Файл: Курсовая работа клуб выходного дня как способ взаимодействия доо с родителями.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Читинский педагогический колледж»
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
КУРСОВАЯ РАБОТА
Клуб выходного дня как способ взаимодействия ДОО с родителями
| |
| |
| Выполнила: студентка 309 группы Мельникова Ксения Олеговна |
| Руководитель__________________ подпись /Луханина А.П./ « »__________________20____г. |
| Допущена к защите Зав. ЗФО _________________ подпись / Нестерова Т.А., к.п.н / « » _________________20____г. Оценка _______________________ « »___________________20____г. |
Чита
2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………… ….3
1. Проблема взаимодействия ДОО и семьи на современном этапе………….......6
2. Формы организации взаимодействия ДОО и семьи………………………......12
3. Особенности организации клуба выходного дня в детском саду…………….20
Заключение…………………………………………………………………….. ....26
Список использованных источников…………………………………………..29
Приложение А……………………………………………………………………..32
ВВЕДЕНИЕ
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы ДОО, в частности педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, следовательно, и уровень семейного воспитания детей, поэтому современное семейное и дошкольное воспитание не должны рассматриваться как автономные сферы развития дошкольника. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых и является взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей для более успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОО. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования предъявляет новые требования к совершенствованию содержания, форм и методов взаимодействия социального партнерства семьи и ДОО, которое необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка [3, с. 833].
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей. Масштабные преобразования в обществе, сложные социально-экономические и экологические условия современности диктуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОО.
Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с различными представителями, в т. ч. с семьёй как социальным институтом. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Поэтому одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье [8, с. 15].
Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОО и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина). Кроме того, изучению современных форм сотрудничества семьи и ДОО посвящены исследования таких авторов, как: Т.А. Васильковой, И.В. Дубровиной, Ю.А. Желтоновой, В.Я. Пилиповского и др.
Проблема исследования: как организуется клуб выходного дня как форма взаимодействия ДОО с родителями?
Объект исследования: процесс взаимодействия ДОО и семьи.
Предмет исследования: клуб выходного дня как форма взаимодействия ДОО с родителями.
Цель исследования: изучить клуб выходного дня как форму взаимодействия ДОО с родителями.
Задачи исследования:
-
Проанализировать проблему взаимодействия ДОО и семьи на современном этапе. -
Изучить формы организации взаимодействия ДОО и семьи. -
Раскрыть особенности организации клуба выходного дня в детском саду.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования).
Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.
-
Проблема взаимодействия ДОО и семьи на современном этапе
Неповторимым периодом в жизни каждого человека является детство, на этом этапе происходит формирование личности человека. Ребенок находиться в абсолютной зависимости от взрослых ₋ родителей и воспитателей. При ненадлежащем уходе в данном возрасте могут образоваться трудности с тяжелыми результатами в будущем. Основная цель работы дошкольного учреждения направлена на формирование физического и психологического здоровья, на творческое и интеллектуальное развитие. Главной задачей детского сада является тесное взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного формирования ребенка [7, с. 171].
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка [20].
Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи заключается в том, что от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. От квалифицированной работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры самих родителей, следовательно, уровень семейного воспитания. «Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Для предупреждения и преодоления трудностей и проблем семейного воспитания необходимо координировать и вести параллельную работу с родителями и детьми. Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как детский сад — первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение» [15, с. 406].
Проблема качества образования является одним из направлений исследований в дошкольных образовательных учреждениях и организациях. «Качество дошкольного образования следует рассматривать как обобщенную меру эффективности деятельности дошкольной организации, проявляющуюся в гарантировании ей такого уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы их потребителей (общество, дети и их родители) и соответствует государственным нормативам» [19, с. 6].
З.Б. Лопсонова отмечает, что «одним из ключевых направлений в деятельности ДОО является взаимодействие с родительским сообществом» [8, с. 17].
На сегодняшний день в оценке качества дошкольного образования основными критериями качества, по которым оценивается деятельность ДОО или ДОО, являются степень реализации образовательных программ, насыщенность образовательной среды, уровень профессионализма педагогов, степень индивидуализации образовательного процесса и др. [14, с. 22].
Однако существует проблема, связанная с тем, что взаимодействие с семей, как главным институтом воспитания и развития ребенка, а также с родителями, как основными заказчиками образовательных услуг, практически не включаются в критерии успешности деятельности детского сада.
О.Н. Безрукова отмечает, что необходимо изменение эмоционально-ценностного отношения родителей к детям, усиление психологических ресурсов семей и помощь им в адаптации к изменениям в обществе. По мнению автора, «ценностные различия и особенности различных групп родителей требуют новых дифференцированных подходов к структурной поддержке родительского потенциала»
[2, с. 120].
Необходимо отметить, что в реализации сотрудничества с родителями по повышению качества образования в освоении детьми образовательной программы существуют некоторые сложности, которые сотрудники и администрация детского сада пытаются решать совместно с семьей ребенка для создания условий, благоприятных для воспитания и развития всех детей.
Так, на этапе подготовки и внедрения ФГОС ДО сотрудниками детского сада для взаимодействия с родителями в новых условиях были проведены различные мероприятия для ознакомления с особенностями реализации образовательных программ в связи с новыми требованиями. Многие родители считали, что дошкольное образование необходимо только для подготовки к школе, и были не согласны с ФГОС ДО по отмене привычной «урочной» системы занятий в детском саду. Поэтому, согласно управленческим решениям администрации, педагогическим коллективом МБДОО было приложено много усилий для разъяснения родителям приоритета образовательной деятельности через игровую деятельность ребенка в дошкольном возрасте [6, с. 73].
Появились ситуации, когда родители принимают образовательную программу не полностью, а избирательно. Так, по желанию ребенка и в соответствии с представлениями родителей о его психофизических особенностях развития, бывают отказы родителей от участия их ребенка, например, в лепке, аппликации, занятиях по физкультуре или в подготовке к утренникам, т.к. «если ребенок не хочет - значит, не надо». Наблюдаются ситуации, когда родители отказываются от освоения их ребенком необходимой ему по индивидуальным особенностям психофизического развития адаптированной образовательной программы, не желая иметь социальный статус «ребенка с ОВЗ». Родители некоторых детей (особенно подготовительных групп) сознательно отказываются от непосредственной образовательной деятельности детского сада из-за посещения их детьми различных центров по подготовке к школе или спортивных учреждений высокого уровня.
Существуют различные жизненные ситуации, затрудняющие позитивное и адекватное взаимодействие детского сада с семьей воспитанников. В некоторых семьях, имеющих детей с ОВЗ, наблюдается эмоциональное истощение родителей, часто связанное с усталостью от длительных медицинских процедур, реабилитационных и коррекционных мероприятий, от необходимости тратить силы и средства на взаимодействие с различными специалистами. Часть родителей в результате наличия семейных проблем негативно настроены на любые предложения специалистов и не могут, а иногда и не хотят позитивно и конструктивно сотрудничать с ними. Существует также проблема «сверхзанятости родителей», когда они в спешке приводят и забирают детей, отказываясь взаимодействовать с персоналом в любых формах, ссылаясь на нехватку времени и сил. Кроме того, часть родителей перекладывает ответственность на взаимодействие с детским садом на других членов семьи (бабушек, дедушек, братьев, сестер и т.д.), вообще не бывая в детском саду. В некоторых семьях существуют представления, что педагогический коллектив сам должен проводить мероприятия по освоению детьми образовательной программы, поэтому контакты с такими семьями значительно затруднены.