталы и арки, резной рельеф на фасадах, использование не столба (лопатки), а колонны (полуколонны) Белокаменное зодчество. Аркатурно-колончатые пояски. | Успенский собор во Владимире (1158-60 гг, 1185-89 гг.). Храм Покрова на Нерли (1165 г.). Дмитриевский собор во Владимире (1194-97 гг.) | |||
Новгород | Город-республика. Минимум декора. «Улочные» и «княжеские» храмы. | Собор Святой Софии Новгородской (1045-50 гг.) | |||
Искусство времени татаро-монгольского нашествия | Новгород | «Улочные» и «княжеские» храмы. Трехлопастные и восьмискатные перекрытия. | Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.) | Новгородская школа иконописи – «народное» направление (для «улочных» церквей и «княжеское» | |
Псков | Много пристроек к храму – часовня, звонница, склад, лавка, другой храм. Подклет. Стены с небольшим наклоном, «широкие» по пропорциям невысокие одноглавые храмы. | | |||
Искусство 14 – 15 веков | Москва | Храмы на высоком подклете Килевидные закомары «Пирамидальность» (ступенчато-повышенная конструкция сводов, усложнение верха здания) Гульбище или обходная галерея. Архитектура соборов Московского Кремля: сочетание традиций древнерусской архитектуры и западных влияний. | Успенский собор в Звенигороде «на Городке» Успенский собор Московского Кремля (1475-79 гг.). А. Фиорованти. Архангельский собор Московского Кремля (1505-09 гг.) А. Новый (Фрязин). Грановитая палата (1487-91 гг.). М.Фрязин и П.А. Солари. Благовещенский собор Московского Кремля (1484-89 гг.) Церковь Ризположения в Московском Кремле. | Новгород. 14-15 вв. Новгородско-псковская школа – внешняя свобода стиля. | Феофан Грек (ок. 1335 – ок. 1410 г.) Исихазм. Фрески в ц. Спаса Преображения на Ильине улице («Пантократор», «Праотцы», «Столпники», «Троица» и др.) Деисусный чин иконостаса Благовещенского собора в Кремле («Спас в силах», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча» и др.). Иконы: «Богоматерь Донская», «Преображение». |
Москва. 15 век. Московская школа иконописи – сдержанность и гармоничность стиля. | Андрей Рублев (1360 – ок. 1430 гг.) Фрески Успенского собора во Владимире («Страшный суд»). Иконы Благовещенского собора Московского Кремля («праздничный» чин – «Преображение», «Воскрешение Лазаря», и др.) Иконы «Звенигородского чина» («Спас», «Архангел Михаил», Апостол Павел»). «Троица». Мин-ры «Евангелия Хитрово» | ||||
Вторая половина 15 – начала 16 века. | Дионисий (род. в 30-40-х гг. 15 в. – умер ок. 1508 г.). Высветление палитры. Вытянутые пропорции. «Парящие» фигуры. Активное использование белого цвета. Цветные фоны. Фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом м-ре. | ||||
Искусство 16 века | | Шатровые храмы. Традиции деревянного зодчества в каменной арх-ре: восьмерик на четверике, подклет, шатер. | Деревянный храм Рождества Богоматери в Новгороде. Церковь Вознесения в селе Коломенском. Храм Василия Блаженного (Покрова Богоматери на Рву) (1554 г.) | Несколько направлений. Иконы Строгановской школы. | |
Искусство 17 века | Москва | Архитектура первой половины 17 века («красно-белые храмы»). Новый тип храма («корабль»). | Церковь Троицы в Никитниках | Отход от иконописных традиций. Реалистические черты – изображение архитектуры, пейзажа. Борьба сторонников «темновидных ликов» (патриарх Аввакум) и «живоподобных» - Иосиф Владимиров, Симон Ушаков. | Симон Ушаков (1626-1686 гг.) «Благовещение с акафистом» (1659, ГИМ) «Спас Нерукотворный» (1659, ц. Троицы в Никитниках) «Насаждение древа государства Российскаго» (1668, ГТГ) «Троица» (1671) |
Архитектура второй половины 17 века (50-80-е гг.). Белые церкви, детали оранжевые и зеленые. Изразцы. | Церковь Святого Николая (Николы) в Хамовниках. Церковь Святителя Григория Неокесарийского. | ||||
Архитектура конца 17 века. «Нарышкинское барокко» . | Церковь Покрова в Филях. Церковь Троицы в Троице-Лыково. Церковь Спаса Нерукотворного образа в Уборах (на Николиной горе) Знаменская церковь в Дубровицах в имении Голицыных близ Подольска. |