ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На современном этапе все большую ценность приобретает формирование единой системы противодействия ОД и ФТ. Стоит заметить, что национальные антиотмывочные системы на постсоветском пространстве формировались при активной поддержке и на основе опыта Российской Федерации. Именно этим обусловлен существенный рост заинтересованности государств - партнеров по СНГ/ЕАГ в оказании им технического содействия. С целью углубления двустороннего и многостороннего взаимодействия в сфере ПОД/ФТ на пространстве СНГ/ЕАГ Российская Федерация выступила с инициативой проекта оказания технического содействия заинтересованным государствам. Успешное применение данной инициативы на евразийском пространстве поможет подготовить данный проект к его реализации на международном уровне (например в рамках ФАТФ).
В рамках оказания технического содействия Россией стратегически важным направлением остается подготовка и обучение кадров. В соответствии с Руководством ФАТФ по финансовым расследованиям «программа обучения должна соответствовать оперативным нуждам и трем основным дисциплинам: финансовая разведка, сбор доказательств и розыск активов/замораживание средств. Обучение должно распространяться не только на правоохранительную систему, но и на сектора, которые обязаны направлять отчеты о подозрительных транзакциях, а также другие сектора, которые могут представлять риск». Образовательные мероприятия любого рода способствуют продвижению российского опыта и практик в сфере ПОД/ФТ и образования, расширению ее влияния, распространению идей и ценностей, развитию международных контактов и связей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Российская система противодействия отмыванию нелегальных доходов и финансированию терроризма зарекомендовала себя как система, отвечающая всем современным вызовам и угрозам. В ней особое внимание уделяется надзорной деятельности, пресечению предикатных преступлений, развитию единой научно-технической базы в сфере ПОД/ФТ. Россия стремится к усовершенствованию межведомственного взаимодействия, наращиванию обмена оперативной информацией, формированию единой базы причастных к деятельности международных террористических организаций и выявлению универсальных механизмов отмывочной деятельности.
Раздел 3 «Практические аспекты противодействия коррупции и отмыванию доходов»
Тема: 1. Роль гражданского общества в реализации антикоррупционных стратегий различных уровней.
Современные реалии таковы, что разработка и модернизация четкой антикоррупционной политики является одной из первостепенных задач государства. В «Большом юридическом словаре» антикоррупционная политика обозначена как научно обоснованная, последовательная и системная деятельность институтов государства и гражданского общества в тесном сотрудничестве с международными организациями, направленная на профилактику, сокращение негативного влияния коррупции и устранение причин и условий, способствующих коррупции.
В Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции сформулировано положение о значимости участия в антикоррупционной деятельности отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество. Подобное участие рассматривается как необходимая мера, которая подкрепит антикоррупционную политику государства. Позиция авторов аналогична: роль гражданского общества в борьбе с коррупцией имеет большое значение. Государство и общество - два взаимосвязанных элемента, у которых единая цель - улучшение жизни граждан страны.
В России значимость взаимодействия с институтами гражданского общества в борьбе с коррупцией наиболее полно раскрыл указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы». В Плане сформирован перечень рекомендаций и указаний, успешная реализация которых позволит институтам гражданского общества и государству более эффективно и качественно осуществлять взаимодействие в целях борьбы с коррупцией.
Национальным планом предусмотрена необходимость разработки методов, которые в силу своей эффективности должны стать стимулом участия граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций в деятельности по противодействию коррупции. Данное суждение апостериорно, именно поэтому законодатель указывает на необходимость привлечения субъектов общественного контроля к участию в деятельности по борьбе с коррупцией.
Организация и проведение различных информационных и обучающих программ антикоррупционного просвещения, семинаров и конференций позволят выработать актуальные рекомендации по вопросам противодействия коррупции, а при обоснованности таковых - реализовать их на практике с прямым участием в данной деятельности граждан России.
Реализация мероприятий для обучающихся по образовательным программам общего, среднего профессионального и высшего образования, а также преподавание в гуманитарных образовательных организациях высшего образования специальной дисциплины «Антикоррупционная деятельность» помогут, по мнению авторов, обратить внимание молодежи на проблему коррупции, постепенно формируя четкое антикоррупционное мировоззрение у подрастающего поколения.
Следует отметить, что альтерация современного общества, несомненно, нашла выражение в положениях Национального плана по противодействию коррупции на 2021 - 2024 годы. Рассмотрев его положения, можно прийти к выводу, что значительная часть норм связана с повышением уровня антикоррупционного сознания граждан и направлена на формирование общества с четким антикоррупционным мировоззрением. Взаимодействие правоохранительных органов с гражданами является важной составляющей противодействия коррупции. Однако подобное взаимодействие требует формирования у граждан определенного уровня правовых знаний. Эффективность взаимодействия, бесспорно, вытекает из повышения уровня антикоррупционного просвещения. Оно необходимо для формирования общественной позиции, которая отличается негативным отношением граждан к коррупционной практике.
Борьба с коррупционными проявлениями - серьезная и трудоемкая задача, стоящая перед государством. Поэтому для проведения результативной антикоррупционной политики необходимо системное и качественное взаимодействие государственных органов с институтами гражданского общества