Файл: Учебнометодический комплекс эндокринная система человека.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство здравоохранения Самарской области
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной»
Филиал «Новокуйбышевский медицинский колледж»
Межрегиональный конкурс УМК
по дисциплине «Анатомия и физиология человека»
Номинация: УМК раздела
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
«ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА»
по специальности 34.02.01 Сестринское дело
количество часов: 8
составили:
Гребенщикова А.В.- преподаватель высшей квалификационной категории
Ярош С.Н.- преподаватель первой квалификационной категории
Ярош Л.А. – преподаватель высшей квалификационной категории
2016 г.
Выписка из ФГОС СПО
по специальности 34.02.01. Сестринское дело
рабочая программа дисциплины «Анатомия и физиология человека»
Дисциплина «Анатомия и физиология человека» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
ЦЕЛИ ДИСЦИПЛИНЫ:
-
Формирование общих и профессиональных компетенций. -
Формирование знаний по важнейшим разделам анатомии и физиологии человека. -
Формирование понимания физиологических процессов, идущих в организме человека. -
Формирование интереса к изучению организма человека, к пониманию проблем, возникающих при патологии того или иного органа. -
Формирование умений использовать теоретические знания при решении ситуационных, проблемных задач, при проведении сестринских манипуляций с пациентами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
Проведение профилактических мероприятий.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
На изучение раздела «Эндокринная система человека» в рабочей программе учебной дисциплины ОП.02 «Анатомия и физиология человека» выделено 8 часов (4 часа из вариативной части учебного плана), которые распределены следующим образом: 6 часов на теоретические занятия (3 лекции) и 2 часа на практическое занятие.
Содержание учебного материала.
Железы внешней, внутренней, смешанной секреции, представители. Секреты, их виды. Механизм действия гормонов. Что такое органы-мишени. Механизм регуляции синтеза гормонов. Принцип обратной связи.
Гипоталамо-гипофизарная система.
Гипофиз – расположение, доли, нейрогипофиз, аденогипофиз. Гормоны нейрогипофиза – происхождение, физиологическое действие вазопрессина и окситоцина. Гормоны передней доли гипофиза: соматропный (СТГ), пролактин, тиреотропный гормон (ТТГ), адренокортикотропный гормон (АКТГ), гонадотропные гормоны (ГГ), фолликулостимулирующий, лютеинизирующий, лютеотропный – физиологические эффекты.
Эпифиз – расположение, внешнее строение, внутреннее строение, гормоны (мелатонин, антигонадотропин, серотонин), их физиологические эффекты. Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов желёз внутренней секреции.
Щитовидная железа – расположение, внешнее строение, внутреннее строение, гормоны фолликулярных клеток (тироксин и трийодтиронин), их физиологические эффекты, гормон пара фолликулярных клеток (тиреокальцитонин) - их физиологические эффекты. Роль йода в синтезе гормонов щитовидной железы.
Паращитовидные железы: количество, расположение, физиологические эффекты паратгормона.
Надпочечники – расположение, строение. Гормоны коркового вещества, физиологические эффекты. Гормоны мозгового слоя, их физиологические эффекты.
Гормоны половых желез: тестостерон яичек, эстрогены и прогестерон яичников, физиологические эффекты.
Гормоны поджелудочной железы (инсулин и глюкагон), структуры, их вырабатывающие, роль цинка в синтезе инсулина и глюкагона.
Гормон вилочковой железы (тимозин), физиологические эффекты.
Тканевые гормоны почек, сердца, слизистой оболочки желудка, кишечника.
Учебные цели раздела:
студент должен иметь представление:
-
о видах секретов; -
о механизме действия гормонов; -
о видах гормонов; -
об органах-мишенях; -
о механизме работы гипоталямо-гипофизарно-адреналовой системы; -
о механизме регуляции деятельности желез внутренней секреции.
знать:
-
какие железы называют железами внешней, внутренней и смешанной секреции; -
свойства гормонов; -
структуры гипоталямо-гипофизарно-адреналовой системы; -
физиологические эффекты гормонов гипофиззависимых желез; -
гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции; -
тканевые гормоны.
уметь:
-
показать на таблицах и муляжах железы внутренней секреции; -
использовать медицинскую терминологию при представлении учебного материала; -
определить условную проекцию на поверхность тела человека желез внутренней секреции.
Воспитательные цели:
-
формировать потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностную ориентацию, мировоззрение; -
способствовать формированию нравственных и эстетических представлений, способности следовать нормам поведения, исполнять законы; -
вовлечь в активную практическую деятельность; -
способствовать воспитанию здорового образа жизни, экологического сознания; -
создавать объективную основу для воспитания и любви к профессии; -
совершенствовать навыки общения с пациентами.
Развивающие цели:
-
осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития; -
научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; -
готовить сообщения, доклады и с результатами работы выступать перед аудиторией; -
работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством; -
развивать и формировать критическое мышление, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы; -
способствовать развитию речи, мышления, сенсорной, эмоционально–волевой сфер личности и потребностей мотивационной области; -
выделять существенные признаки, умение выделять цели и способы деятельности, выдвигать гипотезу, проверять ее результаты.
Межпредметные связи
Истоки Биология Химия Физика Генетика человека с основами медицинской генетики Основы латинского языка с медицинской терминологией |
| Выход Фармакология Основы микробиологии и иммунологии Гигиена и экология человека Основы патологии Профессиональные модули ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. |
.
Раздел «Эндокринная система человека»
Граф логическая структура раздела
Учебные элементы
№ | Название учебного элемента | Уровни усвоения | Уровень новизны | |
Исходный | Конечный | |||
1 | Эндокринная система человека | 1 | 3 | 2 |
2 | Анатомия и физиология желез внутренней секреции | 1 | 2 | 2 |
3 | Центральное звено | 1 | 2 | 2 |
4 | Гипоталамус | 1 | 3 | 2 |
5 | Гипофиз | 1 | 3 | 2 |
6 | Эпифиз | 1 | 3 | 2 |
7 | Периферическое звено | 1 | 2 | 2 |
8 | Гипофиззависимые железы | 1 | 2 | 2 |
9 | Щитовидная железа | 1 | 3 | 3 |
10 | Кора надпочечников | 1 | 3 | 2 |
11 | Эндокринная часть половых желез | 1 | 3 | 2 |
12 | Гипофизнезависимые железы | 1 | 3 | 2 |
13 | Паращитовидные железы | 1 | 3 | 2 |
14 | Мозговая часть надпочечников | 1 | 3 | 2 |
15 | Гормонопродуцирующие клетки не эндокринных органов | 1 | 2 | 3 |
16 | Эндокринный отдел поджелудочной железы. | 1 | 3 | 2 |
17 | Виды и механизм действия гормонов | 1 | 2 | 3 |
18 | Органы-мишени | 1 | 2 | 3 |
19 | Механизм регуляции деятельности желез внутренней секреции | 1 | 2 | 3 |
20 | Гипо-, гиперфункция желез внутренней секреции | 1 | 2 | 3 |