Файл: 20212022 уч. Год Вопрос Ответ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1613

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОБЩИЙ СВОД ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ 11 КЛ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА
(2021-2022 УЧ. ГОД)
№ Вопрос Ответ
1. Определите значение исторических терминов индустриализация и модернизация. Индустриализация – создание крупной, технически оснащенной

промышленности,прежде всего отраслей, которые производят орудия и средства производства процесс создания крупного машинного
производствавпромышленностидля роста производительных сил и экономики (учебник История Казахстана 9(8) класса общеобразавательной школы, Алматы Атамура. 2019. стр, глоссарий. Пример крупным объектом индустриалиального развития являлась Туркестано-Сибирская железнодорожная магистраль.В 1927 году началось строительство Турксиба.Он был построен затри года вместо пяти, намеченных по плану.С января 1931 года Турксиб был полностью введен в эксплуатацию.Турксиб соединял Центральную Азию с районами Сибири,повлиял на подъем эеономики и культуры восточных районов страны учебник История Казахстана
9(8) класса, Алматы Атамура 2019, стр. 85)
2. Определите значение терминов ликвидация безграмотности, красная юрта. С первых дней советской власти в Казахстане решались задачи культурной революции. Наша страна значительно отставала в уровне культуры от центральных регионов советской страны. Большая часть населения не имела начального образования. Стояла задача с одной стороны, это преодоление культурной отсталости, с другой – формирование новой советской системы учреждений образования, науки и культуры. Из всех задач культурной революции особую значимость приобретают мероприятия по ликвидации неграмотности. Декрет СНК от 26 декабря 1919 года О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР положил начало борьбе за всеобщую грамотность. Среди основных проблем осуществления кампании по ликбезу в Казахстане можно выделить следующие нехватка квалифицированных кадров для обучения населения отсутствие новых учебников слабая материально-техническая база органов образования в городах и, особенно, в сельской местности. В феврале 1924 года в Казахстане было образовано отделение всесоюзного общества Долой неграмотность. Создавались краткосрочные курсы для подготовки учителей. 11 февраля 1930 года КазЦИК принял Постановление Об обязательной ликвидации неграмотности населения КазАССР до конца первой пятилетки. В 1931 году было введено всеобщее обучение неграмотного населения в возрасте от 15 до 50 лет. Однако работа по ликвидации неграмотности в Казахстане не была завершена даже к 1935 году. К 1939 году общая грамотность населения составляла
76,3%. К середине х гг. прошлого века в стране сформировалась следующая система образования развернулось обучение учительских кадров на педкурсах; создавались школы-интернаты для

решения проблем обучения аульной бедноты действовали передвижные, сезонные школы с сокращенным учебным годом и упрощенной программой обучения в казахских аулах. https://itest.kz/ru
30 июля 1925 года было издано постановление казахского культурно-просветительного управления о создании красных юрт, совместно с краевыми партийными комитетами специально предназначенных для сельских женщин. Организация красных юрт и управление ими было возложено на местные комитеты партии и комсомола, а также на союз «Косшы». Красные юрты были основной силой в борьбе с безграмотностью женщин. Это культурно- просветительное учреждение выполняло также роль клуба, читальни, библиотеки, лекционного зала и центра консультаций по различным вопросам. Основной целью юрт была пропаганда советской идеологии. В этих целях начали издаваться газета Равенство (в мае 1925 года) и журнал Равенство женщины (в январе 1926 года. Первым их редактором была Сара Есова . Наряду с ликвидацией безграмотности Красные юрты занимались также вопросами организации женских артелей (рукоделие, швейное дело и т.п.) и открытием хоровых кружков. В них проводилось чтение вслух, выпускались стенгазеты, организовывались постановки спектаклей для сельских жителей и открывались небольшие библиотеки. Таким образом, женщины были активными участницами в работе, проводимыми Красными юртами .
3. Определите значение терминов шовинизм, толерантность
1. Шовинизм (фр. chauvinisme) — идеология национального превосходства, ставящая целью обоснование права на дискриминацию, эксплуатацию и угнетение других народов. Шовинизм способствует возникновению и распространению неприязни и даже ненависти к чужакам, иноземцам, иноверцам, по принципу не такой — чужой — чужак — враг. Одна из форм гетерономии и ксенофобии. Также этот термин нередко используется в переносном значении и означает социальные, этнические, религиозные, сексуально-ориентационные, возрастные и любые другие стереотипы, убеждения и верования, утверждающие неполноценность одного типа людей по сравнению с остальными. учебник История Казахстана 11 класс,2-часть Атамура 2020; стр. 81,парагрф 37-38 глоссарий) Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, способность переносить) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Философский энциклопедический словарь определяет это понятие так Толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность

необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Толерантность означает принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям. учебник История Казахстана 11 класс,2-часть Атамура 2020; стр, парагрф 37-38.)
4. Определите значение терминов
«полиэтническое общество, депортация.
Полиэтническое общество – общество, в котором совместно проживают многие этнические и национальные группы, диаспоры. (З.Е.Кабульдинов, А.Д.Сандыбаева, Ф.Р.Лебаев. Учебник История Казахстана 11 класс, «Атамұра» 2020; часть 1, §15-16, стр. 116, глоссарий)
Пример В 1926 году была проведена Всесоюзная перепись населения.Общая численность жителей республики составила более 6 млн.человек, Республика состояла из 86 национальных групп.Удельный вес казахов составил 58%, русских – 20,6%, украинцев – 13,9 и т.д. Рост численности граждан республики произошел к середине х годов, когда в край стали прибывать сотни тысяч целинников. Население республики превращалось в полиэтническое общество. (З.Е.Кабульдинов, А.Д.Сандыбаева, Ф.Р.Лебаев. Учебник История Казахстана
11 класс, «Атамұра» 2020; часть 1, §15-16, стр. 108-109,114) Депортация – изгнание, высылка из мест исторического проживания. (З.Е.Кабульдинов,
А.Д.Сандыбаева, Ф.Р.Лебаев. Учебник История Казахстана 11 класс, «Атамұра» 2020; часть 1, §15-16, стр. 116, глоссарий) Пример В октябре 1943 года была ликвидирована Карачаевская автономная область и насильственному выселению подверглись карачаевцы. За короткий срок из этой области депортировали 14,7 тыс.семей общей численностью 9 тыс.человек
5. Определите основные направления и жанры культуры Казахстана в советский период. учебник История Казахстана 10 класс, Мектеп 2019; стр. 226-234) Первая половинах годов характеризовалась господством в литературе классического направления, созданного Абаем, однако власти, прекрасно понимая, что литература обладает огромным пропагандистским потенциалом, прилагают огромные усилия по созданию казахского социалистического реализма. Эти мысли высказывались на V краевой партконференции в 1925 г, собрании казахских студентов вузов Москвы в 1924 г. и собрании казахских студентов Ташкента в 1929 г. В середине х годов разгорелась дискуссия о месте и роли литературы в жизни общества и о наличии казахской "пролетарской" литературы. Входе этой дискуссии такие поэты и писатели, как М. Жумабай, Ж. Аймауытулы, А. Байтурсын, М.


Дулатулы, К. Каменгеров были обвинены в национализме. Литературная деятельность этих авторов в е годы послужила позже поводом для обвинения их в антисоветском заговоре и репрессий. Одновременно шла работа по установлению политического контроля над творчеством самих пролетарских" писателей и поэтов. С этой целью в 1926 г. создается Казахская ассоциация пролетарских писателей (Каз-АПП), имевшая свой печатный орган "Кус жолы". Этот альманах стал основным орудием критики буржуазных" и "националистических" литераторов. Таким образом, к началу х годов в Казахстане устанавливается жесткий контроль над литературой, целый ряд жанров, теми направлений становится запретными дальнейшее развитие казахской литературы происходит не благодаря, а вопреки политике властей. Музыкальное и театральное искусство. После Октябрьской революции в Казахстане зародилась и сформировалась национальная социалистическая культура. В своём становлении и развитии она опиралась на богатейшее народное музыкальное творчество, освоение русской и зарубежной классики, на использование опыта советской музыки. Развернулась большая работа по записи и изучению музыкального фольклора. Известность получили труды А. В. Затаевича "1000 песен киргизского (казахского) народа" (1925) и "500 казахских песен и кюев" (1931). Чаще, чем прежде, проводились состязания певцов, акынов, музыкантов, особенно по созданию и исполнению произведений на советские темы. Одно из таких состязаний состоялось в 1919 в г. Верном (ныне Алма-Ата) с участием акына Джамбула Джабаева и его ученика композитора- певца и акына Кенена Азербаева. Наряду с обогащением народного творчества новыми темами и средствами выразительности формируются новые жанры музыкального творчества, расширяются виды исполнительства, появляются хоровое пение и ансамблевая играна музыкальных инструментах. В годы Гражданской войны впервые возникли национальные народные революционные песни, перекликающиеся с общепролетарскими песнями. Музыкальное и песенное искусство казахов, как самое распространенное и популярное у народа, с первых дней Советской власти стало объектом пристального внимания со стороны партии большевиков. Уже в 1919 г. в г. Верном был проведен слет акынов Семиреченской области. Сразу же после гражданской войны началась работа по сбору и систематизации творческого наследия народа. В 1921 г. был образован Главный политико-просветительный комитет, музыкальный отдел которого записывал народную музыку, организовывал музыкальные коллективы и т.п. В 1925 г. известный ученый-этнограф и музыкант А. Затаевич опубликовал труд "1000 песен казахского народа" - плод многолетней работы по сбору и систематизации музыкальных произведений казахов. В 1931 гон опубликовал "500 казахских песен и кюев". В целях популяризации народной музыки и песенного искусства в крупных городах стали

производиться концерты казахских исполнителей. В 1925 г. в Париже в составе делегации советских артистов выступил А. Кошаубаев, вызвав восторженные отклики французской прессы. Большую известность получили акыны и музыканты Ж. Жабаев, К.Дзербаев, И.
Байзаков, Т. Амренов, Н. Байганин, О.Шипин. Сначала х гг. в Казахстане начинает бурно развиваться музыкально-драматическое искусство. В 1933 г. на основе Постановления Казкрайкома ВКП (б) началась организация казахских театральных и музыкальных студий в Москве, Ленинграде и Алма-Ате. 13 января
1934 г. на базе музыкальной студии при Казахском драматическом театре был открыт Казахский государственный музыкальный театр, первыми постановками которого стали
Айман-Шолпан М. Ауэзова и "Шуга" Б. Майлина. Крупными событиями стали оперы
Е.Брусиловского "Кыз Жибек", "Ер Таргын" и "Жалбыр". Известными певцами становятся артисты Музыкального театра К. Байсеитова, К. Жандарбеков, прославилась танцовщица Ш.
Жиенкулова. Развиваются и традиционные драматические жанры. До середины х годов в Казахстане существовали лишь любительские театральные труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбурского казахского института народного образования. На базе последнего в январе 1926 г. в Кызыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр, где работали М. Ауэзов, Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, К.Жандарбеков, 3.
Атабаева и другие талантливые драматурги, режиссеры и артисты. В предвоенное время возникает казахское кино. В конце г. была организована Алма-
Атинская студия кинохроники и создана первая звуковая документальная лента "Джамбул ата", в том же году на Ленфильме был снят и первый игровой фильм казахстанских кинематографистов - "Амангельды". В годы войны господствующей в литературе стала тема патриотизма и национализма. Огромную популярность приобрели произведения Жамбыла "Ленинградцы, дети мои, Ленинград" А. Тажибаева, стихи Ж. Шанина, К. Аманжолова, А. Сарсенбаева. Многие писатели и поэты с оружием в руках участвовали в боевых действиях А. Жумагалиев, Б.
Булкишев, В. Чугунов пали смертью храбрых. Музыка, театр, кино и живопись. В годы войны продолжает развиваться оперное искусство. В
1942 г. была поставлена опера Е.Брусиловского "Гвардия, алга!", в 1944 - опера А. Жубанова и Л. Хамиди "Абай". В послевоенные годы появлются оперы Е. Брусиловского и М. Тулебаева "Аман-гельды", А. Жубанова и Л. Хамиди "Тулеген Тохтаров", М. Тулебаева "Биржан и Сара. В 1949 г. ее автору и исполнителям главных партий были присуждены Государственные премии СССР. В 1940 г. появляется первый казахский балет "Коктем". В годы войны балет Казахского