Файл: Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 579
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
60. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее противоречий в системе «человек — общество — природа» и поэтому для более детального их анализа необходимо остановиться на выяснении тех причин, которые способствовали их актуализации.
Прежде всего в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, это результат совершенствования и развития производительных сил и производственных отношений, результат развития материальной культуры общества. С другой — возникновение и углубление глобальных проблем является результатом социального прогресса. Эти две основные причины возникновения глобальных проблем обусловили и их углубление. Если на первых ступенях развития человеческой истории эти два процесса носили локальный, затем региональный характер, то в современных условиях они приобрели глобальный характер.
Кроме того, развитие современной цивилизации идёт под знаком усиления всемирного характера многих важных процессов и явлений. Серьёзной причиной обострения глобальных проблем является углубление противоречий, которые в предшествующих антагонистических формациях определяются хищническим отношением к человеку и природе.
Бесконтрольное и всё более интенсивное использование природных ресурсов, усиление неблагоприятных последствий человеческой деятельности по отношению к природе поставили общество перед угрозой экологической катастрофы.
Небывалый в истории уровень и размах научных знаний, ускоренное развитие НТР способствовало динамичному развитию отношений в системе «человек — общество — природа», которые далеко не всегда развиваются гармонично, а иногда способствуют обострению глобальных противоречий в данной системе.
Значительное влияние на углубление глобальных противоречий оказало совпадение во времени бурного развития научно-технической революции с крупнейшими социальными переменами в мире. Переворот в военном деле, создание оружия массового уничтожения в количествах, угрожающих существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставил проблемы сохранения и выживания этой цивилизации в изменившихся условиях.
Все глобальные проблемы находятся в неразрывной взаимообусловленной связи друг с другом. Каждая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как элемент структуры всей системы глобальных проблем. Системность глобальных проблем современности предполагает их комплексное исследование одновременно всеми тремя главными ветвями науки и рассмотрение их в неразрывной связи друг с другом.
(по материалам интернет-энциклопедии)
61. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Предпринимательство — одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций.
Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нём агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий, позволяющих реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность.
Бизнес и предпринимательство являются одними из главных элементов рыночной экономики, без которых государство интенсивно развиваться не может. Предпринимательство и бизнес влияют на темпы экономического роста государства,
объём, структуру и качество валового национального продукта.
Предпринимательство — это самостоятельная деятельность граждан и их коопераций, которая связана с риском и осуществляется под свою ответственность, направлена на получение дохода от реализации товаров, использования имущества, выполнения работ или оказания услуг лицами, в соответствии с законом.
Предпринимательство предполагает собственное дело, так как это — основа бизнеса. В свою очередь, собственное дело связано с опасностью потерять его и лишиться затраченных интеллектуальных и материальных ресурсов. Для интенсивного развития бизнеса и предпринимательстванеобходимы определённые условия и факторы: 1) созидательные идеи, личные интересы, выгоды, предпринимательская способность; 2) вероятность расширения рынка или существование свободного места на рынке; 3) возможность увеличения прибыли; 4) введение новшеств, способность экономно использовать ресурсы;
5) возможность предсказания кризисных ситуаций и путей их разрешения.
По размерам своей реализации бизнес и предпринимательская деятельность делятся на крупный, средний и малый. Они существенно отличаются и в размерах основных фондов, и в объёмах производства, и в финансовых и трудовых ресурсах.
Крупный бизнес — это одна из основ современной экономики, а мелкое и среднее предпринимательство — это важный показатель её развития и состояния.
(по материалам интернет-энциклопедии)
21/25
Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание
62. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
Государственный бюджет является главной составной частью бюджетной системы страны и представляет собой основной финансовый план государства на финансовый год и плановый период.
Значимость государственного бюджета неоценима: он участвует в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования развития различных сфер социально-экономической и политической жизни общества. Государство часто использует бюджет в целях воздействия на темпы развития тех или иных видов деятельности, производственной и непроизводственной сфер, регионов страны.
Показатели бюджета и отчёт о его исполнении позволяют судить о сложившейся в стране экономической ситуации,
установить перечень приоритетных задач и оценить качество их решения.
Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами (в Российской Федерации государственный бюджет принимает Государственная Дума). В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр. В РФ государственный бюджет разделяется на федеральный и бюджеты субъектов Федерации.
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета сопоставляются доходная и расходная части бюджета, а после определяется профицит (превышение доходов над расходами) или дефицит (превышение расходов над доходами.
Сбалансированный бюджет — это основной показатель экономического и социального благополучия страны, который складывается из равенства доходов и расходов.
Сбалансировать государственный бюджет достаточно сложно.
Некоторые теоретики одним из путей решения проблемы сбалансированности государственного бюджета предлагают сокращение расходных статей. Однако этот вариант является не очень популярным и не достаточно эффективным методом борьбы с дефицитом бюджета. Возможно, поначалу такое решение проблемы и будет приносить плоды, но впоследствии снижение расходов на здравоохранение, науку, образование может привести к серьёзной социальной напряжённости в обществе.
У проблемы сбалансированности государственного бюджета нет единственно верного и правильного решения. Это комплексная проблема, требующая серьёзного систематического подхода и грамотного понимания прогнозных путей развития. Обеспечить равенство доходной и расходной частей бюджета довольно сложно, но при серьёзном систематическом подходе и грамотном понимании и разработке путей развития возможно минимизировать разрыв и приблизить бюджет к балансу, что обеспечит экономическое и социальное благополучие страны.
(по Е. Е. Рыльской)
63. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
Социальная политика является одним из наиболее важных элементов деятельности государства. Проблемы, которые связаны с повышением уровня жизнеобеспечения населения, поддержанием и обеспечением экономической стабильности, а также реализацией механизмов социальной справедливости, являются для современного общества насущными проблемами.
Улучшение системы социальных отношений, повышение качества потенциала человека открывает новые возможности и перспективы для экономического развития и роста государства. Вместе с этим в социальной сфере улучшаются системы образования и здравоохранения, социальное обеспечение, а также повышение экономического состояния как материально- финансовой базы.
Любая страна, вне зависимости от её политического строя, имеет свою национальную социальную политику. Она является одной из основных составляющих жизнедеятельности общества и находится в сфере его насущных потребностей.
Национальная социальная политика — это совокупность норм, принципов и методов, которые применяются государством с целью урегулирования социально-экономических условий жизнеобеспечения общества и взаимоотношений между его социальными классами.
В широком смысле социальная национальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека:
улучшение условий быта и труда, удовлетворение духовных и материальных потребностей, осуществление социальной защиты и реализация принципов справедливости. Иными словами, основная цель социальной политики направлена на создание оптимальных условий для достойного уровня жизни и самореализации всех граждан общества. Национальная социальная политика в узком значении заключена в системе государственных мер по оказанию поддержки тем слоям населения, которые в силу разных причин оказались в сложной жизненной ситуации, и не могут собственными силами улучшить своё материальное положение и благосостояние.
Объектами национальной социальной политики являются как отдельные граждане государства, так и общественные группы, что объединены конкретными отношениями и связями.
К субъектам национальной социальной политики можно отнести государственные ведомства и учреждения, органы регионального самоуправления, коммерческие организации, профессиональные кадры, а также отдельных граждан, которые действуют в рамках национальной инициативы. Среди функций социальной политики можно выделить стимулирование и поддержание социальной и экономической активности граждан.
(по материалам интернет-издания)
22/25
Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание
64. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте отдельные листы.
Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Решение глобальных проблем – задача чрезвычайной важности и сложности, и пока нельзя сказать с уверенностью, что пути их преодоления найдены. По мнению многих обществоведов, какую бы отдельную проблему из системы глобальных мы ни взяли, она не может быть решена без предварительного преодоления стихийности в развитии земной цивилизации,
без перехода к согласованным и планомерным действиям в мировом масштабе. Только такие действия могут спасти общество, а также его природную среду.
В сложившихся к началу XXI века условиях человечество уже не может функционировать стихийно без риска катастрофы для каждой из стран. Единственный выход – в переходе от саморегулирующейся к управляемой эволюции мирового сообщества и его природной среды. Необходимо, чтобы общечеловеческие интересы – предотвращение ядерной войны, смягчение экологического кризиса, пополнение ресурсов – преобладали над частными экономическими и политическими выгодами отдельных стран, корпораций и партий.
В 1970-х гг. прошлого века были введены в действие разного рода программы, начали работу местные, национальные и транснациональные организации, которые обусловили готовность к решению глобальных проблем. В настоящее время человечество располагает необходимыми ресурсами: экономическими и финансовыми, научно-техническими возможностями и интеллектуальным потенциалом. Но для воплощения этой возможности необходимы новое политическое мышление, добрая воля и международное сотрудничество на основе приоритета общечеловеческих интересов и ценностей.
Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития не позволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса, ядерной войны, угрозы терроризма. Для решения глобальных проблем, преодоления опасности,
угрожающей всему человечеству, необходимы дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира,
изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей.
Без соответствующих человеческих качеств, без глобальной ответственности каждого человека невозможно решение ни одной из глобальных проблем. Все проблемы слишком масштабны и сложны, чтобы с ними смогла справиться одна страна,
лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок и решение глобальных проблем. Необходимо комплексное взаимодействие всего мирового сообщества.
(по материалам интернет-энциклопедии)
1 2 3 4 5 6 7
65. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте отдельные листы.
Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Дисциплинарная ответственность работников является видом юридической ответственности, предусмотренной законодательством за неправомерное поведение. Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности служит дисциплинарный проступок. В Трудовом кодексе Российской Федерации содержится определение понятия
«дисциплинарный проступок», под которым понимается «неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей», влекущее за собой применение мер дисциплинарного воздействия.
В содержании дисциплинарного проступка должно быть наличие совокупности юридических признаков таких как:
субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Другими словами, формальноправовым основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности будет наличие в деянии нарушителя юридического состава признаков дисциплинарного проступка.
Субъект дисциплинарного проступка – это лицо (работник), которое нарушило трудовую дисциплину и непосредственно состоит в трудовом правоотношении с конкретным работодателем.
Объектом дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся в процессе совместной трудовой деятельности (внутренний трудовой распорядок), регулируемые нормами трудового права. Объективная сторона дисциплинарного проступка состоит из противоправного деяния, причинения вреда работодателю и наличия причинной связи между противоправным деянием и наступившим вредом.
Субъективная сторона дисциплинарного проступка обусловлена виновностью нарушителя. Выделяют две формы вины:
умысел и неосторожность. Умысел – волевое действие, направленное на сознательное нарушение установленных правил трудового распорядка. Неосторожность как форма вины имеет место в тех случаях, когда работник не предвидел последствий своего проступка, хотя должен был предвидеть, либо он предвидел такие последствия, но легкомысленно надеялся их предотвратить.
Дисциплинарная ответственность укрепляет уровень дисциплины в рядах работников и государственных служащих, что служит основополагающим элементом для развития и правильного функционирования отношений в сфере труда и государственной власти. Данный вид ответственности является своеобразным барьером для предотвращения и наказания за неисполнение и ненадлежащие исполнение работником или государственным служащим законов. Из всего выше сказанного следует понимать, что при правильном функционировании института дисциплинарной ответственности будет меньше условий для коррупционных проявлений, злоупотребления полномочиями, нарушения прав и свобод граждан.
(по М. Д. Хагба)
23/25
Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте отдельные листы.
Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Дисциплинарная ответственность работников является видом юридической ответственности, предусмотренной законодательством за неправомерное поведение. Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности служит дисциплинарный проступок. В Трудовом кодексе Российской Федерации содержится определение понятия
«дисциплинарный проступок», под которым понимается «неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей», влекущее за собой применение мер дисциплинарного воздействия.
В содержании дисциплинарного проступка должно быть наличие совокупности юридических признаков таких как:
субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Другими словами, формальноправовым основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности будет наличие в деянии нарушителя юридического состава признаков дисциплинарного проступка.
Субъект дисциплинарного проступка – это лицо (работник), которое нарушило трудовую дисциплину и непосредственно состоит в трудовом правоотношении с конкретным работодателем.
Объектом дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся в процессе совместной трудовой деятельности (внутренний трудовой распорядок), регулируемые нормами трудового права. Объективная сторона дисциплинарного проступка состоит из противоправного деяния, причинения вреда работодателю и наличия причинной связи между противоправным деянием и наступившим вредом.
Субъективная сторона дисциплинарного проступка обусловлена виновностью нарушителя. Выделяют две формы вины:
умысел и неосторожность. Умысел – волевое действие, направленное на сознательное нарушение установленных правил трудового распорядка. Неосторожность как форма вины имеет место в тех случаях, когда работник не предвидел последствий своего проступка, хотя должен был предвидеть, либо он предвидел такие последствия, но легкомысленно надеялся их предотвратить.
Дисциплинарная ответственность укрепляет уровень дисциплины в рядах работников и государственных служащих, что служит основополагающим элементом для развития и правильного функционирования отношений в сфере труда и государственной власти. Данный вид ответственности является своеобразным барьером для предотвращения и наказания за неисполнение и ненадлежащие исполнение работником или государственным служащим законов. Из всего выше сказанного следует понимать, что при правильном функционировании института дисциплинарной ответственности будет меньше условий для коррупционных проявлений, злоупотребления полномочиями, нарушения прав и свобод граждан.
(по М. Д. Хагба)
23/25
Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание
66. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте отдельные листы.
Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Институт юридической ответственности, будучи напрямую связанным с функцией государства по охране правопорядка,
является наиболее наглядным показателем воплощения прав и свобод человека в социальной действительности. Это обусловлено тем, что при осуществлении норм об ответственности происходит непосредственное вторжение государства в сферу юридически закреплённых прав, свобод и законных интересов личности. При реализации юридической ответственности отчётливо проявляются такие факторы, как ценностные ориентиры государства, уровень цивилизованности и культуры общества. По тем задачам и целям, которые государство ставит перед собой для обеспечения юридической ответственности, а также по специальным правовым средствам обеспечения справедливости и гуманизма можно судить о степени ценности личности для государства.
Институт юридической ответственности направлен на восстановление гармонии общественных отношений, социальной справедливости.
Задачи и цели реализации тех или иных средств, применяемых в отношении правонарушителя в качестве воздаяния за совершённое деяние, претерпевали изменения по ходу исторического развития общества и государства. Они прошли долгий и порой противоречивый путь становления, соответствующий всем перипетиям эволюции права: от игнорирования человека, его личности, достоинства, прав и свобод до признания последних высшей ценностью, соблюдение и защита которой есть важнейшая обязанность государства. При этом эволюция целей юридической ответственности (наказания)
происходила по восходящей через следующие ступени: кровная месть, собственно возмездие и финансовые выгоды власти;
возмездие за содеянное и устранение преступников; исправление правонарушителей и общее предупреждение правонарушений; исправление и перевоспитание правонарушителей, частная и общая превенция правонарушений.
Принципы юридической ответственности – это основополагающие идеи, выражающие сущность, природу и назначение институтов ответственности. В числе непосредственных принципов юридической ответственности, на наш взгляд, можно назвать законность, неотвратимость и индивидуализацию. Законность как принцип деятельности государственных учреждений и их должностных лиц (правоохранительных органов и органов правосудия) призвана, в конечном счёте,
обеспечить безопасность личности и оградить общество от общественно опасных проявлений. Этим обусловливается её
роль в процессе возникновения и осуществления института юридической ответственности.
(по А. А. Иванову)
67. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте отдельные листы.
Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Основным побудительным мотивом к мировому разделению труда для всех стран мира, независимо от их социальных и экономических различий, является их стремление к получению экономических выгод. В ходе международного обмена товарами и услугами странам обеспечиваются благоприятные условия, связанные с экономией внутренних затрат. Это осуществляется на основе отказа от национального производства некоторых товаров и услуг. Удовлетворение потребности в этих материальных благах происходит за счёт более дешёвого импорта.
Международное разделение труда – высшая степень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определённой продукции в отдельных странах, которые в силу объективных причин (исторических, географических, климатических, экономических) могут производить данные товары относительно более эффективно, чем другие страны. С понятием международного разделения труда связано ещё одно – международная кооперация труда – основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми с наибольшей экономической эффективностью.
Важнейшими предпосылками и необходимым условием МРТ являются существенные различия в обеспеченности стран экономическими ресурсами (факторами производства) и различные комбинации их использования, обусловленные, прежде всего, уровнем НТР в обществе.
Странам целесообразно не только использовать изобилие одних и скудость других факторов для налаживания экспорта и импорта тех или иных товаров и услуг, но и экспортировать имеющиеся в изобилии и импортировать недостающие факторы производства. Бедные капиталом страны активно привлекают его из-за рубежа. Избыточная для одних стран рабочая сила стремится найти себе применение в других странах. Государства с развитой наукой вывозят технологию туда,
где такой собственной технологии нет.
(по материалам интернет-энциклопедии)
24/25
Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание