Файл: Учебнометодический комплекс эндокринная система человека.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Радел «Эндокринная система человека»

Учебные цели:

студент должен иметь представление:

  • о видах секретов;

  • о механизме действия гормонов;

  • о видах гормонов;

  • об органах-мишенях;

  • о механизме работы гипоталямо-гипофизарно-адреналовой системы;

  • о механизме регуляции деятельности желез внутренней секреции.

знать:

  • какие железы называют железами внешней, внутренней и смешанной секреции;

  • свойства гормонов;

  • структуры гипоталямо-гипофизарно-адреналовой системы;

  • физиологические эффекты гормонов гипофиззависимых желез;

  • гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции;

  • тканевые гормоны.

уметь:

  • показать на таблицах и муляжах железы внутренней секреции;

  • использовать медицинскую терминологию при представлении учебного материала;

  • определить условную проекцию на поверхность тела человека желез внутренней секреции.

Оснащение: Таблицы, муляжи, раздаточный материал, тесты

План самостоятельной работы



Название этапа

Описание этапа

Цели этапа

Время

1

Контроль исходного уровня знаний.

Студенты выполняют тест эталонные задания.


Проверить степень готовности к занятию.

7

мин.

2

Фронтальный опрос.

Беседа по вопросам.



Проверка уровня знаний и усвоения учебного материала.

20

мин

3

Самостоятельная работа студентов в группах.

Заполнение таблиц:

  1. Железы и выделяемые ими гормоны.

  2. Виды желез, их характеристика.

  3. Функции желез внутренней секреции.

  4. Значение гормонов в нормальной жизнедеятельности человека.

Сформировать умения применения знаний, развитие мышления, методов анализа и синтеза материала.

10

мин.

4

Групповой разбор самостоятельной работы.

Каждая группа отчитывается о своей работе. Внесение дополнений, оценка результатов студентами других групп.

Выявление ошибок, коррекция знаний, подведение итогов групповой работы.

7

мин.

5

Самостоятельная работа студентов парами.

Рассмотреть рисунок, обозначить указанные в задании железы, гормоны ими выделяемые, действие гормонов. Проявления гипо-, гиперфункции работы данной железы.


Сформировать умение применения знаний на практике, закрепить материал.

8

мин.

6

Заслушивание докладов учащихся.

Заслушивание сообщений учащихся. Уточнение данного материала – вопросы студентов к докладчику.

Использование методики оппонентного рецензирования.

20

мин.


Ориентировочная основа действий студента при выполнении

домашнего задания



Задание

Литература

Цели

Самоконтроль

1

Составление кроссворда по разделу

(20 слов).

1) Р.П Самусев Атлас анатомии человека: Справочное издание /Р.П Самусев.- М.: Эксмо, 2007. – 736с.: ил.

2) учебный материал лекций

3) Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии: учебное пособие. / издание 8-е, стер. Швырев А.А. Феникс, 2015.-411с.

Закрепление материала.

1.Проверить соответствие составленных вопросов изученной теме, оформить кроссворд (формат А4).

2.Самостоятельно просмотреть видеосюжеты:

https://www.youtube.com/watch?v=-iuCrq_4x_4 1мин.42сек.

https://www.youtube.com/watch?v=M6xOTvQaot

11мин.

2

Составление словаря (глоссария) терминов.


1) Р.П Самусев Атлас анатомии человека: Справочное издание /Р.П Самусев.- М.: Эксмо, 2007. – 736с.: ил.

2) учебный материал лекций

3) Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии: учебное пособие. / издание 8-е, стер. Швырев А.А. Феникс, 2015.-411с.

Закрепление материала.

1. Составление и оформление словаря терминов.

2.Самостоятельно просмотреть видеосюжет:

https://www.youtube.com/watch?v=M6xOTvQaot

11мин.

Использовать представленный материал для составления глоссария.

3

Изучение материала по теме.

1) Р.П Самусев Атлас анатомии человека: Справочное издание /Р.П Самусев.- М.: Эксмо, 2007. – 736 с.: ил.

2) учебный материал лекций

3) Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии: учебное пособие. / издание 8-е, стер. Швырев А.А. Феникс, 2015.-411с.

Знать для дальнейшего изучения темы, для применения знаний на практике.

Самостоятельно просмотреть видеосюжеты (выбрать не менее

2-х)

https://www.youtube.com/watch?v=-iuCrq_4x_4 1мин.42сек. ГИПОФИЗ

https://www.youtube.com/watch?v=oTeVpwYTV64 ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

23 мин.

https://www.youtube.com/watch?v=M6xOTvQaot0 ЭПИФИЗ 1мин.26 сек.

https://www.youtube.com/watch?v=M5A79hK6kaM ВИЛОЧКОВАЯ ЖЕЛЕЗА

4мин.35 сек.

https://www.youtube.com/watch?v=-zbYXJNe-hI ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА

2 мин.12 сек.

https://www.youtube.com/watch?v=Nms_FbF1UD8

47 сек.

https://www.youtube.com/watch?v=-bUX7Z9TR1o

20 сек.

НАДПОЧЕЧНИКИ

https://www.youtube.com/watch?v=CMDQghOy4-4

ПОЛОВЫЕ ЖЕЛЕЗЫ (М) 13 мин.42 сек.

https://www.youtube.com/watch?v=O8Pjf3KpuJ8 ПОЛОВЫЕ ЖЕЛЕЗЫ (Ж)

14 мин.33 сек.

https://www.youtube.com/watch?v=GiiHB693EhU ПАРАЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

4 мин.27 сек.

https://www.youtube.com/watch?v=X47FdxO_w-Y ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ

10 мин.52 сек.

После просмотра видеосюжетов

работа с текстом учебника и составление краткого конспекта

прочитанного и увиденного.



Лекции №1, 2, 3 по разделу «Эндокринная система человека»

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

  1. Чем обеспечивается согласованная работа всех частей нашего организма? (Нервной системой и железами эндокринного аппарата).

  2. С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция?

(С помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную информацию).

  1. Как осуществляется гуморальная регуляция?

(Гуморальной называется регуляция, осуществляющаяся с помощью биологически активных веществ – гормонов, которые вырабатываются железами эндокринного аппарата и поступают непосредственно в тканевую жидкость и кровь. Кровь разносит гормоны по организму).

  1. Какими свойствами наделены гормоны?

(Гормоны обладают специфичностью, то есть влияют на строго определенные клетки, ткани или органы. Гормоны очень активны, действуют даже в малых количествах. Гормоны быстро разрушаются, поэтому они должны поступать в кровь или тканевую жидкость постоянно).

  1. Почему довольно часто употребляют понятие нервно-гуморальная регуляция?

(Нервный и гуморальный способ регуляции функций нашего организма тесно взаимосвязаны: нервная система управляет работой желез внутренней секреции, а те, в свою очередь, с помощью выделяемых гормонов влияют на воспринимающие нервные окончания и нервные центры).

  1. Какие виды желез, в зависимости от вида секреции, вы знаете?

(Железы внешней, смешанной и внутренней секреции).

  1. Какие железы внутренней секреции вы знаете?

(Гипофиз, эпифиз, гипоталамус, щитовидная железа, паращитовидные железы, надпочечники).
Морфо – функциональная характеристика желез внутренней секреции (ЖВС).

К ЖВС относятся железы, не имеющие выводных протоков, а выделяющие свой секрет (гормоны) во внутреннюю среду организма. Находятся во взаимодействии с нервной системой и формируют гуморальную регуляцию, осуществляя тем самым единство и целостность организма. Характеристика ЖВС: нет выводящих протоков; состоят из железистого эпителия; интенсивно снабжаются кровью; имеют быстрые обменные процессы; постоянно вырабатывают гормоны; имеют густую сеть нервных окончаний; представляют единую систему.


Делятся на чисто эндокринные (гипофиз, щитовидная, надпочечники) и смешанного типа (половые, тимус). В организме имеются также органы, выделяющие гормоны: желудок и тонкий кишечник - гастрин и секретин; сердце – аурикулин; почки – ренин; плацента – эстроген. Свойства гормонов: специфичность действия (гормон регулирует работу одного органа); высокая активность (достаточно небольшого количества гормонов для изменения в работе органов); дистантность действия (гормоны работают на большом расстоянии: гипофиз - надпочечники); способность проникать через эндотелий капилляров; быстрая разрушаемость; работают только в живом организме.

Гипофиз – нижний придаток мозга – король эндокринных желез. Он регулирует и контролирует работу желез. Выделяет гормоны – тропины, тропные гормоны, которые как бы поворачивают деятельность желез в нужное организму русло. Это овальная железа, массой – 0,5 гр. При беременности она увеличивается до 1 гр. Расположен в гипофизарной ямке турецкого седла тела клиновидной кости. При помощи ножки гипофиз соединяется с серым бугром гипоталамуса. Гипофиз состоит из 3 долей: передняя и промежуточная – аденогипофиз; задняя и ножка – нейрогипофиз. Передняя доля занимает 75% от массы гипофиза, состоит из эпителиальных железистых клеток, соединительной ткани стромы. Гормоны: базофильные клетки: тиреотропин – щитовидная железа; гонадотропины – половые железы; адренокортикотропный – кора надпочечников (АКТГ); эозинофильные клетки: соматотропин (рост тканей); пролактин (молочные железы)

Функции гормонов: тиреотропин – стимулирует работу щитовидной железы; гонадотропины – фоллитропин и лютропин. Фоллитропин действует на яичники и семенники, стимулируя рост фолликулов и сперматогенез. Лютропин стимулирует рост желтого тела яичника после овуляции и интерстициальной ткани яичек; АКТГ – кортикотропин – стимулирует работу коры надпочечников; соматотропин –гормон роста – стимулирует синтез белка, рост костной и хрящевой ткани. При его недостатке в детстве – карликовость, при избытке в детстве - гигантизм. При его избытке у взрослого возникает акромегалия: увеличение выступающих частей скелета (нос, подбородок,пальцы); пролактин – вызывает лактацию после родов и после воздействия на молочные железы эстрогенов и прогестерона

Средняя доля – узкая полоска эпителия. Гормоны: меланоцитистимулирующий гормон – вызывает потемнение кожи (загар); липотропин – ускоряет распад жиров.


Задняя доля – клетки эпиндимы. Это резервуар для хранения и активизации гормонов гипоталамуса: вазопрессин и окситоцин. Вазопрессин увеличивает обратное всасывание воды из почечных канальцев в кровь, повышает АД. При его избытке прекращается мочеобразование, при недостатке – несахарных диабет (несахарное мочеизнурение) – за сутки выделяется до 40 литров мочи, похожей на воду, не содержащей сахар. Окситоцин – оказывает действие на гладкую мускулатуру органов, особенно матки при родах, заставляя ее сокращаться и раскрывать шейку. Регуляция работы гипофиза осуществляется через гипоталамус.

Щитовидная железа – непарная железа в форме галстука - бабочки, находящаяся в передней области шеи на уровне щитовидного хряща гортани. Состоит из 2 частей, соединенных перешейком. У 30% людей имеется 3 доля - пирамидальная, направленная вверх. Масса ее от 16 – 60 гр; у женщин она крупнее. Железа синтезирует органические вещества, содержащие йод. Снаружи она покрыта фиброзной капсулой, от которой внутрь отходят перегородки, разделяющие железу на дольки. В дольках находятся фолликулы. Стенки которых состоят из однослойного эпителия. Фолликулы содержат коллоид желтого цвета и окружены густой сетью капилляров. Человек должен с водой и пищей получать йод для нормальной работы железы. Гормоны: тироксин; трийодтиронин; кальцитонин. Тироксин и трийодтиронин обеспечивают рост тканей, усиливают обмен веществ, теплообразование, двигательную активность, частоту сердечных сокращений и дыхание, уменьшают свертываемость крови. Кальцитонин обеспечивает гомеостаз кальция. При его недостатке чаще у женщин в менопаузе развивается остеопороз (при недостатке женских половых гормонов). При гипофункции железы у детей развивается кретинизм (задержка роста, психического и полового развития), у взрослых – микседема – слизистый отек (заторможенность, вялость, нарушение интеллекта, половых функций и выведения воды из организма). При недостатке йода в воде и пище определенной местности – эндемический зоб – увеличение железы. При гиперфункции – диффузный токсический зоб – базедова болезнь: общее похудание, экзофтальм (пучеглазие), повышенная возбудимость нервной системы, непереносимость тепла и жары, увеличение щитовидной железы. Данные признаки рассматриваются как тиреотоксикоз. Регуляция работы железы осуществляется через гипофиз, ВНС и количеством йода.