Файл: Реферат по дисциплине История отечественного государства и права.rtf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Низовым звеном аппарата милиции являлся участок (с ноября 1918 г. - район) во главе с начальником, в ведении которого находились старшие милиционеры и милиционеры.
В течение 1918-1920 гг. происходило формирование основных звеньев рабоче-крестьянской милиции. В октябре 1918 года создается уголовный розыск. В феврале 1919 года учреждается железнодорожная, а в апреле того же года речная милиция: специальные органы милиции, призванные обеспечивать общественный порядок на транспортных коммуникациях.
Таким образом, в короткий срок сложились основные звенья единого аппарата милиции Российской Федерации. Можно считать, что процесс ее организационного становления к середине 1920 год в основном завершился. Это получило закрепление в первом Положении о рабоче-крестьянской милиции, принятом ВЦИК и СНК РСФСР 10 июня 1920 г.
Процесс сосредоточения в ведении НКВД функций охраны общественного порядка и безопасности, борьбы с преступностью, исправления и перевоспитания осужденных наиболее интенсивно протекал в 1919-1923 гг. Огромную роль в этом сыграл Ф. Э. Дзержинский, в марте 1919 года сменивший на посту наркома внутренних дел Г. И. Петровского, избранного председателем Всеукраинского ЦИК.
Несмотря на то, что Ф. Э. Дзержинский продолжал оставаться председателем ВЧК, возглавлял Наркомат путей сообщения, различные комитеты, комиссии, а также выполнял ответственнейшие разовые поручения ЦК партии, Президиума ВЦИК, СНК, СТО, это не мешало ему по линии НКВД проводить в жизнь одну из главных линий. Он занимал твердую позицию и постоянно ее отстаивал. Суть ее в том, что однородные охранительные функции не должны распыляться, рассредоточиваться по различным наркоматам и ведомствам. Уже в мае 1919 года Дзержинский высказал мысль о сужении полномочий НКВД в области советского строительства. На заседании коллегии наркомата он предложил четко распределить компетенцию Президиума ВЦИК и НКВД как его исполнительного аппарата, исходя из того, что вопросы, в которых "надо проявить конституционное творчество, - это дела Президиума ВЦИК", вопросы же, решаемые в пределах декретов, - "это есть дело НКВД".
Советская милиция в 20-30-е гг
Идея Ф. Э. Дзержинского нашла своих сторонников в высшем партийном и государственном руководстве советской России, по реализации которой предпринимаются следующие конкретные шаги:
созданные в РСФСР специальные места лишения свободы - лагеря принудительных работ (для политических противников новой власти и социально опасных лиц) в апреле-мае 1919 года включаются в систему НКВД. Позднее и все остальные места заключения передаются под управление комиссариата внутренних дел (функции наркомата юстиции сузились до осуществления исключительно прокурорского надзора за законностью содержания заключенных);
в 1920 г. в НКВД передаются органы пожарной охраны (Постановление СНК “О сосредоточении пожарного дела в народном комиссариате внутренних дел”); комиссариат советская милиция
в то же время для решения проблем, связанных с обменом и размещением военнопленных и беженцев, в составе наркомата появляется центральное управление по делам пленных и беженцев;
в сентябре 1923 года Постановление Совета Труда и Обороны в ведение НКВД передается конвойная стража, с непосредственным подчинением ее Главному политическому управлению;
полномочия НКВД пополнились регистрацией обществ и союзов, не преследующих целью получение прибыли, выдачей разрешений на фотосъемку внутренней жизни, регистрацией и учетом охотничьего оружия и некоторыми другими функциями;
в мае 1922 года в ведение НКВД передаются все коммунальные предприятия республики: наркомат сосредоточивает под своим управлением шоссейные и грунтовые дороги, транспорт местного значения, электростанции, переправы, лесопилки и т. д.;
наконец, Государственное политическое управление, созданное Постановлением ВЦИК от 6 февраля 1922 года на месте упраздненной ВЧК, также функционирует при НКВД, что законодательно закрепляет объединение органов государственной безопасности и органов внутренних дел в единую систему. Данное решение несколько сгладило противоречия между ВЧК и различными звеньями НКВД, возникшие в силу объективных и субъективных причин (недостаточность правового регулирования, схожесть выполняемых функций и т. д.). ВЧК стремилась к поглощению милиции и особенно аппарата уголовного розыска, а НКВД выступал за полное подчинение себе ЧК, тем более, что финансирование деятельности последней шло по “наркомвнудельской” смете. Ф. Дзержинский, являвшийся в одном лице главой обеих соперничавших силовых структур, не мог или не хотел устранять сложившуюся коллизию.
В соответствии с постановлением СНК РСФСР от 6 февраля 1924 г. для охраны предприятий и учреждений, обеспечения общественного порядка на обслуживаемых объектах стала создаваться ведомственная милиция (горно-приисковая, промысловая, фабрично-заводская, ярмарочная, портовая и т. п.).
Все названные изменения в системе и структуре органов внутренних дел нашли отражение в Положении о НКВД РСФСР, утвержденном ВЦИК и СНК РСФСР 27 марта 1927 г., в соответствии с которым в состав наркомата входили: общее управление, центральное административное управление, главное управление мест заключения
, главное управление коммунального хозяйства. Однако уже в следующем году организационная структура НКВД вновь была подвергнута серьезным изменениям. ЦАУ было ликвидировано и образовано три самостоятельных отдела: административного надзора, милиции, уголовного розыска.
В течение довольно продолжительного времени управление внутренними делами составляло исключительную компетенцию союзных республик. Однако в то же время постоянно развивались и совершенствовались контакты между органами внутренних дел советских республик, все четче обозначались тенденции объединения усилий в решении стоявших перед ними задач. Основной формой сотрудничества стали двусторонние договоры.
Следует отметить, что в 20-е годы не утихали споры о НКВД. Вызваны они были прежде всего тем, что круг возложенных на него обязанностей был чрезвычайно обширным. Наркоматы объединяли в своем ведении разнородные функции, нередко дублировавшие выполнявшиеся другими государственными органами.
Но проблема была такой острой, что на местах пошли по пути коренной ломки наркоматов внутренних дел. В 20-е годы НКВД были упразднены в ряде союзных и автономных республик. И хотя подобные решения отменялись как противоречащие конституционному законодательству, отмеченные факты ярко характеризуют обозначившуюся в те годы тенденцию реформировать наркомат внутренних дел в том виде, в каком он сложился к началу 20-х годов.
По окончании гражданской войны, с переходом к новой экономической политике система органов советской милиции претерпела существенные изменения. В 1921 г. были ликвидированы железнодорожная и водная милиция, упразднена следственно-розыскная милиция, прекратили существование промышленная, а затем и продовольственная милиция.
Большая работа была проделана по упорядочению штатной численности и укреплению кадров милиции. В августе 1921 г. издано постановление Совета Труда и Обороны о проверке численного состава милиции и разработке ее новых штатов. Ставилась задача: уменьшив количественно личный состав милиции, добиться его качественного улучшения и более рационального использования. В целях экономии государственных средств, необходимых для скорейшего восстановления народного хозяйства, содержание милиции в 1922 году было передано на местный бюджет, что в большинстве случаев повлекло ухудшение материального положения сотрудников милиции и дальнейшее сокращение штатов.
В Российской Федерации, например, к концу 1925 г. личный состав милиции сократился по сравнению с 1921 г. более чем в 6 раз.
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 24 мая 1922 г. было утверждено Положение о Народном комиссариате внутренних дел. В нем содержался самостоятельный раздел о рабоче-крестьянской милиции, в котором определялись: структура и основные направления деятельности; функциональные обязанности Главного управления рабоче-крестьянской милиции, а также губернских, городских и уездных управлений милиции.
Главное управление милиции состояло из 3 отделов: милиции, уголовного-розыска и материального отдела, ведавшего обеспечением милиции различного вида довольствием.
В последующем были утверждены: дисциплинарный устав милиции; инструкция участковому надзирателю; инструкция волостному милиционеру; инструкция постовому милиционеру; инструкция о порядке составления протоколов; инструкция о порядке наложения административных взысканий и др.
Процесс реорганизации милиции, наряду с сокращением штатов, передачей на местный бюджет и уменьшением расходов на содержание, сопровождался в центре и на местах совершенствованием ее структуры, форм и методов деятельности. В августе 1923 г. в НКВД РСФСР было создано Центральное административное управление, в состав которого вошли: Управление милиции, Центророзыск и ряд более мелких подразделений НКВД. Эта реорганизация преследовала целью улучшение взаимодействия милиции и уголовного розыска. Кроме того, она позволила более чем вдвое сократить штаты этих аппаратов и на 30 процентов уменьшить расходы на содержание.
В ряду широкого круга мероприятий, проведенных в целях улучшения качественного состава кадров, особое место принадлежит чистке рядов милиции, осуществленной в соответствии с декретом ВЦИК от 23 ноября 1922 года “О пересмотре и доукомплектовании личного состава милиции”. В соответствии с данным декретом в уездах, губерниях и областях были образованы специальные комиссии, в которые вошли представители НКВД, ВЦСПС, НКЮ, Наркомата труда, партийных и профсоюзных органов. Они тщательно проверили весь личный состав милиции, выявили и уволили нарушавших законность, дискредитировавших милицию, морально неустойчивых, недобросовестных, не отвечающих предъявляемым требованиям лиц. Одновременно велась работа по пополнению кадров милиции наиболее достойными сотрудниками и работа по пересмотру и доукомплектованию личного состава милиции со строго классовых позиций. Успех чистки, как говорилось в газете “Известия” 4 апреля 1923 г., обеспечивал “исключительно пролетарско-классовый подход”. Поэтому комиссиями предписывалось в первую очередь выявлять и изгонять из милиции бывших сотрудников полиции.
В подавляющем большинстве случаев комиссии после изучения личных дел и материалов оперативно-служебной деятельности сотрудников организовывали обсуждение каждого работника милиции в цехах фабрик и заводов, клубах, на сельских сходах. О подобных открытых заседаниях комиссий сообщалось в печати.
В результате чистки личный состав милиции был обновлен почти на четверть.
сентября 1925 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили Положение о службе рабоче-крестьянской милиции. Закрепляя основные права и обязанности работников милиции, Положение подчеркивало, что в осуществлении задач “по охране революционного порядка и народного достояния и борьбе с посягательствами на него работники милиции обязаны прилагать все усилия к возможно лучшему их выполнению, не останавливаясь перед возникающими для них тягостями и опасностью для здоровья и жизни”.
Выполняя свои функциональные обязанности, сотрудники милиции пресекали нелегальную деятельность частных торговцев, вели активную борьбу с хозяйственными и должностными преступлениями, выявляли взяточников и расхитителей, очищали управленческий аппарат, снабженческо-сбытовые и другие хозяйственные органы от проникших в них чуждых элементов, мошенников и аферистов. Тем самым милиция способствовала более успешному претворению в жизнь мероприятий партии и правительства по вытеснению капиталистических элементов из различных сфер хозяйственной жизни страны.
Милиция вносила свой вклад и в социалистическое переустройство деревни. Она активно участвовала в осуществляемой государственной властью политике коллективизации сельского хозяйства и ликвидации кулачества как класса. Решение этих задач возлагалось, главным образом, на сельские, уездные и районные органы милиции. Их работники охраняли склады, зернохранилища, сельскохозяйственную технику, иное государственное и общественное имущество, вели борьбу с теми, кто противодействовал хлебозаготовительным кампаниям, пресекали спекуляцию сельскохозяйственными продуктами
Нужно иметь в виду также и то, что в годы восстановления народного хозяйства в нашей стране в верхах партийного и государственного руководства возобладала и стала господствующей точка зрения о победе социализма в одной отдельно взятой стране. Это было обусловлено тем, что надежды на мировую революцию потерпели крах. Был взят курс на построение социализма в Советском Союзе. В результате новая экономическая политика стала сворачиваться, и был осуществлен поворот к форсированной индустриализации страны и насильственной коллективизации сельского хозяйства.