ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО, МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Доклад
На тему: Основы противодействия коррупции
Студент группы ГМУОZS 121
Сидоренко Е.А.
2023год.
Содержание
Раздел 1 Основы противодействия коррупции …………..…………………………….3
Раздел 2 Основы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем (ПОД)……………………………………………..………………………………..8
Раздел 3…………………………………………………….……………………………..11
Раздел 1 «Основы противодействия коррупции»
Тема: Общественные инициативы по противодействию коррупции в России.
Благополучие любой страны мира зависит от устойчивости темпов экономического развития. Поэтому стремление к стабильности связано с постоянным мониторингом рисков, которые наносят ущерб и препятствуют достижению поставленной цели. В этом отношении, одним из основных негативных факторов является мошенничество и коррупция. Коррупция влияет на работу государственного аппарата, государственных структур, способствует замедлению роста национальной экономики, порождает сомнение в эффективности работы государственных институтов, снижая авторитет власти в глазах граждан. Отсутствие долгосрочной стратегии, четкого плана ее реализации и общая апатия граждан — все это влияет на неэффективность принимаемых мер.
В законодательных актах Российской Федерации о противодействии коррупции одним из важных направлений работы институтов гражданского общества названо формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению, только при этом условии возможно появление новой формы организации общества как саморазвивающейся системы с гибкой структурой для адекватной реакции на возможное проблемные ситуации, а государство в этой системе должно играть роль правового арбитра.
Сеть общественных организаций в России достаточно обширна. К ним относятся Центр антикоррупционных исследований и инициатив, общественные объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты, саморегулируемые организации, профессиональные общественные организации, ассоциация сертифицированных специалистов по расследованию хищений и другие. Среди прочих задач, решаемых этими организациями, одной из основных является предотвращение хищений и противодействии коррупции.
Ассоциация сертифицированных специалистов по расследованию хищений представляет собой крупнейшую международную организацию, объединяющую более 65.000 профессионалов в области безопасности бизнеса, работающих в частных компаниях. Организация основана в 1988 году и к настоящему времени имеет 143 отделения в 40 странах мира. Российское отделение работает с 2007 г. и оказывает профессиональную поддержку специалистам по безопасности бизнеса в нашей стране. Отделение активно проводит тренинги, круглые столы, семинары и конференции по борьбе с мошенничеством и коррупцией, по вопросам обеспечения безопасности бизнеса. Клиентами, в основном, являются крупные российские компании, заинтересованные в снижении уровня хищений, оптимизации затрат на защиту бизнеса, соответствии лучшим международным практикам в данной области.
Основное внимание в своей деятельности российское отделение обращает на:
-
Развитие профессиональной деятельности по обеспечению безопасности бизнеса в России; -
Разработку методик предотвращения, выявления и расследования хищений; -
Оказание консультационной и экспертной поддержки компаниям, стремящимся к снижению потерь от хищений и мошенничества; -
Организацию специализированного обучения сотрудников различных контрольных подразделений компаний; -
Проведение конференций и семинаров по вопросам противодействия хищениям и защите бизнеса; -
Осуществление регулярных тематических встреч членов ассоциации.
Ассоциация является объединением профессионалов, работающих и отвечающих за безопасность бизнеса – от внутреннего контроля, риск-менеджмента и комплаенса до подразделений экономической и информационной безопасности.
Число организаций, целенаправленно занимающихся борьбой с коррупцией, достаточно велико. Среди этих организаций есть и некоммерческие организации, в том числе – правозащитные фонды, исследовательские центры, интернет-проекты.
Общественная палата РФ проводит мониторинг восприятия коррупции, а также оказывает общественную поддержку заявителям о коррупции. В результате рассмотрения поступивших на «Горячую линию» «Стоп, коррупция!» обращений сделан вывод, что граждане не столько сообщают о фактах коррупции, сколько о тех ситуациях, которые её порождают. 80 процентов обращений в Общественную палату связаны с «общеизвестными» коррупционными явлениями, действующими на протяжении ряда лет и активно освещаемыми СМИ; существованием «неприкасаемых» лиц и непотизма; «планов по раскрываемости преступлений и правонарушений» и фабрикации дел, - в том числе, для выполнения указанных планов; родственными и иными тесными отношениями представителей власти и бизнеса. По значимым темам на регулярной основе проводятся круглые столы, заседания для обсуждения проблем борьбы с коррупцией и определения первоочередных мер по ее предотвращению в отдельных сферах.
Общественные палаты субъектов федерации демонстрируют активное участие в противодействии коррупции, повышении правовой грамотности населения. Так, например, общественная палата Тверской области проводила антикоррупционную акцию «Гражданский контроль», направленную на выявление фактов и признаков коррупционных проявлений, случаев злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц. В Ивановской области Общественная палата организовала общение членов палаты с населением на регулярной основе: члены палаты регулярно выезжают на места и оказывают правовую поддержу, в том числе, по вопросам коррупции.
Общественные палаты регионов принимают активное участие в антикоррупционной деятельности региональной властей, общественной экспертизе проектов НПА. Такая практика встречается общественных палатах Ярославской, Пензенской, Свердловской, Курганской, Ивановской, Липецкой областей, Пермского края, Республики Марий-Эл.
Общественные палаты республики Дагестан, Амурской, Тверской и Ивановской областей направляют свои усилия на повышение правовой грамотности населения, учащихся средних и высших образовательных учреждениях. Организуются специальные курсы, проводятся популярные семинары, круглые столы, организуются публикации в средствах массовой информации.
Общественные палаты стали важной площадкой общественной жизни и борьбы гражданского общества с коррупцией в таких регионах как Алтайский и Красноярский край, Вологодская и Тамбовская области. Активную работу по противодействию коррупции (в том числе в сфере образования) и освещению предпринимаемых антикоррупционных мер ведет Общественная палата республики Татарстан.
Национальный Антикоррупционный Комитет, Фонд «ИНДЕМ», Ассоциация юристов России, ТПП РФ, ОПОРА России, Деловая Россия, «Трансперенси Интернешнл – Россия», ОПС «Человек и Закон» и другие ведут регулярную работу по мониторингу в сфере коррупции. Правозащитные организации занимаются устранением нарушений прав граждан, в основе которых часто лежат коррупционные проявления.
Значительная работа по общественной, в том числе антикоррупционной, экспертизе нормативных правовых актов проводится крупнейшим объединением предпринимателей в стране – Торгово-промышленной палатой России. Для примера, только в Саратовской области была проведена антикоррупционная экспертиза более тысячи нормативных актов. В рамках ТПП действует специальный департамент экономической безопасности и противодействия коррупции, специализирующийся на антикоррупционной экспертизе, обеспечении безопасности предпринимательства и взаимодействии с органами власти в вопросах противодействия коррупции.
Большая работа проводится Бюро по защите прав предпринимателей Общероссийской организации малого и среднего бизнеса – ОПОРА. Из более чем 15 тысяч обращений предпринимателей, поступивших с 2003 года (год основания Бюро) около 70% всех обращений в той или иной степени «отягощены» коррупционным элементом. Заявители сообщают о рейдерских захватах и фактах неисполнения полномочий должностными лицами. Результатом обращения является не только юридическая помощь и правовая поддержка: эксперты организации проводят масштабную работу по обобщению практик коррупции, инициируют обсуждение возможных путей преодоления в рамках общественных советов при органах власти, на площадках Прокуратуры, Пленума ВАС РФ, Правительственной комиссии по развитию малого и среднего бизнеса.
Российский союз промышленников и предпринимателей принимает активное участие в противодействии коррупции: организован мониторинг законодательства, административных регламентов. Объединение работодателей активно участвует в антикоррупционной экспертизе, общественном обсуждении законопроектов. Представители крупнейших бизнес-объединений участвуют в деятельности общественных советов при органах власти, Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
Важны общественные инициативы по измерению коррупции: мониторинги, проводимые ОПОРОЙ РОССИИ («Индекс ОПОРЫ»), Российским союзом промышленников и предпринимателей (ежегодный доклад РСПП о состоянии делового климата). Респондентами выступают действующие предприниматели, которые регулярно встречаются с административными и бюрократическими барьерами.
Интернет-ресурсы «Росгосзатраты», «OpenGovData», «Гослюди», «РосПил», «», «» объединяют людей для совместного воздействия на власти по наиболее важным общественным и социальным проблемам. Роль таких массовых проектов нельзя недооценивать. Именно посредством их деятельности происходит правовое воспитание, повышается нетерпимость к коррупции.
Одной из мер противодействия коррупции, призванной продемонстрировать приверженность организации высоким стандартам ведения бизнеса, может стать ее участие в коллективных антикоррупционных инициативах.
Такие коллективные инициативы ориентированы, в первую очередь, на повышение информированности организаций и их сотрудников об антикоррупционной политике государства, о существующих подходах к выстраиванию антикоррупционной политики организаций, а также на формирование культуры нулевой терпимости к коррупции как в обществе в целом, так и в отдельных секторах экономики или для отдельных хозяйствующих субъектов (например, для субъектов малого и среднего предпринимательства).
Раздел 2 «Основы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем (ПОД)»
Тема: 8. Место России в зарубежной системе ПОД/ФТ
Начиная с 2003 года, став членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) [1], Россия становится активным участником международной системы ПОД/ФТ. Созданная в Российской Федерации национальная антиотмывочная система позволила России выйти на новый уровень взаимодействия с государствами, знакомиться с особенностями их национальных антиотмывочных систем, совершенствовать свою систему ПОД/ФТ, а также выдвигать собственные инициативы для развития международной системы ПОД/ФТ. Страна участвует в управлении Группы посредством активной вовлеченности в деятельность рабочих групп (например, сопредседательство в рабочей группе ФАТФ по рискам, трендам и методам) и Секретариата, к которому прикомандированы и российские специалисты. Это также способствует активному присутствию России в деятельности региональных групп по типу ФАТФ.
С целью выявить роль Российской Федерации в обеспечении эффективного функционирования международной системы ПОД/ФТ и изучения новых инициатив по ее развитию автором были проанализированы основополагающие документы в сфере ПОД/ФТ, законы о деятельности в сфере ПОД/ФТ на территории Российской Федерации и отчеты о деятельности ведущих организаций в данной сфере (ФАТФ, Федеральной службы по финансовому мониторингу).
В рамках сотрудничества по линии региональных групп Россия активно оказывает техническую поддержку тем странам, которые только начинают формировать свои национальные антиотмывочные системы или стремятся их совершенствовать. Важной площадкой для России являются и региональные группы по типу ФАТФ, в особенности Евразийская региональная группа. Созданная в 2004 по инициативе Российской Федерации группа стала одним из приоритетных направлений в деятельности России в сфере ПОД/ФТ. Статусом наблюдателя обладают ФАТФ, МВФ, Всемирный банк, ШОС, ОДКБ и многие другие международные организации, интеграционные объединения и ряд стран. Имея необходимый опыт и накопленные знания, Россия стала проводником между ФАТФ и странами, заинтересованными в формировании своей государственной системы борьбы с отмыванием денег.
Многостороннее взаимодействие Российской Федерации с участниками международной системы ПОД/ФТ позволяет нашей стране не только развивать российскую национальную антиотмывочную систему, но и выдвигать собственные инициативы для развития и совершенствования международной системы ПОД/ФТ.