Файл: Методы управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы управления

Методы управления – это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления, выполняются разнообразные функции управления организацией. Существуют следующие основные виды методов управления:

экономические;

организационно-распорядительные;

правовые;

социально-психологические методы управления.

Экономические методы управления представляют собой совокупность стоимостных инструментов воздействия на управляемый объект в целях обеспечения наибольшей экономической эффективности деятельности организации с наименьшими затратами. Они включают:

планирование экономических результатов деятельности как способ установления целей, пропорций развития, сроков выполнения тех или иных задач;

материальное стимулирование в форме заработной платы, премий, а также санкций за несоответствующее качество или количество труда;

нормирование экономических показателей деятельности предприятия как базу для планирования, материального стимулирования и контроля;

контроль экономических показателей деятельности как метод сбора аналитической информации.

 Организационно-распорядительные методы управления представляют собой совокупность приемов и средств прямого (административного) воздействия на объект управления для выполнения закрепленных за ним функций. Организационно-распорядительные методы управления подразделяются на две группы: методы организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие проявляется в формах:

организационного регламентирования,

организационного нормирования

организационного инструктирования.

 Распорядительное воздействие направляется на контроль и регулирование деятельности посредством приказов, распоряжений, постановлений и указаний.

Правовые методы управления – это совокупность способов воздействия субъекта управления на объект управления посредством правовых норм, правовых отношений и правовых актов.

Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность приемов и способов социального и психологического воздействия на коллектив и отдельные личности для повышения их трудовой и творческой активности.

В систему социально-психологических методов входят:


методы социального воздействия,

методы управления коллективной деятельностью работников,

методы управления индивидуальным поведением работника.

 К методам социального воздействия относятся: общие собрания работников, участие в работе общественных советов и т. п.

К методам управления коллективной деятельностью работников относятся: формирование структуры коллектива, обмен передовым опытом работы, ведение рейтингов, проведение конкурсов, торжественных собраний, вечеров и т. п.

К методам управления индивидуальным поведением работника относятся: стимулирование личной инициативы, личный пример руководителя, уважительное отношение к подчиненному, выдвижение работника в резерв на вышестоящую должность, передача подчиненным отдельных прав руководства и т. п.

Управленческое решение:

  • важнейший вид управленческого труда, а также совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач[1];

  • творческое, волевое действие субъекта управления, которое основывается на знании объективных законов в сфере функционирования управляемой системы и анализа информации об её функционировании.

Данное действие заключается в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива в сфере разрешения проблемы или в сфере изменения цели. Управленческим называется решение, которое разрабатывается для социальной системы. Оно направлено на следующие аспекты:

  • стратегическое планирование;

  • управление управленческой деятельностью;

  • управление человеческими ресурсами, такими как: производительность, активизация знаний и умений;

  • управление (руководство, менеджмент) деятельности в области производства и обслуживания;

  • обеспечение формирования системы управления предприятия (организации, компании);

  • управленческое консультирование;

  • управление (руководство, менеджмент) внутренних и внешних коммуникаций.

Управленческие решения классифицируются:

  • по степени распространённости проблемы;

  • актуальности цели;

  • сфере воздействия;

  • сроку реализации;

  • прогнозируемым последствиям;

  • характеру использованной информации;

  • методике в области разработки решения;

  • количеству критериев выбора;

  • форме принятия решений;

  • методу фиксации конечного результата.


Понятие авторитета, власти и лидерства

В словаре Ожегова, власть трактуется как право и возможность распоряжаться кем или чем либо, подчинять своей воле. Власть может относиться как индивиду, так и их группе. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

  • - власть -- это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;

  • - между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;

  • - тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.

Власть -- это функция взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. С помощью власти руководитель влияет на подчиненных.

Власть часто путают с авторитетом. Это не совсем верно. Авторитет -- это власть, возникшая на формальной основе. Авторитет заключается в признании за субъектом выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения в обществе. Влияние авторитета основано на добровольном подчинении. Т.е. в организации власть проистекает сверху, а авторитет снизу.

Объем этой власти зависит от уровня доверия, которое обладатель должности может получить у того, кто расположен выше него в иерархии. При этом делегированная власть может быть в любое время взята обратно наверх. Это позволяет сделать вывод, что не существует прямой зависимости между уровнем должности и объемом власти. Их соотношение ситуационно и индивидуально.

Личная власть -- это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных. Личная власть в организации приходит снизу -- от подчиненных. Такая власть может быть отнята подчиненными у руководителя, как реакция на его неправильные действия. Поэтому ее необходимо регулярно подкреплять. Лучшая ситуация, когда руководитель обладает и должностной, и личной властью.

Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным. В практике управления лидерство -- это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.

Отечественные ученые А .Я. Анцупов и А. И. Шипилов определяют конфликт как «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, которые возникают в процессе взаимодействия и заключаются в наличие разных взглядов, подходов, целей» [2]. Конфликт рассматривают как процесс, в ходе которого стороны выстраивают взаимодействие и формируют отношения по поводу предмета противоречий. Конфликт является органической составляющей взаимодействия людей в любом обществе, а стресс — сложным процессом, который включает как физиологические, так и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы полностью мобилизуется для самообороны в конфликтной ситуации, адаптируется к новой ситуации, активирует защитные механизмы, обеспечивающие устойчивость к воздействию стресса или адаптацию к нему. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего связывают его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. д. В результате возникает ощущение, что конфликт всегда является нежелательным явлением, что его следует избегать любыми средствами, а если это невозможно, то немедленно разрешить его, как только он возник. Текущая точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Следует помнить, что конфликт не всегда имеет положительное значение. В некоторых случаях конфликтные ситуации могут помешать удовлетворению потребностей человека и достижению целей организации в целом. Конфликт приводит к стрессу. Можно привести много примеров этого, поскольку ни для кого не секрет, что беспокойство и беспокойство по поводу конфликтов являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Однако часто повторяющиеся и длительные стрессы крайне вредны для психического и физического здоровья. Согласно научным исследованиям, длительный стресс и связанная с ним гормональная перестройка повышают риск развития инсульта, заболеваний желудочнокишечного тракта, нарушений сна и т. д. Еще стоит отметить, что форма реагирования на конфликт и процесс формирования стресса зависит от типа личности. Юнг выделяет восемь типов людей на основе признаков вертности (интроверсия и экстраверсия), рациональности и иррациональности, а также четыре функции психики (мышление, чувство, интуиция и ощущение). Две из этих функций являются строго рациональными (мышление и чувство), т. е. воспринимающими информацию извне в соответствии с предварительной установкой на определенное восприятие, и две — иррациональными (интуиция и ощущение), воспринимающими информацию непосредственно, без предварительной установки. Но каждая из четырех функций психики может быть как экстравертной, так и интровертной, исходя из чего типов выделяется восемь, и каждому из них соответствует определенная базовая функция психики. Понимание и принятие этих различий важно для индивидуального подхода к каждой уникальной личности и формирования уважения к типологическим особенностям каждого человека, в том числе и понимания поведения во время конфликтной стрессовой ситуации. Так, например, выраженные интроверты переживают конфликт внутри себя, иногда могут внешне не показывать своего истинного состояния, и им нужно больше времени на преодоление стрессового состояния. Люди,
которым присущи экстравертивные особенности, переживают конфликт, вынося вовне свои эмоции и состояния. Иногда им нужна дополнительная помощь извне для снижения стресса.