Файл: Учебнометодический комплекс эндокринная система человека.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Распределение учебных элементов по видам учебных занятий:

Лекции- 2, 3, 7, 8, 15, 17 - 20

Практическое занятие- 1, 4, 5, 6, 9 – 14, 16.




«Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии

организма и здоровья».

Николай Гаврилович Чернышевский



Методическая разработка лекционных занятий

Раздел «Эндокринная система человека»

Учебные цели:

студент должен иметь представление:

  • о видах секретов;

  • о механизме действия гормонов;

  • о видах гормонов;

  • об органах-мишенях;

  • о механизме работы гипоталямо-гипофизарно-адреналовой системы;

  • о механизме регуляции деятельности желез внутренней секреции.

знать:

  • какие железы называют железами внешней, внутренней и смешанной секреции;

  • свойства гормонов;

  • структуры гипоталямо-гипофизарно-адреналовой системы;

  • физиологические эффекты гормонов гипофиззависимых желез;

  • гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции;

  • тканевые гормоны.


уметь:

  • показать на таблицах и муляжах железы внутренней секреции;

  • использовать медицинскую терминологию при представлении учебного материала;

  • определить условную проекцию на поверхность тела человека желез внутренней секреции.

Время лекций: 270 мин. (3 лекции по 90 минут).

Оснащение:

  1. Методические пособия, презентации, учебные видеосюжеты.

  2. Пакеты с индивидуальными заданиями: ситуационные задачи, тесты.

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Интерактивная доска.

  5. Локальная сеть Интернет.

  6. Компьютер.

  7. Таблицы.

  8. Муляжи

  9. Фантомы.

План



Название этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время

1.

Организационный момент.

Преподаватель отмечает присутствующих, знакомит студентов с актуальностью темы.

Мобилизовать внимание студентов.

15 мин.


2.

Проверка исходного уровня знаний.

Фронтальный опрос.

Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.


18

мин.

3
3.1

Изучение нового материала:

Эндокринная система, значение, строение, функции. Механизм регуляции деятельности желез внутренней секреции.

Преподаватель знакомит студентов со строением, функциями и значением эндокринной системы, механизмом регуляции деятельности желез внутренней секреции. Дает понятия о секретах, их видах. Объясняет, что такое органы-мишени, механизм регуляции синтеза гормонов; принцип обратной связи.


Дать информацию для понимания строения, значения и функций эндокринной системы. Механизма регуляции деятельности желез внутренней секреции.


18

мин.

3.2

Центральное и периферическое звено эндокринной системы.

Преподаватель знакомит студентов с железами входящими в центральное (гипоталамус, гипофиз, эпифиз) и периферическое звено эндокринной системы.


Дать информацию для понимания центрального и периферического звена эндокринной системы.

18

мин

3.3

Гипофиззависимые железы, гипофизнезависимые железы внутренней секреции.

Преподаватель дает представление о гипофиззависимых железах:

щитовидная железа,

кора надпочечников,

гонады; гипофизнезависимых железах: паращитовидные железы, мозговая часть надпочечников, поджелудочная железа, гормонопродуцирующие клетки не эндокринных органов.

Дать информацию для понимания строения и функций гипофиззависимых желез, гипофизнезависи-мых желез внутренней секреции.

18

мин.

3.4

Гипоталамус. Строение, расположение, гормоны и их физиологические эффекты.

Преподаватель знакомит студентов со строением, расположением гипоталамуса;

с гормонами, вырабатываемыми гипоталамусом и их физиологическими эффектами.


Дать информацию для понимания строения, расположения гипоталамуса, его гормонов и их физиологического эффекта.

20

мин.

3.5

Гипофиз. Строение, расположение, гормоны и их физиологические эффекты.

Преподаватель знакомит студентов со строением, расположением гипофиза;

с гормонами, вырабатываемыми гипофизомом и их физиологическими эффектами.

Дать информацию для понимания строения, расположения гипофиза, его гормонов и их физиологического эффекта.

18

мин.

3.6

Эпифиз. Строение, расположение, гормоны и их физиологические эффекты.

Преподаватель знакомит студентов со строением, расположением эпифиза;

С гормонами вырабатываемыми эпифизом и их физиологическими эффектами.

Дать информацию для понимания строения, расположения эпифиза, его гормонов и их физиологического эффекта.

18 мин

3.7

Щитовидная железа. Строение, расположение, гормоны и их физиологические эффекты.

Преподаватель знакомит студентов со строением, расположением щитовидной железы;

С гормонами вырабатываемыми щитовидной железой и их физиологическими эффектами.

Дать информацию для понимания строения, расположения щитовидной железы, её гормонов и их физиологического эффекта.

20

мин

3.8

Паращитовидные железы. Строение, расположение, гормоны и их физиологические эффекты.

Преподаватель знакомит студентов со строением, расположением паращитовидных желез.

с гормонами, вырабатываемыми паращитовидными железами и их физиологическими эффектами.

Дать информацию для понимания строения, расположения паращитовидных желез, их гормонов и их физиологического эффекта.

18

мин

3.9

Надпочечники. Строение, расположение, гормоны и их физиологические эффекты.

Преподаватель знакомит студентов со строением, расположением надпочечников.

С гормонами вырабатываемыми надпочечниками и их физиологическими эффектами.

Дать информацию для понимания строения, расположения надпочечников, их гормонов и их физиологического эффекта.

18

мин

3.10

Эндокринный отдел поджелудочной железы. Строение, расположение, гормоны и их физиологические эффекты.

Преподаватель знакомит студентов со строением, расположением эндокринного отдела поджелудочной железы.

С гормонами, вырабатываемыми эндокринным отделом поджелудочной железы и их физиологическими эффектами.


Дать информацию для понимания строения, расположения эндокринного отдела поджелудочной железы, его гормонов и их физиологического эффекта.

20

мин

3.11

Эндокринная часть половых желез. Строение, расположение, гормоны и их физиологические эффекты.

Преподаватель знакомит студентов со строением, расположением эндокринной части половых желез.

С гормонами, вырабатываемыми эндокринной частью половых желез и их физиологическими эффектами.


Дать информацию для понимания строения, расположения эндокринной части половых желез, гормонов и их физиологического эффекта.

20

мин

3.12

Гипо-, гиперфункция желез внутренней секреции.

Преподаватель знакомит студентов с проявлениями гипо-, гиперфункций желез внутренней секреции.


Дать информацию для понимания гипо-, гиперфункциях желез внутренней секреции.

20

мин

4.

Домашнее задание.

Дается домашнее задание:

1) Составить граф структуру темы «Железы внутренней секреции».

2) Схематически

отобразить расположение желез внутренней секреции в организме человека.

3) Подготовить сообщения на следующие темы:

-«Почему человеку необходим йод».

-«Значение гормонов и их влияние на организм человека».

- «Гормоны. Их влияние на обмен веществ».

-«Действие гормонов поджелудочной железы».

-«Гормон роста».

-«Сахарное равновесие в крови».

-«Гормон активных действий». -«Щитовидная железа и ее гормоны».

4) Изучение темы по материалам лекции, учебникам:

а) Гайворонский И.В. и др Анатомия и физиология человека / Гайворонский И.В. и др. – Учебник, 6-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011. - 496 с

б) Калмин О.В. Анатомия человека в таблицах и схемах: учебное пособие /Калмин О.В. Феникс, 2016. -754.

в) Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии: учебное пособие. / издание 8-е, стер. Швырев А.А. Феникс, 2015.-411с.

Создать мотивацию на работу.

Закрепить лекционный материал.

15

мин.

Всего

270 минут


Методическая разработка практического занятия для преподавателя

Радел «Эндокринная система человека»

Учебные цели:

студент должен иметь представление:

  • о видах секретов;

  • о механизме действия гормонов;

  • о видах гормонов;

  • об органах-мишенях;

  • о механизме работы гипоталямо-гипофизарно-адреналовой системы;

  • о механизме регуляции деятельности желез внутренней секреции.

знать:

  • какие железы называют железами внешней, внутренней и смешанной секреции;

  • свойства гормонов;

  • структуры гипоталямо-гипофизарно-адреналовой системы;

  • физиологические эффекты гормонов гипофиззависимых желез;

  • гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции;

  • тканевые гормоны.

уметь:

  • показать на таблицах и муляжах железы внутренней секреции;

  • использовать медицинскую терминологию при представлении учебного материала;

  • определить условную проекцию на поверхность тела человека желез внутренней секреции.

Воспитательные цели:

  • формировать потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностную ориентацию, мировоззрение;

  • способствовать формированию нравственных и эстетических представлений, способности следовать нормам поведения, исполнять законы;

  • вовлечь в активную практическую деятельность;

  • способствовать воспитанию здорового образа жизни, экологического сознания;

  • создавать объективную основу для воспитания и любви к профессии;

  • совершенствовать навыки общения с пациентами.

Развивающие цели:

  • осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;

  • научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;

  • готовить сообщения, доклады и с результатами работы выступать перед аудиторией;

  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством;

  • развивать и формировать критическое мышление, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;

  • способствовать развитию речи, мышления, сенсорной, эмоционально–волевой сфер личности и потребностей мотивационной области;

  • выделять существенные признаки, умение выделять цели и способы деятельности, выдвигать гипотезу, проверять ее результаты.


Время практического занятия: 90 минут.

Оснащение: таблицы, муляжи, раздаточный материал, тесты.
План практического занятия.




Название этапа

Описание этапа

Цели этапа

Время

1

Организационный момент.

Отметка присутствующих. Объявление темы.

Мобилизовать внимание студентов.

5

мин.

2

Вводная часть.

Преподаватель обращает внимание студентов на актуальность темы.

Заинтересовать студентов, мобилизовать внимание.

3

мин.

3

Контроль исходного уровня знаний.

Студенты выполняют тесты.



Проверить степень готовности к занятию.

7

мин.

4

Фронтальный опрос.

Беседа по вопросам.



Проверка уровня знаний материала.

20

мин

5

Самостоятельная работа студентов в группах.

Заполнение таблиц:

  1. Железы и выделяемые ими гормоны.

  2. Виды желез, их характеристика.

  3. Функции желез внутренней секреции.

  4. Значение гормонов в нормальной жизнедеятельности человека.

Сформировать умения применения знаний, развитие мышления, методов анализа и синтеза материала.

10

мин.

6

Групповой разбор самостоятельной работы.

Каждая группа отчитывается о своей работе.

Внесение дополнений, оценка результатов студентами других групп.

Выявление ошибок, коррекция знаний, подведение итогов групповой работы.

7

мин.

7

Самостоятельная работа студентов парами.

Рассмотреть рисунок, обозначить указанные в задании железы, записать гормоны ими выделяемые, назвать действие гормонов. Перечислить проявления гипо-, гиперфункции работы данной железы.

Сформировать умение применения знаний на практике, закрепить материал.

8

мин.

8

Заслушивание докладов учащихся о результатах самостоятельной работы.

Заслушивание сообщений учащихся. Уточнение данного материала – вопросы студентов к докладчику.

Расширение знаний по теме.

20

мин.

9

Заключительное слово преподавателя.

Каждому студенту сообщается оценка за занятие. Обсуждаются ошибки и трудности, возникшие при выполнении самостоятельной работы и при проведении теоретического опроса. Дается задание на дом.

Повышение мотивации студентов, создание обстановки объективности и открытости при оценке результатов учебной деятельности на занятии.

5

мин.

10

Домашнее задание.

1.Составление кроссворда по теме

(20 слов).

2.Составление словаря (глоссарий) терминов по теме.

3. Изучение материала лекции и учебника по теме: анатомо-физиологические аспекты высшей нервной деятельности.

Создать мотивацию на последующую работу, закрепление знаний, изучение нового материала.

5

мин.



Методическая разработка практического занятия для студентов