Файл: Дисциплина Теоретические основы и методика социальнокоммуникативного развития дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
Специальное дошкольное образование
Дисциплина: Теоретические основы и методика социально-коммуникативного развития дошкольников
Практическое задание №6
Выполнил:
слушатель Чижова Анна Александровна
Преподаватель:
Слюсарская Татьяна Вадимовна
Задание 1. Прочитайте педагогические ситуации и ответьте на вопросы:
Ситуация 1. Дети средней группы вместе с воспитательницей и няней решили убрать свою групповую комнату, «чтобы в ней к празднику было чисто и красиво». Сначала они определили, что нужно делать: выстирать кукольное белье, вымыть игрушки, цветы.
Воспитательница помогла детям распределить обязанности. Все вымыто, выстирано, осталось украсить комнату к празднику. И опять распределение обязанностей. Несколько детей вместе с воспитательницей украшают живыми цветами группу. Другие убирают кукольный уголок. Четыре девочки одевают кукол, сервируют кукольные столики, застилают кроватки, наводят порядок в шкафчиках, щетками чистят плюшевых мишек и т. д. Когда работа закончилась, все дети вместе с воспитательницей и няней сели на стульчики.
Воспитательница: - Дети, давайте все осмотрим нашу комнату.
Вова: - Как будто бы уже праздник пришел.
Воспитательница: - Почему?
Вова и другие дети: - Потому что чисто и красиво стало в группе.
Воспитательница: - Правильно, дети, у нас праздник. Все потрудились дружно, поэтому нам всем приятно сейчас. Вашим мамам и папам тоже понравится, что вы так хорошо потрудились.
-
В чем воспитательная ценность коллективного труда, о котором рассказано выше?
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах. Когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют опыт участия в разных видах дежурства, в выполнении поручений. Возможность позволять педагогу задавать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определений срок. В старшей
группе воспитатель использует такую форму, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и в конце работы подводится общий итог.
2. Какие новые трудовые обязанности и требования к ним становятся ведущими факторами укрепления коллектива и развития чувства коллективизма в средней группе по сравнению с младшей группой?
Основные виды труда в детском саду — это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.
Поручения используются во всех возрастных группах, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда.
Воспитатели должны знать, почему работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В силу психологических особенностей дети младших групп еще недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию. Они не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в коллективе. Они отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия
Поэтому только во второй младшей группе со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.
Основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд
«рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем; при этом ребенок упражняется в навыках и умениях, необходимых в коллективной работе. В конце года во второй младшей группе вводятся дежурства, требующий определенного уровня самостоятельности.
Ситуация 2. Витя (4 года 8 мес.) дежурит с Андрюшей. Накрывает на стол небрежно, часто отвлекается, в его работе много погрешностей. Большую часть работы выполнил Андрюша. Когда все было сделано, воспитательница зашла в группу и похвалила:
– Молодец, Витя, хорошо поработал.
Услышав это, Андрюша тихо говорит ему:
– А ты ведь плохо работал!
-
Какие последствия может вызвать такая завышенная оценка?
Установлено, что оценка педагога способствует развитию чувства долга у детей; создает возможности для воспитания доброжелательного отношения к окружающим; способствует формированию трудолюбия.
В то же время практика показывает, что педагоги дошкольных учреждений очень часто не представляют, к каким последствиям может привести использование того или иного вида оценки ребенка. В этой связи нам представилось необходимым рассмотреть наиболее часто встречающиеся на практике виды оценок, а именно: прямую, предвосхищающую, косвенную, опосредованную, а также отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта
Интерес к труду пропадает и тогда, если за все, что дети делают, их только хвалят: «Молодцы!» Незамеченная воспитателем небрежность, отсутствие старания, незаслуженная похвала снижают педагогическое воздействие труда.
2. Объясните, как будут реагировать мальчики на оценку воспитателя.
Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, дежурить, принимать участие в коллективном труде.
Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять задачи в течении года возраста, учитывать, анализировать и оценивать работу дошкольников. В детском саду должны быть созданы максимальные условия для поддержания интереса детей к ручному труду, что способствует воспитанию настойчивости, аккуратности, бережливости. Если детей включают в совместный со взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше.
Объясняется это тем, что на них сильно воздействует пример окружающих. Вот почему важно учитывать этот фактор, использовать его для воспитания у детей положительного отношения к труду, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений в процессе труда. Включение детей в труд взрослых на практике реализуется двумя путями: во время наблюдений даются сведения о работе тружеников ближайшего окружения, и при организации совместной трудовой деятельности со взрослыми. Одновременно
необходимо вызывать у детей желание трудиться, работать так же старательно и ответственно, как это делают взрослые. Если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности, принять хотя бы небольшое участие в труде взрослых, эмоциональность наблюдения повышается, так как в процессе труда они лучше познают суть тех или иных явлений.