Файл: Учебнометодический комплекс эндокринная система человека.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство здравоохранения Самарской области

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной»

Филиал «Новокуйбышевский медицинский колледж»

Межрегиональный конкурс УМК

по дисциплине «Анатомия и физиология человека»
Номинация: УМК раздела


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА»


по специальности 34.02.01 Сестринское дело

количество часов: 8

составили:

Гребенщикова А.В.- преподаватель высшей квалификационной категории

Ярош С.Н.- преподаватель первой квалификационной категории

Ярош Л.А. – преподаватель высшей квалификационной категории


2016 г.

Выписка из ФГОС СПО

по специальности 34.02.01. Сестринское дело

рабочая программа дисциплины «Анатомия и физиология человека»

Дисциплина «Анатомия и физиология человека» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

ЦЕЛИ ДИСЦИПЛИНЫ:

  • Формирование общих и профессиональных компетенций.

  • Формирование знаний по важнейшим разделам анатомии и физиологии человека.

  • Формирование понимания физиологических процессов, идущих в организме человека.

  • Формирование интереса к изучению организма человека, к пониманию проблем, возникающих при патологии того или иного органа.

  • Формирование умений использовать теоретические знания при решении ситуационных, проблемных задач, при проведении сестринских манипуляций с пациентами.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  • строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):

Проведение профилактических мероприятий.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.



ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

На изучение раздела «Эндокринная система человека» в рабочей программе учебной дисциплины ОП.02 «Анатомия и физиология человека» выделено 8 часов (4 часа из вариативной части учебного плана), которые распределены следующим образом: 6 часов на теоретические занятия (3 лекции) и 2 часа на практическое занятие.

Содержание учебного материала.

Железы внешней, внутренней, смешанной секреции, представители. Секреты, их виды. Механизм действия гормонов. Что такое органы-мишени. Механизм регуляции синтеза гормонов. Принцип обратной связи.

Гипоталамо-гипофизарная система.

Гипофиз – расположение, доли, нейрогипофиз, аденогипофиз. Гормоны нейрогипофиза – происхождение, физиологическое действие вазопрессина и окситоцина. Гормоны передней доли гипофиза: соматропный (СТГ), пролактин, тиреотропный гормон (ТТГ), адренокортикотропный гормон (АКТГ), гонадотропные гормоны (ГГ), фолликулостимулирующий, лютеинизирующий, лютеотропный – физиологические эффекты.

Эпифиз – расположение, внешнее строение, внутреннее строение, гормоны (мелатонин, антигонадотропин, серотонин), их физиологические эффекты. Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов желёз внутренней секреции.

Щитовидная железа – расположение, внешнее строение, внутреннее строение, гормоны фолликулярных клеток (тироксин и трийодтиронин), их физиологические эффекты, гормон пара фолликулярных клеток (тиреокальцитонин) - их физиологические эффекты. Роль йода в синтезе гормонов щитовидной железы.


Паращитовидные железы: количество, расположение, физиологические эффекты паратгормона.

Надпочечники – расположение, строение. Гормоны коркового вещества, физиологические эффекты. Гормоны мозгового слоя, их физиологические эффекты.

Гормоны половых желез: тестостерон яичек, эстрогены и прогестерон яичников, физиологические эффекты.

Гормоны поджелудочной железы (инсулин и глюкагон), структуры, их вырабатывающие, роль цинка в синтезе инсулина и глюкагона.

Гормон вилочковой железы (тимозин), физиологические эффекты.

Тканевые гормоны почек, сердца, слизистой оболочки желудка, кишечника.

Учебные цели раздела:

студент должен иметь представление:

  • о видах секретов;

  • о механизме действия гормонов;

  • о видах гормонов;

  • об органах-мишенях;

  • о механизме работы гипоталямо-гипофизарно-адреналовой системы;

  • о механизме регуляции деятельности желез внутренней секреции.

знать:

  • какие железы называют железами внешней, внутренней и смешанной секреции;

  • свойства гормонов;

  • структуры гипоталямо-гипофизарно-адреналовой системы;

  • физиологические эффекты гормонов гипофиззависимых желез;

  • гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции;

  • тканевые гормоны.

уметь:

  • показать на таблицах и муляжах железы внутренней секреции;

  • использовать медицинскую терминологию при представлении учебного материала;

  • определить условную проекцию на поверхность тела человека желез внутренней секреции.

Воспитательные цели:

  • формировать потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностную ориентацию, мировоззрение;

  • способствовать формированию нравственных и эстетических представлений, способности следовать нормам поведения, исполнять законы;

  • вовлечь в активную практическую деятельность;

  • способствовать воспитанию здорового образа жизни, экологического сознания;

  • создавать объективную основу для воспитания и любви к профессии;

  • совершенствовать навыки общения с пациентами.

Развивающие цели:

  • осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;

  • научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;

  • готовить сообщения, доклады и с результатами работы выступать перед аудиторией;

  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством;

  • развивать и формировать критическое мышление, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;

  • способствовать развитию речи, мышления, сенсорной, эмоционально–волевой сфер личности и потребностей мотивационной области;

  • выделять существенные признаки, умение выделять цели и способы деятельности, выдвигать гипотезу, проверять ее результаты.


Межпредметные связи




Истоки
Биология
Химия
Физика
Генетика человека

с основами медицинской генетики

Основы латинского языка с медицинской терминологией






Эндокринная система человека





Выход
Фармакология
Основы микробиологии и иммунологии
Гигиена и экология человека
Основы патологии
Профессиональные модули

ПМ 01. Проведение профилактических

мероприятий

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.


.


Раздел «Эндокринная система человека»

Граф логическая структура раздела



Учебные элементы






Название учебного элемента

Уровни усвоения

Уровень новизны

Исходный

Конечный

1

Эндокринная система человека

1

3

2

2

Анатомия и физиология желез внутренней секреции

1

2

2

3

Центральное звено

1

2

2

4

Гипоталамус

1

3

2

5

Гипофиз

1

3

2

6

Эпифиз

1

3

2

7

Периферическое звено

1

2

2

8

Гипофиззависимые железы

1

2

2

9

Щитовидная железа

1

3

3

10

Кора надпочечников

1

3

2

11

Эндокринная часть половых желез

1

3

2

12

Гипофизнезависимые железы

1

3

2

13

Паращитовидные железы

1

3

2

14

Мозговая часть надпочечников

1

3

2

15

Гормонопродуцирующие клетки не эндокринных органов

1

2

3

16

Эндокринный отдел поджелудочной железы.

1

3

2

17

Виды и механизм действия гормонов

1

2

3

18

Органы-мишени

1

2

3

19

Механизм регуляции деятельности желез внутренней секреции

1

2

3

20

Гипо-, гиперфункция желез внутренней секреции

1

2

3