Файл: Учебнометодический комплекс эндокринная система человека.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Радел «Эндокринная система человека»
Учебные цели:
студент должен иметь представление:
-
о видах секретов; -
о механизме действия гормонов; -
о видах гормонов; -
об органах-мишенях; -
о механизме работы гипоталямо-гипофизарно-адреналовой системы; -
о механизме регуляции деятельности желез внутренней секреции.
знать:
-
какие железы называют железами внешней, внутренней и смешанной секреции; -
свойства гормонов; -
структуры гипоталямо-гипофизарно-адреналовой системы; -
физиологические эффекты гормонов гипофиззависимых желез; -
гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции; -
тканевые гормоны.
уметь:
-
показать на таблицах и муляжах железы внутренней секреции; -
использовать медицинскую терминологию при представлении учебного материала; -
определить условную проекцию на поверхность тела человека желез внутренней секреции.
Оснащение: Таблицы, муляжи, раздаточный материал, тесты
План самостоятельной работы
№ | Название этапа | Описание этапа | Цели этапа | Время |
1 | Контроль исходного уровня знаний. | Студенты выполняют тест эталонные задания. | Проверить степень готовности к занятию. | 7 мин. |
2 | Фронтальный опрос. | Беседа по вопросам. | Проверка уровня знаний и усвоения учебного материала. | 20 мин |
3 | Самостоятельная работа студентов в группах. | Заполнение таблиц:
| Сформировать умения применения знаний, развитие мышления, методов анализа и синтеза материала. | 10 мин. |
4 | Групповой разбор самостоятельной работы. | Каждая группа отчитывается о своей работе. Внесение дополнений, оценка результатов студентами других групп. | Выявление ошибок, коррекция знаний, подведение итогов групповой работы. | 7 мин. |
5 | Самостоятельная работа студентов парами. | Рассмотреть рисунок, обозначить указанные в задании железы, гормоны ими выделяемые, действие гормонов. Проявления гипо-, гиперфункции работы данной железы. | Сформировать умение применения знаний на практике, закрепить материал. | 8 мин. |
6 | Заслушивание докладов учащихся. | Заслушивание сообщений учащихся. Уточнение данного материала – вопросы студентов к докладчику. | Использование методики оппонентного рецензирования. | 20 мин. |
Ориентировочная основа действий студента при выполнении
домашнего задания
№ | Задание | Литература | Цели | Самоконтроль |
1 | Составление кроссворда по разделу (20 слов). | 1) Р.П Самусев Атлас анатомии человека: Справочное издание /Р.П Самусев.- М.: Эксмо, 2007. – 736с.: ил. 2) учебный материал лекций 3) Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии: учебное пособие. / издание 8-е, стер. Швырев А.А. Феникс, 2015.-411с. | Закрепление материала. | 1.Проверить соответствие составленных вопросов изученной теме, оформить кроссворд (формат А4). 2.Самостоятельно просмотреть видеосюжеты: https://www.youtube.com/watch?v=-iuCrq_4x_4 1мин.42сек. https://www.youtube.com/watch?v=M6xOTvQaot 11мин. |
2 | Составление словаря (глоссария) терминов. | 1) Р.П Самусев Атлас анатомии человека: Справочное издание /Р.П Самусев.- М.: Эксмо, 2007. – 736с.: ил. 2) учебный материал лекций 3) Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии: учебное пособие. / издание 8-е, стер. Швырев А.А. Феникс, 2015.-411с. | Закрепление материала. | 1. Составление и оформление словаря терминов. 2.Самостоятельно просмотреть видеосюжет: https://www.youtube.com/watch?v=M6xOTvQaot 11мин. Использовать представленный материал для составления глоссария. |
3 | Изучение материала по теме. | 1) Р.П Самусев Атлас анатомии человека: Справочное издание /Р.П Самусев.- М.: Эксмо, 2007. – 736 с.: ил. 2) учебный материал лекций 3) Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии: учебное пособие. / издание 8-е, стер. Швырев А.А. Феникс, 2015.-411с. | Знать для дальнейшего изучения темы, для применения знаний на практике. | Самостоятельно просмотреть видеосюжеты (выбрать не менее 2-х) https://www.youtube.com/watch?v=-iuCrq_4x_4 1мин.42сек. ГИПОФИЗ https://www.youtube.com/watch?v=oTeVpwYTV64 ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА 23 мин. https://www.youtube.com/watch?v=M6xOTvQaot0 ЭПИФИЗ 1мин.26 сек. https://www.youtube.com/watch?v=M5A79hK6kaM ВИЛОЧКОВАЯ ЖЕЛЕЗА 4мин.35 сек. https://www.youtube.com/watch?v=-zbYXJNe-hI ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА 2 мин.12 сек. https://www.youtube.com/watch?v=Nms_FbF1UD8 47 сек. https://www.youtube.com/watch?v=-bUX7Z9TR1o 20 сек. НАДПОЧЕЧНИКИ https://www.youtube.com/watch?v=CMDQghOy4-4 ПОЛОВЫЕ ЖЕЛЕЗЫ (М) 13 мин.42 сек. https://www.youtube.com/watch?v=O8Pjf3KpuJ8 ПОЛОВЫЕ ЖЕЛЕЗЫ (Ж) 14 мин.33 сек. https://www.youtube.com/watch?v=GiiHB693EhU ПАРАЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА 4 мин.27 сек. https://www.youtube.com/watch?v=X47FdxO_w-Y ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ 10 мин.52 сек. После просмотра видеосюжетов работа с текстом учебника и составление краткого конспекта прочитанного и увиденного. |
Лекции №1, 2, 3 по разделу «Эндокринная система человека»
Вопросы для проверки исходного уровня знаний:
-
Чем обеспечивается согласованная работа всех частей нашего организма? (Нервной системой и железами эндокринного аппарата). -
С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция?
(С помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную информацию).
-
Как осуществляется гуморальная регуляция?
(Гуморальной называется регуляция, осуществляющаяся с помощью биологически активных веществ – гормонов, которые вырабатываются железами эндокринного аппарата и поступают непосредственно в тканевую жидкость и кровь. Кровь разносит гормоны по организму).
-
Какими свойствами наделены гормоны?
(Гормоны обладают специфичностью, то есть влияют на строго определенные клетки, ткани или органы. Гормоны очень активны, действуют даже в малых количествах. Гормоны быстро разрушаются, поэтому они должны поступать в кровь или тканевую жидкость постоянно).
-
Почему довольно часто употребляют понятие нервно-гуморальная регуляция?
(Нервный и гуморальный способ регуляции функций нашего организма тесно взаимосвязаны: нервная система управляет работой желез внутренней секреции, а те, в свою очередь, с помощью выделяемых гормонов влияют на воспринимающие нервные окончания и нервные центры).
-
Какие виды желез, в зависимости от вида секреции, вы знаете?
(Железы внешней, смешанной и внутренней секреции).
-
Какие железы внутренней секреции вы знаете?
(Гипофиз, эпифиз, гипоталамус, щитовидная железа, паращитовидные железы, надпочечники).
Морфо – функциональная характеристика желез внутренней секреции (ЖВС).
К ЖВС относятся железы, не имеющие выводных протоков, а выделяющие свой секрет (гормоны) во внутреннюю среду организма. Находятся во взаимодействии с нервной системой и формируют гуморальную регуляцию, осуществляя тем самым единство и целостность организма. Характеристика ЖВС: нет выводящих протоков; состоят из железистого эпителия; интенсивно снабжаются кровью; имеют быстрые обменные процессы; постоянно вырабатывают гормоны; имеют густую сеть нервных окончаний; представляют единую систему.
Делятся на чисто эндокринные (гипофиз, щитовидная, надпочечники) и смешанного типа (половые, тимус). В организме имеются также органы, выделяющие гормоны: желудок и тонкий кишечник - гастрин и секретин; сердце – аурикулин; почки – ренин; плацента – эстроген. Свойства гормонов: специфичность действия (гормон регулирует работу одного органа); высокая активность (достаточно небольшого количества гормонов для изменения в работе органов); дистантность действия (гормоны работают на большом расстоянии: гипофиз - надпочечники); способность проникать через эндотелий капилляров; быстрая разрушаемость; работают только в живом организме.
Гипофиз – нижний придаток мозга – король эндокринных желез. Он регулирует и контролирует работу желез. Выделяет гормоны – тропины, тропные гормоны, которые как бы поворачивают деятельность желез в нужное организму русло. Это овальная железа, массой – 0,5 гр. При беременности она увеличивается до 1 гр. Расположен в гипофизарной ямке турецкого седла тела клиновидной кости. При помощи ножки гипофиз соединяется с серым бугром гипоталамуса. Гипофиз состоит из 3 долей: передняя и промежуточная – аденогипофиз; задняя и ножка – нейрогипофиз. Передняя доля занимает 75% от массы гипофиза, состоит из эпителиальных железистых клеток, соединительной ткани стромы. Гормоны: базофильные клетки: тиреотропин – щитовидная железа; гонадотропины – половые железы; адренокортикотропный – кора надпочечников (АКТГ); эозинофильные клетки: соматотропин (рост тканей); пролактин (молочные железы)
Функции гормонов: тиреотропин – стимулирует работу щитовидной железы; гонадотропины – фоллитропин и лютропин. Фоллитропин действует на яичники и семенники, стимулируя рост фолликулов и сперматогенез. Лютропин стимулирует рост желтого тела яичника после овуляции и интерстициальной ткани яичек; АКТГ – кортикотропин – стимулирует работу коры надпочечников; соматотропин –гормон роста – стимулирует синтез белка, рост костной и хрящевой ткани. При его недостатке в детстве – карликовость, при избытке в детстве - гигантизм. При его избытке у взрослого возникает акромегалия: увеличение выступающих частей скелета (нос, подбородок,пальцы); пролактин – вызывает лактацию после родов и после воздействия на молочные железы эстрогенов и прогестерона
Средняя доля – узкая полоска эпителия. Гормоны: меланоцитистимулирующий гормон – вызывает потемнение кожи (загар); липотропин – ускоряет распад жиров.
Задняя доля – клетки эпиндимы. Это резервуар для хранения и активизации гормонов гипоталамуса: вазопрессин и окситоцин. Вазопрессин увеличивает обратное всасывание воды из почечных канальцев в кровь, повышает АД. При его избытке прекращается мочеобразование, при недостатке – несахарных диабет (несахарное мочеизнурение) – за сутки выделяется до 40 литров мочи, похожей на воду, не содержащей сахар. Окситоцин – оказывает действие на гладкую мускулатуру органов, особенно матки при родах, заставляя ее сокращаться и раскрывать шейку. Регуляция работы гипофиза осуществляется через гипоталамус.
Щитовидная железа – непарная железа в форме галстука - бабочки, находящаяся в передней области шеи на уровне щитовидного хряща гортани. Состоит из 2 частей, соединенных перешейком. У 30% людей имеется 3 доля - пирамидальная, направленная вверх. Масса ее от 16 – 60 гр; у женщин она крупнее. Железа синтезирует органические вещества, содержащие йод. Снаружи она покрыта фиброзной капсулой, от которой внутрь отходят перегородки, разделяющие железу на дольки. В дольках находятся фолликулы. Стенки которых состоят из однослойного эпителия. Фолликулы содержат коллоид желтого цвета и окружены густой сетью капилляров. Человек должен с водой и пищей получать йод для нормальной работы железы. Гормоны: тироксин; трийодтиронин; кальцитонин. Тироксин и трийодтиронин обеспечивают рост тканей, усиливают обмен веществ, теплообразование, двигательную активность, частоту сердечных сокращений и дыхание, уменьшают свертываемость крови. Кальцитонин обеспечивает гомеостаз кальция. При его недостатке чаще у женщин в менопаузе развивается остеопороз (при недостатке женских половых гормонов). При гипофункции железы у детей развивается кретинизм (задержка роста, психического и полового развития), у взрослых – микседема – слизистый отек (заторможенность, вялость, нарушение интеллекта, половых функций и выведения воды из организма). При недостатке йода в воде и пище определенной местности – эндемический зоб – увеличение железы. При гиперфункции – диффузный токсический зоб – базедова болезнь: общее похудание, экзофтальм (пучеглазие), повышенная возбудимость нервной системы, непереносимость тепла и жары, увеличение щитовидной железы. Данные признаки рассматриваются как тиреотоксикоз. Регуляция работы железы осуществляется через гипофиз, ВНС и количеством йода.