Файл: Древнерусское искусство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО




АРХИТЕКТУРА

ЖИВОПИСЬ

Домонгольский период

Киев

Крестово-купольные храмы

Собор Святой Софии Киевской (1037 г.)

Икона по византийскому канону.

«Ассист»..

Специфика древнерусской иконописи – декоративность. Красота – часть духовности. Красный цвет.

Славянский тип лица в ликах святых.




Владимиро-Суздальское княжество

Западные, романские влияния: «перспективные» порталы и арки, резной рельеф на фасадах, использование не столба (лопатки), а колонны (полуколонны)

Белокаменное зодчество.

Аркатурно-колончатые пояски.

Успенский собор во Владимире (1158-60 гг, 1185-89 гг.).

Храм Покрова на Нерли (1165 г.).

Дмитриевский собор во Владимире (1194-97 гг.)


Новгород

Город-республика.

Минимум декора.

«Улочные» и «княжеские» храмы.

Собор Святой Софии Новгородской (1045-50 гг.)

Искусство времени татаро-монгольского нашествия

Новгород

«Улочные» и «княжеские» храмы.

Трехлопастные и восьмискатные перекрытия.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.)

Новгородская школа иконописи – «народное» направление (для «улочных» церквей и «княжеское»




Псков

Много пристроек к храму – часовня, звонница, склад, лавка, другой храм.

Подклет.

Стены с небольшим наклоном, «широкие» по пропорциям невысокие одноглавые храмы.




Искусство 14 – 15 веков

Москва


Храмы на высоком подклете

Килевидные закомары

«Пирамидальность» (ступенчато-повышенная конструкция сводов, усложнение верха здания)

Гульбище или обходная галерея.


Архитектура соборов Московского Кремля: сочетание традиций древнерусской архитектуры и западных влияний.


Успенский собор в Звенигороде «на Городке»


Успенский собор Московского Кремля (1475-79 гг.). А. Фиорованти.

Архангельский собор Московского Кремля (1505-09 гг.) А. Новый (Фрязин).

Грановитая палата (1487-91 гг.). М.Фрязин и П.А. Солари.

Благовещенский собор Московского Кремля (1484-89 гг.)

Церковь Ризположения в Московском Кремле.

Новгород.

14-15 вв.

Новгородско-псковская школа – внешняя свобода стиля.

Феофан Грек (ок. 1335 – ок. 1410 г.)

Исихазм.

Фрески в ц. Спаса Преображения на Ильине улице («Пантократор», «Праотцы», «Столпники», «Троица» и др.)

Деисусный чин иконостаса Благовещенского собора в Кремле («Спас в силах», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча» и др.).

Иконы: «Богоматерь Донская», «Преображение».

Москва.

15 век.

Московская школа иконописи – сдержанность и гармоничность стиля.

Андрей Рублев (1360 – ок. 1430 гг.)

Фрески Успенского собора во Владимире («Страшный суд»).

Иконы Благовещенского собора Московского Кремля («праздничный» чин – «Преображение», «Воскрешение Лазаря», и др.)

Иконы «Звенигородского чина» («Спас», «Архангел Михаил», Апостол Павел»).

«Троица».

Мин-ры «Евангелия Хитрово»

Вторая половина 15 – начала 16 века.

Дионисий (род. в 30-40-х гг. 15 в. – умер ок. 1508 г.).

Высветление палитры. Вытянутые пропорции. «Парящие» фигуры. Активное использование белого цвета. Цветные фоны.

Фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом м-ре.

Искусство 16 века




Шатровые храмы. Традиции деревянного зодчества в каменной арх-ре: восьмерик на четверике, подклет, шатер.

Деревянный храм Рождества Богоматери в Новгороде.

Церковь Вознесения в селе Коломенском.

Храм Василия Блаженного (Покрова Богоматери на Рву) (1554 г.)

Несколько направлений.

Иконы Строгановской школы.




Искусство 17 века

Москва

Архитектура первой половины 17 века («красно-белые храмы»). Новый тип храма («корабль»).


Церковь Троицы в Никитниках

Отход от иконописных традиций. Реалистические черты – изображение архитектуры, пейзажа.

Борьба сторонников «темновидных ликов» (патриарх Аввакум) и «живоподобных» - Иосиф Владимиров, Симон Ушаков.

Симон Ушаков (1626-1686 гг.)

«Благовещение с акафистом» (1659, ГИМ)

«Спас Нерукотворный» (1659, ц. Троицы в Никитниках)

«Насаждение древа государства Российскаго» (1668, ГТГ)

«Троица» (1671)

Архитектура второй половины 17 века (50-80-е гг.). Белые церкви, детали оранжевые и зеленые. Изразцы.


Церковь Святого Николая (Николы) в Хамовниках.

Церковь Святителя Григория Неокесарийского.

Архитектура конца 17 века. «Нарышкинское барокко»

.

Церковь Покрова в Филях.

Церковь Троицы в Троице-Лыково.

Церковь Спаса Нерукотворного образа в Уборах (на Николиной горе)

Знаменская церковь в Дубровицах в имении Голицыных близ Подольска.