Файл: Контрольная работа по дисциплине Возрастная психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос №3: Проанализируйте динамику смены ведущих видов деятельности в онтогенезе человека.
Ведущая деятельность – теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития, и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.
В онтогенезе человека выделяются следующие ведущие виды деятельности:
1.Непосредственное- эмоциональное общение младенца с взрослыми.
2.Предметная деятельность в раннем детстве.
3.Игровая деятельность дошкольного возраста.
4. Учебная деятельность школьников.
5.Профессионально-учебная деятельность юности.
6. Интимно – личностное общение со сверстниками в подростковом возрасте
7. Учебно – профессиональная деятельность (профессиональное самоопределение) в юношеском возрасте
Возрастной период | Ведущая деятельность | Психологические новообразования |
Младенчество(от 0 до 1 года) - новорожденный период (от 0 до +-1 месяца) - собственное младенчество (от 1 месяца до 1 года) | Непосредственно-эмоциональное общение | - Потребность в общении - Базовое доверие к миру Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний - Различение близких и посторонних людей - Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета) - «Истинное» подражание - Предметное восприятие Автономная речь Ходьба Мотивирующие представления. Превращение ребёнка в субъекта желания и действия |
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) | Предметная деятельность | Овладение предметными действиями. Символическое, замещающее действие. Предметная игра. Начальные этапы изобразительной и других – видов продуктивной деятельности. Активная речь Наглядно-действенное мышление Личное действие Сознание «Я сам» Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними |
Дошкольный возраст ( с 3 лет до 6-7 лет) | Игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра) | Воображение Наглядно-образное мышление Начала понятийного мышления Картина мира Новые мотивы поведения Соподчинение, иерархия мотивов Произвольность поведения Первичные этические инстанции Самосознание Самооценка Практическое овладение речью, развитие функций речи |
Младший школьный возраст (с 6 -7 лет до 9-11 лет) | Учебная деятельность | «Умение учиться» Понятийное мышление Внутренний план действий Рефлексия – интеллектуальная и личностная Новый уровень произвольности поведения Самоконтроль и самооценка Ориентация на группу сверстников Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности |
Подростковый возраст( с 11 до 14 – 15 лет) | Интимно-личностное общение со сверстниками | Чувство взрослости – новый уровень самосознания Стремление к самоутверждению Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей Я – концепция Формально-логическое мышление (рассуждающее) мышление Рефлексия |
Юношеский возраст (с 14 – 15 лет до 18 лет) | Учебно – профессиональная деятельность (профессиональное самоопределение) | Потребность самоопределения Готовность к личностному и профессиональному самоопределению Жизненные планы Устойчивое самосознание Идентичность Ценностные ориентации Мировоззрение |
Вопрос № 4 : определить какие из мотивов характерны для младших школьников, какие для подростков и старшеклассников.
Мотивы, характерные для младших школьников:
-
Желание получить отметку, одобрение учителя. -
Желание быть настоящим школьником. -
Интерес к самому учению, к знаниям («Учусь, потому, что интересно учиться»).
Мотивы, характерные для подростков:
-
Стремление к успеху, самоутверждению. -
Стремление завоевать престиж у сверстников.
Мотивы, характерные для старшеклассников:
-
Практическое значение предмета, возможность овладеть полезными умениями и навыками -
Общественное значение предмета, его роль в жизни страны -
Желание получить образование для будущей профессиональной деятельности.