Файл: Вопросы на экзамен по дисциплине Бизнесстатистика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы на экзамен по дисциплине «Бизнес-статистика»
1. Предмет, метод, задачи бизнес-статистики.
Бизнес-статистика – это раздел социально-экономической статистики (как науки системы информации и как области практической деятельности), объекстом исследования которого является совокупность экономических агентов (субъектов экономических отношений, учавствующих в производстве, распределении, обмене и потреблении), формирующих рыночную среду экономики. Предметом исследования является состояние, развитие и эффективность функционирования рыночной среды.
Это очень актуальный раздел социально-экономической статистики, поскольку процесс принятия деловых решений в условиях неопределенности информации об обстоятельствах, рисках и перспективах их изменения, под влиянием разных факторов требует умения максимально полно использовать количественные и качественные данные, а также навыки оценивания их репрезентативности и достоверности.
Считая, что для принятия адекватного решения достаточно лишь опыта, интуиции и догадки, специалисты, действующие на рынке, фактически отказываются от большей части не только количесвтенной, но и качественной информации о нем, не учитыватывая при этом также скрытые закономерности и тенденции. Это определяет важность статистических методов сбора и анализа информации о рынке, которые позволяют точно оценить его структуру и тенденции развития, выделить и измерить влияние отдельных факторов на полученные предприятием результаты, а также вероятность достижения тех или иных целей его развития.
2. Этапы статистического наблюдения. Единица наблюдения. Объект наблюдения.
Общей методологической основой получения данных и их первичной статистической обработки для бизнес-статистики является теория статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение – это научно организованный, планомерный и систематический процесс сбора массовых сведений о социально- экономических явлениях и процессах путем регистрации заранее намеченных существенных признаков.
Главной задачей проведения является своевременное получение достоверных данных, отражающих реальное состояние, закономерности и тенденции развития изучаемых явлений и процессов.
Объект статистического наблюдения – это совокупность единиц изучаемого явления, которая подвергается статистическому наблюдению.
Единицей статистического наблюдения называется первичный составной элемент объекта стат наблюдения, являющийся носителем регистрируемых признаков.


Единицей стат совокупности называется отдельно взятый первичный, составной элемент стат совокупности, который служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при проведении статистического наблюдения.
Процесс проведения статистического наблюдения. Этапы:
 Программно-методологическая подготовка проведения наблюдения (определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации, разработка документов для сбора данных, разработка документов для сбора данных, выбор отчетной единицы, определение методов и средств получения данных)
 Организационная подготовка проведения наблюдения (подбор данных, составление календарного плана работ, подготовка технической документации и оборудования)
 Выбор формы, способа и вида статистического наблюдения
 Проведение статистического наблюдения, сбор данных, накапливание статистической информации
 Синтаксический, логический и арифметический контроль данных стат наблюдения
 Выработка выводов и предложений по проведению статистического наблюдения




3. Время наблюдения и критический момент наблюдения.
4. Понятие о предприятии как основной единицы наблюдения и основной статистической единице в бизнес-статистике.


5. Какие формы федерального статистического наблюдения заполняют предприятия?


6. Демография предприятий в бизнес-статистике



7. Дайте характеристику системы показателей производства и реализации продукции
Система показателей производства и реализации продукции включает в себя различные параметры и метрики, которые используются для оценки эффективности производственных процессов и результатов продаж. Она позволяет оценить качество продукции, уровень производительности, себестоимость, прибыльность, уровень удовлетворенности потребителей и другие важные аспекты деятельности предприятия.
Кроме того, система показателей позволяет выявлять проблемные зоны и определять направления для улучшения производственных и коммерческих процессов.
8. Понятие персонала предприятия. Его классификация и категории



9. Как определяется показатель средней списочной численности работников?
10. Показатели оборота численности работников


11. Показатели учета и использования рабочего времени



12. Показатели уровня занятости работников по сменам

13. Методы измерения уровня и динамики производительности труда
Применяются три метода измерения производительности труда: стоимостной, натуральный и трудовой, которые отличаются единицами измерения объема работы.
 Стоимостной метод позволяет сравнивать производительность труда работников разных профессий, квалификаций, но недостатком этого метода является влияние ценового фактора конъюнктуры рынка и инфляция.
 Натуральный метод применяется в случае производства однородной продукции.
 В основе трудового метода лежит измерение объемов продукции с помощью условной трудоемкости производства или продажи продукции. При измерении производительности труда трудовым методом используются нормативы времени на производство единицы продукции или продажу единицы товара.
Преимуществом трудового метода является возможность его применения ко всем видам работ и услуг. Но для широкого использования метода необходимы нормативы времени на каждый вид работ, которые имеются не всегда. Этим методом нельзя пользоваться для расчета производительности труда работников, находящихся на повременной оплате труда, для которых не применяются нормы времени.
14. Изучение динамики производительности труда по совокупности предприятий
15. Использование факторных индексных моделей при изучении динамики производительности труда
Модель изменение производит. за счет числен. персонала и объема продукции: w
1
-w
0
=

=

+


Аддитивная модель производительности: w= ОПП/Т=МЗ/Т+ОТ/Т+А/Т+П/Т
Модель взаимосвязи производительности, фондоотдачи и фондовооруженности: w= ОПП/Т = (ОПП/ОФ)*(ОФ/Т)=Ф
о

в
;
Ф
о
=ОПП/ОФ – фондоотдача;
Ф
в
=ОФ/Т – фондовооруж.
4-х факторная мультипликатная модель производительности: w= ОПП/Т=(ОПП/Т
Ч.Р.
)*(
Т
Ч.Р

Д
)*( Т
Д
/ Т
Р
)*( Т
Р
/Т).
ОПП- объем производ. продукции; Т
Ч.Р
– число отработан. чел-часов; Т
Д
– факт. отработ. чел-дни; Т
Р
– среднесписоч. число рабочих; Т – числ работающих.
Индекс среднегодовой выработки, отражающей влияние всех 4-х факторов: I =






, а разница м/у числителем и знаменателем данного индекса показывает абсолютный прирост уровня производительности труда: Δw =w
1
-w
0
=a ∗ b ∗ c ∗ d −
a ∗ b ∗ c ∗ d .
Влияние ислед. факторов на динамику производ. труда распределяют:
- влияние изменения часовой выработки: I
а
=






;
- влияние сокращ. (увелич) продолжит раб.дня: I =






;
- влияние изменения ср. числа дней, отработанных 1-им рабочим: I =






;
- изменение удельн. веса рабочих в общей числен. работающих: I =






Произведение частных индексов дает общий I произв. труда: I
w
=I
a
*I
b
*I
c
*I
d
∑ абсалютн. размеров влияния всех факторов = общей величине прироста уровня производит. труда: Δw=Δw a
+Δw b
+Δw c
+Δw d
16. Измерение прироста объема продукции вследствие изменения производительности труда
W = ; Q = W*T
Общий прирост продукции (Q) может быть представлен в виде разности: ΔQ = Q
1
-Q
0
= ∑W
1
*T
1
- ∑W
0
*T
0
, из него:
 ∑ прироста продукции за счет экстенсивного фактора – численность работников:
ΔQ
T
= (∑T
1
-∑T
0
)*????
????
 ∑ прироста продукции за счет интенсивного фактора – производительности труда:
ΔQ
w
= ∑T
1
*(????
????
− ????
????
)
17. Понятие заработной платы. Анализ фонда заработной платы
Заработная плата – выраженная в денежной форме для чистой добавленной стоимости, начисленная работникам за фактич. объем выполн. работ, за факт. отработан. время, а также за неотработанное время, но оплачиваемое в соответствии с существующими законодательством.
В состав фонда з/п входят выплаты, такие как:
 з/п за выполнен. работу и отработан. время (ОВР);
 выплаты стимулир. характера (ВСХ);
 выплаты компинсир. характера (ВКХ);
 оплата за неотработанное время (ОНВ);
 др. выплаты, включаемые в состав фонда (ДВ).
Фонд з/п представляет собой ∑ включаемых в него выплат и может быть представлен в виде аддитивной модели: ФЗП = ОВР + (ВСХ + ВКХ) + ОНВ+ ДВ.


Для опр влияния факторов на размер и динамику фонда з/п сущ. мультипликативные зависимости:
F=T* = T*З → F=T* * = I-W*Зе → F= T* * * = T*dp*Wp*Зe
T – среднесписочная числен. работников; dр – доля рабочих в числен. рабочих; Tp – среднеспис. числен. рабочих; Wp – производительность труда; Зе – зарплатоемкость продукции.
Размер и динамика фонда з/п зависит от эффект. исполь. рабочего времени представлена в виде мультипликативной зависимости: F= T* *
Д

Ч
Д

Ч
* =
T*dp*Тд ∗ Трд ∗Wч*З; Тд – ср. продолжит. рабочего периода, Трд – ср. продолжит. дня рабочего, Wч – ср. часовая выработка рабочих.
 Абсолютное измен. фонда з/п: ΔF=F
1
-F
0
Средняя з/п работников находится делением ∑, начисляемых из фонда з/п работников списочного состава, на среднесписоч. числен. работников.
Исчисление ср з/п происходит след. образом: З =
Динамика ср з/п обусловлена влиянием 2-х факторов: а) изменение числен. работающих; б) изменение фонда з/п: З
1

0
= − =

+

18. Методы учета производства и реализации продукции
1) Натуральный (тон, штук, литров), при этом способе используются единицы измерения
2) Применяется при расчёте стоимостных показателях продукции.
При статистическом исследовании продукции применяют методы:
Номенклатуры
Ассортимента
Производственной программы предприятия
Методы учёта затрат на производство продукции (услуг) – это совокупность способов и приёмов, в процессе которых осуществляется группировка и распределение производственных затрат между объектами калькуляции
(носителями затрат) для подсчёта себестоимости отдельных видов и единиц продукции.
19. Оценка выполнения плана по объему и реализации продукции
1) Оценка выполнения плана по объёму производства и реализации продукции за отчётный период производится сопоставлением данных с плановыми по отдельным видам продукции и в целом по предприятию: Квп = Qф/Qпл
2)Коэффициент выполнения плана по ассортименту Квп асс = Qф пл/Qпл рассчитывается путём деления общего фактического выпуска продукции, зачтённого в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции.
Если на предприятии изготавливаются изделия, из которых потом комплектуются более сложные виды продукции, то используется оценка выполнения плана по структуре продукции:
1)Рассчитывается фактический выпуск продукции при условии соблюдения планового удельного веса. Это можно сделать 2-мя способами: а) Путём умножения общ. факт. выпуск продукции на плановый удельный вес каждого изделия. б) Путем

умножения планового выпуска каждого изделия на общий % от выполнения плана по выпускаемой продукции.
2)По структуре применяется фактический выпуск, но не больше фактического выпуска при соблюдении плановой структуры.
3)Коэф. выпуска плана по структуре = отношению общей суммы зачтённых в выполненном плане по структуре к сумме фактического выполненных изделий
20. Анализ равномерности и ритмичности выпуска
Ритмичность - равномерное производство и реализация продукции в объеме по срокам, предусмотренным планом.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.
Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску и др.
Косвенные - наличие доплат, оплата простоев, потери от брака и тд.
К
рит
=
ВПф.пл
ВПпл
21. Учёт продукции в стоимостном выражении
К показателям стоимостного выражения относятся:
•Валовой оборот - сумма стоимости всех видов продукции, работ, услуг.
•Внутризаводской оборот(ВВО)-часть выработки готовых изделий и полуфабрикатов, используется внутри данного предприятия.
•Товарная продукция - стоимость всех видов готовой продукции , которые переданы на склад готовой продукции и являются товаром.
ТП=ГП+ПФстор+УПХстор+Отх.реал.
•Отгруженная продукция - товарная продукция, отгруженная, но неоплаченная в данном периоде.
•Реализованная продукция - это товарная продукция, отгруженная и оплаченная в данном периоде.
•Валовая продукция(ВП) - основной показатель, применяемый для точного учета конечных результатов работы предприятия.
Существует два метода расчета валовой продукции:
1)Разность между стоимостью ВО и стоимостью внутризаводского оборота(ВВО) ВП=ВО-ВВО.
2)Расчет ВП по составу ВП=ТП+НЗПнг.-НЗПкг.
•Чистая продукция ЧП=ВП-МЗ, МЗ-материальные затраты
22. Статистическое изучение качества продукции
Качество продукции – совокупное свойство продукции удовлетворять конкретные потребности в соответствии с ее назначением.
Уровень качества устанавливается с помощью дифференциальных, комплексных и смешанных методов.
Дифференциальный метод – состоит в сравнении единичных показателей качества оцениваемого изделия с одноименным базовым показателем.
 Об уровне качества судят по величине единичных относительных показателей.
Имеются показатели качества оцениваемой продукции Х
1
, Х
2
,…, Х
р и соответствующие показатели качества базового образца Х

, Х

,…, Х
рб
 Для сопоставления показателей дифференциальным методом вычисляют значения относительных показателей качества продукции по формуле: q i
=
????????
????????б