Файл: Доисторическое искусство. Древний Египет. Косметическая ложечка в форме плывущей девушки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доисторическое искусство. Древний Египет.

Косметическая ложечка в форме плывущей девушки.

Недавно я посетила Пушкинский музей. Больше всего мне понравился зал Древнего Египта, так как это самый завораживающий своей атмосферой и масштабностью зал. Этот зал сделан как театр, как театральная сцена. Приходя сюда, ты не просто рассматриваешь предметы из истории Древнего Египта, ты погружаешься в атмосферу той эпохи. В зале Древнего Египта мы чувствуем одновременно страх (там лежат мумии, нагнетают обстановку египетские божества) и восторг от великолепия представленных экспонатов.

Моё внимание сразу же привлек крошечный предмет – это косметическая ложечка в форме плывущей девушки. Несмотря на свои размеры это удивительный предмет. Есть на свете вещи невероятной красоты. Кажется, будто у них есть собственная аура, собственная жизнь, даже какая-то своя энергетика. Это вещи, мимо которых нельзя просто пройти, едва заметив. Они привлекают внимание, заставляют остановиться и посмотреть — они словно излучают какие-то невидимые волны красоты, неуловимые, но вполне реальные. И за проходящие тысячелетия этот поток излучения не иссякает.

Косметической ложечке около 3300 лет и когда-то, вероятно, она принадлежала жене богатого жреца или чиновника Древнего Египта. Это маленькая ложечка для косметики, сделанная в виде цветка лотоса, а ручкой служит фигурка плывущей девушки. Косметическими ложечками в Древнем Египте принято было называть фигурные сосуды для хранения косметических красок или благовонных масел, особенно популярные в эпоху 18-19 династий. Однако до сих пор в науке не пришли к единому мнению относительно точного назначения этих предметов: были ли они лишь просто красивыми контейнерами для благовоний либо культовыми предметами. Если считать, что правильно последнее, то в ложечке содержалась субстанция, необходимая для совершения жертвоприношения или иного культового действия. Иконография ложечек чаще всего связана с миром женщины, нильских зарослей или прекрасного сада. Ручки ложечек часто изображаются в виде обнаженных девушек – несомненно, служанок или наложниц, которые должны доставить своему хозяину драгоценное вещество.


Выполнена ручка из слоновой кости, а парик девушки сделан из черного эбенового дерева, разделенный на прямоугольные рубчики, имитирующие локоны. Сосуд выполнен в форме цветка розового лотоса и снабжен крышечкой, которая отодвигается в сторону. Шея обрамлена выгравированным ожерельем из лепестков лотоса, талия украшена орнаментальным пояском. Снизу на бедрах видны схематичные изображения (возможно, татуировка) бога Бэса, покровителя домашнего очага, оберегавшего женщин и детей. Большие глаза и плавно изогнутые брови для выразительности обведены краской — египтяне (не только женщины, но и мужчины) действительно любили подводить глаза пигментом, сделанным из малахита или свинцового блеска (темно-серой свинцовой руды). Краски растирали в тонкий порошок и затем специальными палочками наносили на кожу вокруг глаз. Скорее всего, непосредственно перед применением порошок смешивали с каким-либо жирным веществом или водой, потому что без этого сухая краска на коже держаться не будет. Очень возможно, что для подобной цели служили косметические ложечки наподобие нашей: в ней удобно не только хранить косметические порошки, но и смешивать их. 

Помимо эстетических целей, краска вокруг глаз, вероятно, предохраняла кожу от воспалений, вызываемых насекомыми, пылью и солнцем.

Меня действительно поразила данная ложечка своей реалистичностью, что очень необычно для своей эпохи. Несмотря на кажущуюся простоту изделия, мастер, изготовивший его, передал настроение. Нет схематичности, в небольшой фигурке угадывается спокойное смирение наложницы, которая действительно жила очень много лет назад. Скорее всего, реального прототипа нет, но такое впечатление складывается. И именно это и привлекло меня.

Выполнила Петухова Ирина

ИСА 1-52