Файл: Особенности организации обучения и воспитания в начальном звене.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности организации обучения и воспитания в начальном звене



Занятия по правилам дорожного движения для детей проводятся и в детском саду. Мы в начальной школе продолжаем эту работу. При этом важно сохранить преемственность и помнить, что в этом возрасте у детей внимание неустойчивое, они легко отвлекаются на все интересное и необычное (непроизвольное внимание).

От детей данного возраста нельзя требовать больше того, что они могут усвоить. Ни в коем случае нельзя перегружать их непонятной им дорожной информацией. Самоконтроль запоминания происходит, например, у детей на уровне узнавания. Непроизвольное запоминание у них эффективнее произвольного. Вместо увеличения объема знаний (что как раз часто наблюдается в практике обучения детей ПДД) следует обращать внимание на точность образов и понятий, которыми пользуются дети. Дорожную лексику из правил дорожного движения необходимо вводить дозами и постепенно. Следует иметь ввиду, что знания у младших школьников всегда связаны с речью, ведь они знают только то, что могут объяснить своими словами.

О предметах, объектах и явлениях дорожной среды дети судят часто односторонне по единым внешним признакам. Умозаключения опираются на наглядные образы, данные в восприятии. Выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем соотнесения суждения с воспринимаемыми сведениями.

В процессе обучения младшие школьники усваивают стереотипы безопасного поведения , которые действуют лишь в ситуациях, аналогичным изученным на занятиях. Однако реальная дорожная обстановка вынуждает отступать от предполагаемых конкретных действий. Это связано с изменчивостью дорожных условий, а также индивидуальностью личности ребенка.

Эффективность обучения состоит в том, чтобы учащиеся не только овладели знаниями правил безопасного поведения, но и научились бы адекватно реагировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку. Опасности могут подстерегать их на проезжей части дороги, во дворах, жилых зонах, на тротуарах, обочинах, при посадке и высадке из транспорта.

Важно, чтобы дети поняли, осознали и осмыслили запреты, направленные, в конечном счете, на сохранение жизни и здоровья. Если же запретов много, ребенок неизбежно начинает их нарушать. Поэтому на каждое «нельзя» должно быть определенное «можно».


Младшие школьники очень подвижны. Поэтому для них я для занятий обязательно разрабатываю специальные упражнения в дидактических и ролевых играх для поддержания мышечного тонуса, отработки внимания, наблюдательности, произвольных действий и развития двигательной координации.

При обучении младших школьников принимаю во внимание, что они в силу своих возрастных и психических особенностей не вполне осознают, что такое вообще опасность. Поэтому применяя методы - внушение, убеждение, пример, формирую у них умение прогнозировать опасность, ее последствия и правильно оценивать свои способности. Стараюсь привить детям психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность, личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде.

На уроках ОБЖ, при изучении тем безопасность на дорогах, успешно применяю игровые технологии(ролевые игры), так как игра –один из основных видов деятельности обучающихся первой ступени. Кроме того я использую разнообразный дидактический материал, имеющийся в кабинете ОБЖ: дорожные знаки, макеты безопасных маршрутов, вопросы викторин, загадки, кроссворды, ребусы и т. д.

Ошибка стандартного подхода в обучении младших школьников состоит в том, что от них требуются осознанные и четкие безопасные действия на дороге. Этого делать нельзя, так как ребенок, даже хорошо знающий правила перехода дорог, не сможет вполне безопасно вести себя из-за несовершенства у него координации движений.Перед началом занятий по дорожной тематике (для первичного ознакомления) и в конце образовательного процесса, для закрепления учебного материала я провожу экскурсии по городу, на которых дети знакомятся с дорожной средой, знаками регулирования, правилами поведения на дороге. В проведении экскурсий помощь оказывают родители.



Особенности организации обучения и воспитания в 5-7 классах



В 5-7 классах рекомендуется изучать правила дорожного движения с постоянным углублением и рассмотрением более сложных вопросов. В своей работе я стараюсь учебный материал распределять равномерно в течение учебного года.Некоторыезанятия

провожу в конце четверти, в предканикулярное время в виде инструктажа о безопасном поведении подростков на улицах и дорогах во время каникул.

Наиболее распространенными формами, применяемыми мною на уроках, являются беседы и рассказ в сочетании с практическими упражнениями и методами ситуативного обучения.

В процессе обучения я использую видеотренинг: показываю клипы, отрывки из короткометражных, документальных и учебных фильмов, а затем отрабатываем умения и навыки безопасного поведения путем упражнений, игр, моделирования дорожных ситуаций и др.

Рекомендуется на занятиях проводить разбор ДТП на конкретных примерах, для этого на уроках при изучении тем - «Основные причины дорожно-транспортных происшествий», «Опасности на дороге, связанные со сложными погодными условиями», «Тормозной путь автомобиля» я использую соответствующие материалы, предоставляемые Госавтоинспекцией.

Воспитание учащихся организуется одновременно с обучением. Школьники должны понимать, что такое правонарушение в области дорожного движения и осознавать, что ответственность за них несут родители.



Особенности организации обучения и воспитания в 8-11 классах



В старших классах целесообразно проведение профилактических бесед и лекций с повторением основных положений правил дорожного движения для пешеходов, водителей, пассажиров.

Особое внимание следует обратить на необходимость рассмотрения мер административной, уголовной и гражданской ответственности за нарушения в области дорожного движения.

Учащиеся с 14 лет обязаны знать правовые нормы и меры ответственности за их нарушения: размеры штрафов, меры предупреждения, воспитательно-принудительные меры воздействия.

На занятиях со старшеклассниками изучаем соответствующие Главы Кодекса об административных правонарушениях и статьях Уголовного Кодекса, касающиеся преступлений несовершеннолетних в области дорожного движения.

В образовательном процессе с обучающимися старших классов я реализую основные принципы: «Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания», «Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия» «Принцип социальной безопасности». А также на уроках со старшеклассниками использую соответствующие формы и методы воспитания правопослушному поведению в дорожной среде.


Для чтения лекций по правовым вопросам стараюсь приглашать специалистов - юристов и работников Госавтоинспекции, знающих законодательство и умеющих работать с учащимися старших классов. На занятия по разделу «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» при изучении тем, «Оказание первой помощи при автодорожном происшествии» беседы проводят специалисты –травматологи. Эффективность таких занятий на всех ступенях образования очевидна.