Файл: Психологопедагогические аспекты использования эор на уроках информатики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»

Кафедра Информационных технологий


Оценка работы

_________________
Члены комиссии

_________________
Психолого-педагогические аспекты использования ЭОР

на уроках информатики

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

Екатеринбург 2016

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………..………………………………………………………..….….3

Глава 1. Теоретические основы применения электронно-образовательных ресурсов в обучении

    1. Понятие ЭОР и их классификация …..………….………….…...…………5

    2. Требования к созданию и целесообразному применению электронных образовательных ресурсов в учебном процессе………………………… 13

    3. Психолого-педагогические аспекты использования

ЭОР в образовании……………………………………………………….20

Глава 2. Применение электронных образовательных ресурсов на уроках информатики в основной школе

    1. Обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для обучения информатике……..…............................................................… 28

    2. Отбор содержания обучения разделу «Компьютер для начинающих» с учетом психологических особенностей учащихся данного воз­раста ...35

    3. Разработка моделей уроков на основе использования электронных образовательных ресурсов по разделу «Компьютер для начинающих»..…..…………………………………………………...……40

    4. Результаты реализации использования ЭОР в разделе «Компьютер для начинающих» ……………..……………….……………………..……….50

Заключение………………………………………………………….....………..53

Библиографический список………………………………………..…..…..…55

Приложения…………………………………………………………….……….58
ВВЕДЕНИЕ
Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника - вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на использование электронно-образовательных ресурсов. Учитель уже не может ограничиться простой передачей знаний. «Современная социокультурная ситуация, процессы модернизации отечественного образования требуют подготовки личности, способной ориентироваться в этом целостном мире…». Главная цель видится в грамотном использовании дидактических возможностей применения представления различных видов информации (звука, видео анимации, графики и т.п.) в ходе учебного процесса.


В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современные школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры.

Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании информатики позволяет наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения, в том числе с помощью видеоуроков (мультимедийных презентаций), позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения.

ЭОР обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

ЭОР могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Телекоммуникационные технологии и мультимедиа открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Интерактивные технологии на основе ЭОР позволят решить проблему провинциализма сельской школы как на базе Интернет-коммуникаций, так и за счет интерактивных СD - курсов и использования спутникового Интернета в школах.

В данной работе рассматриваются ЭОР, как один из способов для улучшения восприятия школьниками учебной информации.

Объект:методические аспекты использования ЭОР.

Предмет:ЭОР.

Цель: исследование целесообразности использования ЭОР в учебном процессе на уроках информатики и ИКТ.

Гипотеза: использование ЭОР в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует продуктивному усвоению учебного материала и развитию творческого мышления учащихся.

Задачи:

- Изучить научную литературу по теории вопроса;

- Рассмотреть психолого-педагогические аспекты использования ЭОР в образовании;

- Рассмотреть электронные образовательные и информационных ресурсы для обучения информатике;

- Разработать учебный материал для проведения уроков информатики в условиях использования ЭОР.
ГЛАВА 1. Теоретические основы применения образовательных ресурсов в обучении

    1. Понятие и классификация электронных образовательных ресурсов

Современное время характеризуется возрастающими темпами научно-технического прогресса, непрерывным увеличением объема и изменением содержания знаний, умений и навыков, которыми должны владеть современные ученики, следствием чего является повышение требований к качеству их подготовки.



В ФГОС 2 поколения особая роль отводится личностным образовательным результатам выпускника.

К ним относятся:

  • готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;

  • владения навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;

  • умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Для достижения этих результатов образовательный процесс ориентирован на:

  • изменение характера взаимодействия учителя и ученика (в том числе на самостоятельное изучение материала с оценкой результатов, ориентация на индивидуализацию пути освоения материала);

  • формирование способностей искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию;

  • ориентация на исследовательскую работу школьников;

  • ориентация на индивидуальную, парную и групповую работу учащихся;

  • использование межпредметных связей.

Одним из перспективных способов повышения эффективности процесса обучения является использование в качестве средства обучения электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Понятие электронных образовательных ресурсов является фундаментальным понятием. В состав его входят достаточно понятные и широко употребляемые термины. На основании их определений построим определение интересующего нас понятия.

Электронный - представленный в виде последовательности цифр - чисел. В настоящее время при стремительном развитии информационных технологий особую популярность получает цифровая форма представления информации: цифровая фотография, цифровое видео и др.

Образовательный - т.е. направленный на изучение чего-либо, может быть использован в разных формах образования.

Ресурс, согласно толковому словарю, средство, к которому обращаются в необходимом случае.

Следовательно, образовательный ресурс можно определить как средство, к которому обращаются с целью получения образования, как ресурс, содержащий информацию образовательного характера.

Таким образом, под электронным образовательным ресурсом будем понимать - специфическое учебное пособие
, предназначенное для самостоятельной работы учащихся, которое способствует, максимальной активации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ЭОР является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должен быть увязан со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.
В структуре ЭОР можно выделить следующие компоненты:

– набор образовательных ресурсов, расширяющих учебники (фотографии, модели, объекты виртуальной реальности и т.д.);

– информационные источники сложной структуры (справочно-иллюстрированный материал, учебные модули и д.р.);

- Инновационные УМК (полный набор средств обучения, необходимый для организации и проведения учебного процесса).

Общепринятой классификации образовательных ресурсов не существует, что создает определенные проблемы при их каталогизации.

Далее представлены различные варианты классификаций электронных образовательных ресурсов, имеющихся в российской и международной практике. Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 7.0.83-2013 следует различать:

Электронный документ: документ в цифровой форме, для использования которого необходимы средства вычислительной техники или иные специализированные устройства для воспроизведения текста, звука, изображения.

Электронное издание: электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

 Существует много различных подходов к классификации ЭОР. Универсальную классификацию даже предметных образовательных областей для ЭОР определить однозначно почти невозможно. Это связано, в первую очередь, с многовариативностью тематических направлений, охватываемых различными ЭОР. Если учесть, что классификация должна отражать не только тематику, но и технологию ресурса, то задача в общем случае становится почти не разрешима.

Прежде чем переходить к непосредственной классификации, необходимо выделить основные параметры, характеризующие ЭОР, которые в последствие могли бы лечь в основу критериев классификации. С точки зрения организации учебного процесса основными подобными параметрами являются:

  • тип электронного издания (ресурса);

  • предметная образовательная область;

  • рекомендуемый уровень образования;

  • рекомендуемая форма образовательного процесса;

  • специфика аудитории.


Эти классификации носят достаточно условный характер и могут содержать пересечения в различных классах технологий.

В силу многообразия ЭОР на практике удобно проводить классификацию по конкретному определяющему признаку, а именно:

  1. По типу можно выделить следующие основные группы ЭОР:

- Компьютерный учебник. Предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала и может быть текстографическим, гипертекстовым или мультимедийным. Он содержит структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся определить оптимальную траекторию изучения материала и удобный темп работы, соответствующий особенностям его восприятия.

- Электронный справочник. Позволяет обучаемому в любое время получить необходимую справочную информацию. В справочнике каждая единица списка гиперактивна - ее активизация позволяет обратиться к гиперссылке, содержащей толкование термина, перевод и грамматические характеристики иностранного слова, энциклопедическое описание и т.д.

- Компьютерный задачник. Позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

- Компьютерные практикум. Модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения.

- Компьютерные модели. Как правило, не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления.

- Компьютерные системы контроля и измерения уровня знаний обучающихся. Такие программы позволяют разгрузить преподавателя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения, что особенно актуально в условиях массового образования. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.

  1. По функциональному признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе. Примером данной классификации может являться типологическая модель системы учебных изданий для вузов, которая включает следующие группы ЭОР: