Файл: Контрольная работа по дисциплине Возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопрос №3: Проанализируйте динамику смены ведущих видов деятельности в онтогенезе человека.

Ведущая деятельность – теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития, и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

В онтогенезе человека выделяются следующие ведущие виды деятельности:

1.Непосредственное- эмоциональное общение младенца с взрослыми.

2.Предметная деятельность в раннем детстве.

3.Игровая деятельность дошкольного возраста.

4. Учебная деятельность школьников.

5.Профессионально-учебная деятельность юности.

6. Интимно – личностное общение со сверстниками в подростковом возрасте

7. Учебно – профессиональная деятельность (профессиональное самоопределение) в юношеском возрасте

Возрастной период

Ведущая деятельность

Психологические новообразования

Младенчество(от 0 до 1 года)

- новорожденный период (от 0 до +-1 месяца)

- собственное младенчество (от 1 месяца до 1 года)

Непосредственно-эмоциональное общение



- Потребность в общении

- Базовое доверие к миру

Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний

- Различение близких и посторонних людей - Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета) - «Истинное» подражание - Предметное восприятие Автономная речь Ходьба Мотивирующие представления. Превращение ребёнка в субъекта желания и действия



Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

Предметная деятельность

Овладение предметными действиями. Символическое, замещающее действие.

Предметная игра. Начальные этапы изобразительной и других – видов продуктивной деятельности. Активная речь Наглядно-действенное мышление

Личное действие Сознание «Я сам» Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними



Дошкольный возраст

( с 3 лет до 6-7 лет)

Игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра)



Воображение Наглядно-образное мышление

Начала понятийного мышления

Картина мира

Новые мотивы поведения Соподчинение, иерархия мотивов Произвольность поведения

Первичные этические инстанции Самосознание Самооценка Практическое овладение речью, развитие функций речи



Младший школьный возраст (с 6 -7 лет до 9-11 лет)

Учебная деятельность



«Умение учиться» Понятийное мышление Внутренний план действий

Рефлексия – интеллектуальная и личностная

Новый уровень произвольности поведения Самоконтроль и самооценка Ориентация на группу сверстников Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности



Подростковый возраст( с 11 до 14 – 15 лет)

Интимно-личностное общение со сверстниками



Чувство взрослости – новый уровень самосознания Стремление к самоутверждению Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей Я – концепция Формально-логическое мышление (рассуждающее) мышление Рефлексия



Юношеский возраст (с 14 – 15 лет до 18 лет)

Учебно – профессиональная деятельность (профессиональное самоопределение)

Потребность самоопределения Готовность к личностному и профессиональному самоопределению Жизненные планы Устойчивое самосознание Идентичность Ценностные ориентации Мировоззрение





Вопрос № 4 : определить какие из мотивов характерны для младших школьников, какие для подростков и старшеклассников.

Мотивы, характерные для младших школьников:

  1. Желание получить отметку, одобрение учителя.

  2. Желание быть настоящим школьником.

  3. Интерес к самому учению, к знаниям («Учусь, потому, что интересно учиться»).

Мотивы, характерные для подростков:

  1. Стремление к успеху, самоутверждению.

  2. Стремление завоевать престиж у сверстников.

Мотивы, характерные для старшеклассников:

  1. Практическое значение предмета, возможность овладеть полезными умениями и навыками

  2. Общественное значение предмета, его роль в жизни страны

  3. Желание получить образование для будущей профессиональной деятельности.