Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1383
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент умершего кормильца (другого родителя) по состоянию на день его смерти;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается, как ребенку, потерявшему обоих родителей.
8. Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца каждому ребенку, которому установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца за одного родителя, в случае смерти другого родителя, которому на день смерти была установлена страховая пенсия по старости или страховая пенсия по инвалидности, по его выбору определяется по формуле:
,
где СПспк - размер страховой пенсии по случаю потери кормильца;
- размер страховой пенсии по случаю потери кормильца за одного родителя, установленный по состоянию на день, с которого страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается, как ребенку, потерявшему обоих родителей;
ИПКу - индивидуальный пенсионный коэффициент умершего кормильца (другого родителя), с учетом которого исчислен размер страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, по состоянию на день его смерти;
КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца (другого родителя) по состоянию на день, с которого страховая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи назначается, как ребенку, потерявшему обоих родителей;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается, как ребенку, потерявшему обоих родителей.
Индивидуальный пенсионный коэффициент определяется ежегодно и учитывается на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Таким образом, исходной точкой установления и исчисления страховой пенсии является исчисление ИПК за каждый год трудовой деятельности застрахованного лица. Принципы и порядок его определения установлены Федеральным законом.
При определении величины ИПК в расчет принимаются все периоды, в течение которых формировались его пенсионные права независимо от законодательной базы, на основе которой они устанавливались. Таких периодов выделено два: период до 2015 года и период с 2015 года. Следовательно, у застрахованных лиц, которые до 2015 года частично заработали свои пенсионные права и продолжат их формирование с 2015 года до выхода на пенсию (уже по новой формуле), индивидуальный пенсионный коэффициент, используемый для исчисления страховой пенсии, будет представлять собой сумму ИПК за период до 2015 года и ИПК за период после 2015 года. Этот общий ИПК увеличивается на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента в случаях, предусмотренных законодательством.
Учитывая, что законодательные базы, на основе которых формировались пенсионные права застрахованных лиц в период до 2015 года и после 2015 года, разные, то и правила, по которым устанавливается величина ИПК в каждом из этих периодов, тоже разные.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По состоянию в 2021 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца составляет 33 930 рублей 80 копеек на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Глава 3. Своевременное состояние обеспечения страховой пенсии по случаю потери кормильца.
3.1 Проблемы возникающие в области назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца.
В Российской Федерации основным видом пенсионного обеспечения детей является пенсия по случаю потери кормильца. Пенсия по потере кормильца – это ежемесячная денежная выплата, которая предназначена для материального обеспечения нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца, связанных с ним отношением родства, свойства и фактического иждивения.
Из вышеизложенного определения можно выделить существенные признаки, которые характерны для данного вида социального обеспечения:
- Ежемесячная, то есть пенсия по потере кормильца – является систематической выплатой;
- Денежная выплата – данная пенсия не может существовать в натуральной форме;
- Данная форма обеспечения устанавливается и гарантируется государством, а также исходит от него;
- Назначается гражданам, которые не имеют собственного дохода, являются нетрудоспособными;
- Главной целью данной выплаты является компенсация нетрудоспособным членам семьи заработной платы, вознаграждений и иных выплат кормильца, утраченных в связи с его смертью.
Законодательство Российской Федерации выделяет четыре разновидности данной пенсии, которые устанавливаются для граждан. Дифференциация проводится по нормативно-правовым актам, которые устанавливают основания ее получения:
- Страховая пенсия по потере кормильца;
- Социальные пенсии по случаю потери кормильца;
- Пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих;
-«Ежемесячное возмещение» в связи с гибелью судьи.
Говоря в теоретическом ключе о данной социальной выплате, нельзя не сказать о гражданах, которые имеют право получать данную пенсию: супруг; кровные родственники – дети, родители, братья/сестры; некровные родственники (усыновители, усыновленные). Однако, теория зачастую расходится с практикой и появляются различные проблемы такие, как:
-
Недостаточность размера выплат. -
Несвоевременные выплаты. -
Трудности доказательства обучения совершеннолетнего ребенка в учебном заведении для продления страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Так же приведу пример для более точного понимания, на практике зачастую присутствуют фактические семейные отношения между другими родственниками, не указанными в Федеральных законах. Примером таких отношений могут являться отношения между племянниками, тетями и дядями. Представляется, что выполнение семейных обязанностей, независимо от того, кто их выполняет, должно признаваться в качестве естественного основания для возникновения правовых последствий в области пенсионного обеспечения в случае смерти фактического кормильца. Поэтому, необходимо провести подробный анализ норм, касающихся назначения пенсий по потере кормильца, а также производных пенсий и внести соответствующие пункты, которые будут устанавливать особый порядок. При этом некоторые ситуации будут разбираться подробно и появится возможность назначения пенсии лицам, которые на сегодняшний день не закреплены в нормативно-правовых актах. По общему правилу, право на пенсию по потере кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Однако, данное правило порождает достаточное количество проблем, связанных с иждивением. Рассмотрим случаи, когда у мужчины появляется ребенок от женщины, с которой у него нет никаких законных отношений. Мужчина отказывается признавать ребенка. Вскоре он погибает. Данная ситуация наглядно иллюстрирует основную и самую масштабную проблему, касающуюся пенсий по случаю потери кормильца. Проблема заключается в том, что факт отцовства после гибели мужчины практически невозможно доказать в исковом производстве суда. Столкнувшись с такой ситуацией, суд оставит заявление без рассмотрения. Следовательно, ребенок останется без материальной поддержки государства. В конце 2016 года по инициативе Совета Федерации в первом чтении в Государственной Думе РФ был принят проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Авторы данного законопроекта предлагали внести поправки, согласно которым расширяется круг лиц, имеющих основание на получение пенсии по случаю потери кормильца. Предлагалось, наряду с детьми, потерявшими одного или обоих родителей и детьми умершей одинокой матери, включить в данный круг детей, в свидетельстве о рождении которых в графах «отец» и «мать» сведения отсутствуют.. Обоснование данного законопроекта заключалось в том, что поскольку имеется право на пенсию по случаю потери кормильца-родителя, абсолютно неважно, каким образом он их потерял.
Анализируя данную позицию, можно прийти к выводу, что подтверждение факта смерти (предоставление свидетельства о смерти) не может являться основанием отказа назначения пенсии, поскольку, если в официальных документах нет информации о родителях (родителе), должно презюмироваться их отсутствие. Однако, данный проект в настоящее время не действует, так как не был принят. Его посчитали экономически невыгодным. Связанно это с расширенным толкованием, так как под вышеуказанные формулировки попадают не только дети, никогда не имевшие ни одного из родителей, но также и дети, юридически имеющие лишь одного родителя (дети матерей одиночек, так как согласно положениям законопроекта, такие дети «лишились» отца), а представителей данной категории в Российской Федерации достаточно много. Говоря о вышеупомянутой проблеме, не оправданно искусственно расширять понятие «потери кормильца», а создать иную социальную выплату, назначаемую данной специфической группе детей. Нельзя не вспомнить также проблему, связанную с судебным процессом. Согласно стптье 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав - исполнитель по судебному решению направляет в банк постановление о наложении ареста на денежные средства и драгоценные металлы должника, находящиеся в банке. В свою очередь банк незамедлительно исполняет данное постановление и на счета налагается арест. Проблема заключается в том, что даже если на данный счет приходит пенсия по потери кормильца, средства которого являются единственным источником дохода его все равно арестуют. Считается необходимым внести норму, которая бы законодательно запретила судебным-приставам исполнителям накладывать арест на счет, на который происходит начисление пенсии по случаю потери кормильца, поскольку ребенок не должен ограничиваться в данных денежных средствах.
Таким образом, на основе вышесказанного, можно уверено говорить
том, что законодательно пенсии по потери кормильца урегулированы достаточно ясно. Однако, несмотря на это, в практике встречаются моменты, когда при назначении и выплаты пенсии по потери кормильца возникают коллизии и проблемы, которые необходимо решать на законодательном уровне.
Пути их решения могут быть следующими:
-
Планомерное увеличение размера пенсионного обеспечения в соотношении с прожиточным минимумом, достатком семьи; -
Налаживание системы выплат в срок страховой пенсии по случаю потери кормильца; -
Упрощение процедуры продления выплат совершеннолетним детям, которые обучаются в учебных заведениях.