Файл: Религиозные представления древнего египта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тверской государственный технический университет»

(ТвГТУ)

Кафедра социологии и социальных технологий

РЕФЕРАТ
ПРЕДМЕТ: КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ТЕМА: РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Выполнила: Налётова Т.В.

Студент 2 курса

Группа Б.КТМ.ТМС 21.53

Проверила: Соболева Н.А.

Тверь, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

1. Зарождение древнеегипетской религии. Ранние верования. 5

2. Представления о сотворении мира крупных городов 11

2.1 Главные и местные боги 11

2.2 Представления Гелиополиса 13

2.3 Представления Гермополиса 16

2.4 Представления Мемфиса 18

3. Появления солнцепоклонничества 22

4. Причины переворота Эхнатона и его последствия 25

Заключение 28

Список использованной литературы 30

ВВЕДЕНИЕ

Египетская цивилизация является самой ранней цивилизацией в мире, зародившаяся в третьем тысячелетии до н.э., которая имеет достаточно своеобразную культуру. Религия, тесно связанная с мифологией, хранит в себе много тайн и полностью еще не изучена, тем самым она привлекает к себе многих исследователей. Величайшие пирамиды, устрашающие проклятья, мумии самых знатных фараонов — всё это вызывает интерес не только ученых, но и простых людей. На формирование своеобразной религии повлияли природно-климатические и географические особенности Древнего Египта, что затрудняло внешние контакты древних египтян, а, следовательно, и заимствование культурных достижений других народов.

Изучение египетской религии начинается с расшифровки иероглифов, французским египтологом Ж.Ф. Шампольоном, благодаря чему было переведено множество различных письменных памятников, таких как Книга мертвых, «Большой папирус Гарриса», составленный при Рамзесе IV, в котором очень подробно перечисляются все дары, сделанные Рамзесом III храмам, а также всё имущество крупнейших храмов Египта, краткие надписи, сохранившиеся на «больших исторических скарабеях», «Поучение Ипувера» и «Поучение Ноферреху», гимны богам и царям, ритуалы, мифы, заупокойные тексты и магические заклинания. Геродот, греческий историк, в своем труде «История» подробно останавливается на описании египетской религии и высоко оценивает египетскую культуру. Он описал обрядовый характер египетской религии, отметив огромные богатства и большое влияние египетского жречества. Внимание Геродота не мог не привлечь своеобразный, доведённый до крайности культ священных животных, в частности собак, кошек и даже крокодилов. Подробно описывает Геродот праздники и мистерии древних египтян, в частности связанные с культом Озириса, который получил широкое распространение во всём античном мире. Огромное значение для изучения египетской религии имеет книга Плутарха Херонейского (50-125 гг. н.э.) «Об Изиде и Озирисе», содержащая единственное полное сохранившееся до нашего времени описание, широко распространённого в Египте и во всем античном мире мифа и культа богов природы Изиды и Озириса. Также ценные сведения оставили Платон и Евдокс, которые лично посетили Египет, а именно Гелиополь. Они дали подробные описания о жизни и деятельности жрецов так, как жили с ними около 13 лет.


Первые последователи Шампольона, Бругш и Лепетгус в Германии, Девериа, де-Руже и Шаба во Франции, Розеллини в Италии, Берч в Англии, сосредоточили свои усилия на изучении и издании главным образом памятников древнеегипетской письменности. Немецкий египтолог А. Видеман в своем труде «история религиоведения: религия древних египтян» писал, что эту религию, можно было видоизменять и объяснять настолько по-разному, что, по мнению египтянина, никакой отказ от старых воззрений ради новых идей - какими бы желаемыми они ни были, по нашим понятиям, - оказывался совершенно не нужен. Основателем русской египтологии был крупный учёный, обладавший огромными научными знаниями, академик Б. А. Тураев (1868-1920 гг.). Главным плодом его научной деятельности было составление обширной и прекрасно документированной «Истории древнего Востока», в которой весь древневосточный мир рассматривается как единое культурно-историческое целое. В труде М.А. Коростовцева «Религия Древнего Египта» подробно описаны религиозные представления разных номов, их сходства и различия. Также множество интересных фактов о религии Древнего Египта собрано в «Словаре египетской мифологии» Н.Н. Швец, «История Древнего Востока» В.И. Кузищина, «Мифы народов мира» Токарева, и т.д.


  1. Зарождение древнеегипетской религии.

Ранние верования.
Самые первые племена, населявшие долину реки Нил, как и все представители других первобытных культур, прошли определенные стадии развития религиозных верований до появления целостной государственной религии. Для первобытных культур было характерно, верить в необъяснимые человеком вещи, которые в основном были явлениями природы. Одни из самых первых форм религии являлись фетишизм и тотемизм, которые постоянно подвергались изменениям в связи с переменой образа жизни населения. Фетишизм-культ неодушевлённых вещей у первобытных племён, выраженный в обожествлении или слепом поклонении. В додинастическом Египте нет источников о фетишизме, но благодаря источникам времен объединенного Египта у нас есть возможность посмотреть в прошлое. Фетишизм в Древнем Египте не прекращал свое существование, он только претерпевал изменения, но никогда не исчезал. Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут, камень Бен-Бен, столб Иуну, столб Джед; также от древних фетишей ведут происхождение общеегипетские религиозные символы: Анх, Уаджет, Уаси [1, с. 115].



С фетишизмом смыкается и тотемизм. Центральной идеей тотемизма, является идея коллективных предков и группового родства людей с животными - тотемами. А. Видеман писал о том, что тотемы образуют мир мифических первопредков общественных родов, тотемических первопредков двойной (полуживотной - получеловеческой) природы. Далее, основываясь на своих наблюдениях, которые показывают на то, что в поведении людей и животных есть очень много общего, автор приходит к выводу о порождении совокупностью указанных обстоятельств культа животных [2].

По многочисленным исследованиям, древнейшей формой религии Египта являлось почитание местных номовых божеств-покровителей.

Ном, номос (др.-греч. νομός, лат. nomus) — греческое и римское название административной единицы в Древнем Египте, утвердившееся с эллинистического периода и также применяемое в науке к более древним эпохам истории Египта, когда области государства носили название септ, спат, сепат (транслит. егип. spt, sp3t).

Культ номовых богов держался до самого конца истории Древнего Египта, уже сочетаясь с поклонением общеегипетским божествам. В этих местных номовых культах сохранялись глубоко архаические черты. Каждый ном чтил свое священное животное, связывавшееся так или иначе с местным богом. Так, в самом южном номе - Элефантине почитали барана, в Дендере - корову, в Сиуте - шакала, в Гермополе - ибиса и павиана, в Файюмском оазисе - крокодила, в Бубастисе - кошку. Покровительницей Нехена, считалась богиня-коршун, а рядом в Нехебе чтили водяную лилию, Буто почитал священную змею, а соседняя община Пе - пчелу. Иероглифы, изображающие четыре последних существа, впоследствии стали символизировать объединенный Египет — это является доказательством преобладания тотемизма. Большая часть исследователей-египтологов признают, что именно отсюда начал происходить процесс антропоморфизации священных животных так, как после кошка превратилась в богиню Бастет, изображавшуюся с кошачьей головой; сокол - в бога Гора. Изображения Тота с головой ибиса, Анубиса с головой собаки, Собека с головой крокодила, богини Сохмет с головой львицы, Хатор с головой коровы и другие служат доказательством о происхождение этих зооантропоморфных образов от священных животных. Следует обратить внимание на большое количество женских божеств в числе местных покровителей: богини Нехебт, Хатор, Нейт, Сохмет, Нефтида и др. Это связано, по-видимому, с сохранением очень сильных пережитков матриархата у древних египтян [6, с. 35-39].


После изложенной информации, можно увидеть, что рядом с тотемизмом идет обожествление культа животных. Египет представляет собой довольно пустынную страну, и животный мир его довольно беден. Может, поэтому в египетской религии так много божественных животных. Начало культа животных относится в династическом Египте к очень глубокой древности. Культ этот проявляется в форме обожествления живого животного и в форме поклонения изображению обожествленного животного или антропоморфному божеству с частью тела животного. Следует отметить также, что некоторым животным поклонялись на всей территории Египта, другим - в отдельных частях страны, наконец, третьим - только в какой-то одной местности [1, с. 137-141].

Скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота.

Египтяне поклонялись божественному черному быку Апису. В городе Мемфисе в храме постоянно проживал живой бык - олицетворение бога быка. Белые и черные быки считались священными животными, и за их убийство грозила суровая кара. Для умерших храмовых быков строились огромные каменные саркофаги. Встречается также культ священной коровы [3].

Весьма распространен был культ крокодила, который олицетворял бога Себека. При многих храмах содержались священные крокодилы, которых кормили жрецы, а после смерти крокодилы бальзамировались. Затем мумии крокодилов захоронились. Чрезвычайно был распространен культ сокола (или ястреба) как воплощение бога Хора, а также коршуна и ибиса. Священным в Египте считался белый ибис с черными крыльями. За его убийство полагалась смерть. Всех этих животных также содержали при храмах, а после их смерти бальзамировали. Широко был распространен культ кошки. Великий бог Ра считался великим котом. Смерть кошки в семье отмечалась специальным трауром. Умерших кошек относили к жрецам, которые их бальзамировали и хоронили на специальном кошачьем кладбище. Для кошек иногда делали гробы. За убийство кошки следовало суровое наказание. При пожаре первой спасали кошку, а только затем детей и имущество. В некоторых местностях обожествлялся баран и лев. Было известно около 60 божеств, изображаемых в виде льва или львицы. Считались священными также черные собаки и шакалы. Они отождествлялись с богом потустороннего мира Анубисом. Большое влияние имел культ змеи. Изображение змеи было на головном уборе фараона. Считалось, что оно защищает его от влияния дурных сил. В виде змеи предстает богиня земного плодородия Рененутет. При входе во многие храмы устанавливались каменные стелы с изображением змей. Особое место занимал священный жук скарабей. Это насекомое играло огромную роль в религии Египта. Оно было олицетворением жизни, самовозрождения и называлось - хепри [3].


Различия между додинастическим тотемизмом и культом животных в династическом Египте в принципе вовсе не так уж значительны: если тотему не поклоняются, если тотем - «родственник» племени или клана, то обожествленному животному молятся и в ряде случаев это божество является приближенным к фараону: «Коршун Нехбет слыл матерью фараона, а дикая корова - его кормилицей и воспитательницей». Словом, в ряде случаев тотемизм и культ животных настолько сближаются, что нет сомнения в том, что это явления одного порядка.

Менее распространен был культ растений, и сведений о нем соответственно меньше. Однако факт его существования вне сомнения: храмовые тексты птолемеевского времени приписывают каждому ному свое священное дерево. Наиболее распространенными деревьями в Египте были сикомора и финиковая пальма. С культом деревьев связано в основном поклонение богиням. В Гелиополе, например, дерево олицетворяло богиню Нут, в других местах - богиню Хатхор. Сикомора-Хатхор обожествлялась в Мемфисе, финиковая пальма - Хатхор - в Нижнем Египте, близ современного Ком-эль-Хисна, и т. д. Объектами культа были также лук, чеснок и некоторые другие растения. Интересно подчеркнуть, что пережитки древнеегипетского культа деревьев в той или иной форме сохранялись и в мусульманском Египте до первой четверти XX в. включительно [1, с. 154].

У большинства народов фетишизм и тотемизм исчезли в процессе исторического развития, оставив лишь те или иные пережитки; в Египте же культ животных не только не исчез, но проявил необычайную живучесть - он сохранился и после потери Египтом независимости до времени римского господства включительно.

Наряду с тотемизмом магия - одна из древнейших ступеней религиозного сознания. Возникнув в Египте в незапамятные времена, магия стала одним из краеугольных камней египетского религиозного сознания, неотъемлемым и чрезвычайно важным компонентом религии. Более того, можно без преувеличения сказать, что египетская религия глубоко проникнута магическим мироощущением, что последнее в ней превалирует, особенно в воззрениях на загробную жизнь.

В древности египетские маги обладали репутацией могущественных колдунов. В греко-римские времена магия стала особенно популярной в Египте в самых разных проявлениях и аспектах. Итак, магия была создана божеством для блага людей, она - откровение божества. В Древнем Египте верили, что магия позволяет устанавливать контакты между людьми и богами, а также между людьми живыми и умершими, к ней прибегали для обеспечения комфортных условий своего будущего пребывания в загробном царстве и для решения важных проблем текущей земной жизни. Свидетельства о вере в силу и могущество магии дошли до нас из глубокой древности. Одним из них является надпись на гранитной стеле,