Файл: Патриотизм уставная и нравственная обязанность военнослужащего.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 507

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Патриотизм — уставная и нравственная обязанность военнослужащего

Патриотизм — неотъемлемый компонент боевой мощи, постоянной боевой готовности Российской армии и флота, фундамент морально-психологического облика и высоких боевых качеств личного состава. Он необходим для успешного выполнения военнослужащими обязанностей в мирное и в военное время, играет роль одного из решающих факторов победы в войне.

 

Теоретические основы, истоки,

традиции патриотизма

 

Патриотизм как уставная обязанность военнослужащих закреплена в п. 18 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Она гласит: «Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов». Однако патриотизм как одна из основных составляющих Русской идеи одновременно — часть отечественной гуманитарной науки и культуры, имеющих богатую историю и глубокие традиции. Он всегда рассматривался как олицетворение мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства.

Н.А. Некрасов писал: «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденье, за любовь...» Поэт очень точно подметил, что патриотизм и готовность к защите своей Родины неразделимы. Сила патриотизма определяет человеческое достоинство каждого, в том числе человека в военной форме.

Сущность патриотизма по-разному трактовалась различными мыслителями, прежде всего в плане его духовно-нравственного выражения и реально-действенного проявления.

Определение патриотизма довольно часто встречается в словарях, статьях и научных работах, но каждый источник интерпретирует его по-разному. Разнообразность, многовариантность и неоднозначность трактовки термина «патриотизм» во многом объясняется сложной природой этого явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, многообразием форм его проявления и т. д.

Кроме того, проблема патриотизма рассматривается различными исследователями в разных исторических, социально-политических и экономических условиях, в зависимости от сформировавшихся у них взглядов и личной гражданской позиции, в т. ч. по отношению к своему Отечеству.


Патриотизм — тот фактор, который определяет социально-нравственную сущность человечества. Он зарождается у человека сначала как чувство, а потом формируется как идея.

В разные времена под патриотизмом в целом понималось служение народу и своему государству. Как чувство преданности определенной державе и ее институтам он существовал в Древней Греции, Риме и Средневековье. Во времена Киевской Руси смерть за родную землю считали почетной славой, обязанностью перед Родиной, а при Петре I Отчизна начала отождествляться с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общностью людей. Но, несмотря на давность происхождения, это понятие до сих пор не имеет четкого сущностного универсального определения.

В литературе «патриотизм» (греч. patriotes —­­ соотечественник, от patris — «родина», «отечество») определяется как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине, своему Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».

Например, Владимир Даль толкует «патриотизм» как «любовь к отчизне». Военный энциклопедический словарь рассматривает патриотизм как «преданность своему отечеству, любовь к родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов». Все эти определения объединяет одно чувство — любовь.

Более свежее, современное определение понятия «патриотизм» приведено в работах профессора В.И. Лутовинова. Оно сформулировано так: «Пат­риотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Оте­честву, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине».

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.



Патриотизм как явление социальной действительности не существует вне субъекта и вне объекта. Субъектом патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объект патриотизм — Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды общества, образующих, в силу неповторимости и своеобразия географических, исторических, духовных, культурных, социально-экономических, политических и иных сфер, условия для единения граждан, социальных групп и т. д., составляющих структуру этого общества. Будучи субъектом патриотического сознания и патриотического действия, человек имеет полное право пользоваться благами созданной им социальной ценности — патриотизма.

Где же начало русского патриотизма, его истоки? Патриотизм первоначально возник как естественное сильное чувство здорового человека, племени к воспроизводству своего рода на защищаемом жизненном пространстве. Мы всегда болеем за близких, за людей своего круга, за свой мир, территорию. Вытеснение же, ущемление естественной жизни этноса вызывало своеобразную защитную реакцию — патриотизм.

Суровые природно-климатические условия нашей страны, ее воинственное окружение исторически вынуждали ее народы постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость. Отсюда особое отношение к воинской службе. Недаром в народном эпосе, в сказках, песнях, былинах воспевались героизм, мужество и отвага защитников Отечества. Еще древнегреческий историк Маврикий Стратег писал: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе».

Своими истоками формирование патриотической идеи в нашей стране уходит в далекую древность и совпадет с возникновением Русского государства. На Руси упоминание о патриотизме как явлении общественной жизни встречается еще в военно-исторических документах и летописях IX–XII веков. Это был период зарождения российской государственности. Поэтому патриотизм носил как бы личностный характер и проявлялся в преданности своему князю и дружине. Хотя дружинники могли переходить от одного князя к другому, верность высоко ценилась в русском воинстве. Для дружинников считалось позором оставлять поле сражения, и наоборот, князь считал постыдным бросить свое войско.

С принятием православия (988–989 гг.) патриотизм выражался в верности святой православной Руси.


Одной из ведущих в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты своей земли, а не захвата чужих. «Да не посрамим земли русской!» — эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей боевой истории Российской армии. С середины XIII века с утратой государственного суверенитета, ослаблением политической роли русской земли общерусская патриотическая идея уступила место локальным призывам. Со второй половины XIV века клич «За землю русскую!» возродился в сочетании с другим — «За веру православную!». Православие объединяло русских в борьбе за государственную независимость, олицетворяя и одухотворяя эту борьбу.

Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, важным слагаемым российского менталитета.

Петровская эпоха — эпоха державного (государственного) патриотизма. В этот период служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью, непременным условием получения чинов, наград, званий. Кроме того, в годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей, а главным девизом россиян становятся слова «Бог, Царь и Оте­чество». С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского. Вспомним в связи с этим обращение Петра I к российскому войску перед Полтавской битвой 1709 года. В нем чрезвычайно просто и емко сформулирована эта патриотическая идея: «Воины, — говорилось в обращении, — вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за родное Оте­чество… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

Объединение граждан страны на патриотической основе в период Петровской эпохи резко повысило могущество Российского государства, укрепило патриотическую идею и прочно соединило ее с государственностью.


«Государственный патриотизм» был закреплен законодательно в Уставе ратных и пушечных дел. Служба Отечеству, усердие в делах государственных объявлены главной добродетелью и законодательно закреплены в Табели о рангах, Учреждении к бою, Артикуле воинском и в Уставе морском как непременное условие получения чинов, наград и званий.

С середины XVIII в. начали создаваться педагогические основы патриотического воспитания воинов. Так, Инструкция пехотного полка полковнику требовала от командиров проводить патриотическое воспитание воинов посредством регулярного разъяснения и чтения им уставов, артикулов и приказов; личным примером офицеров; пропагандой славы и могущества народов России, ее великодержавных символов.

С XVII столетия начинается формирование патриотической идеи как фактора сплочения государственно-национального пространства России в духовном ареале православия, которое всегда играло важную роль в формировании у народа патриотических чувств и сознания, верности долгу и чести, готовности сражаться за свой народ, за Отечество.

История нашего государства — это история многочисленных войн в его защиту. Поэтому неудивительно, что стержнем государственного патриотизма становится военно-патриотическое воспитание, получившее заметное развитие в трудах и деяниях П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова, М.Д. Скобелева и других незаурядных личностей.

В начале XVIII столетия произошло обновление государственной идеи, на смену религиозной ментальности пришли новые светские принципы, главный из которых — «служение Отечеству и своим ближним». «Быть русским» означало быть слугой Отечества.

В конце XIX — начале XX в. в стране начинает утверждаться гражданский либерально-государственный патриотизм. Ему присущи следующие черты:

свободолюбие и отрицание всех форм социального угнетения;

гражданственность;

духовно-нравственная возвышенность, интеллектуализм и военно-практическая направленность;

неразрывная связь патриотизма с православием, существующей государственностью и народностью;

историческая преемственность;

любовь к Родине и нетерпимость к социальному эгоизму и национальной исключительности.