Файл: Религиозные представления древнего египта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
найденной между лапами Сфинкса, стерегущего пирамиду Хефрена в Гизе. В надписи рассказывается, что однажды фараон Тутмос II правивший с 1290 по 1224 год до н.э., утомившись после охоты, задремал у подножия Сфинкса. Во сне ему явился бог Харемахет, который повелел фараону очистить изваяние Сфинкса от засыпавшего его песка. Проснувшись, Тутмос приказал незамедлительно приступить к исполнению божественного волеизъявления [3].

Познания древних египтян о существовании, облике и роде занятий демонов были гораздо обширнее и богаче, чем познания европейских магов в эпоху Средневековья и Возрождения. Большое количество сведений о подземных демонах содержится в текстах древнеегипетской Книги мертвых. В одной из глав книги, где содержатся наиболее полные сведения о заупокойном культе, подробно излагается процедура загробного суда в виде взвешивания сердца умершего на весах перед Осирисом. Покойный отчитывается о своей земной жизни, говорит, что он не совершал преступлений и дурных дел. Бог Тот и богиня правосудия Маат проверяют правильность слов умершего, взвешивают его сердце. Если умерший вел неправедную жизнь, то его бросают в пасть чудовища, которое его пожирает. Если же он вел жизнь праведную, то он попадает на благодатные поля Иалу, где проводит вечную беспечальную жизнь. Некоторые из них охраняли ворота загробного царства от проникновения «нечестивых», другие бродили по подземным владениям Озириса, и пищей в этом мрачном мире им служили тела умерших, а жажду свою они утоляли их кровью [4, с. 77].

Главным содержанием магических ритуалов были заклинания. С их помощью вызывали существа из потустороннего мира, подчиняли их воле заклинателя и препровождали обратно в место постоянного пребывания.


  1. Представления о сотворении мира крупных городов

    1. Главные и местные боги


В Египте бог правил всем, нов древнем Египте не существовал один какой-то верховный бог, а их было множество, и каждому богу пантеона была назначена своя сфера. Номы, города, храмы - все они были посвящены отдельным конкретным богам, хотя и другие боги не были совершенно исключены. Некоторые боги были ограничены временем, в течение которого они осуществляли свои функции. Например, каждым месяцем руководил какой-то определенный бог: Тот, например, был богом месяца Тота, Хатхор - богиней месяца Атхир, а Кхунсу - богом месяца Пакхонс. По крайней мере, в некоторых случаях месяцы получали названия по именам богов. В более поздних текстах каждый день месяца посвящен определенному богу: первый - Тоту, второй - Гору, мстящему за своего отца, третий - Осирису, с четвертого по седьмой - четырем погребальным духам, пять эпагоменальных дней обычно считали принадлежащими пяти главным богам из группы Осириса, которые, согласно верованиям, должны были быть рождены в эти дни. Во времена Птолемеев день иногда называли по имени правящего монарха, а не бога. Так, 30-е число месяца Месори, день рождения Птолемея Епифана, и 17-е число месяца Мекхир, дата его восхождения на престол, оба были названы его именем. Это деление времени среди божественных существ также осуществлялось и для более мелких отрезков времени: часами дня и ночи правили соответственно отдельные богини - не те, что входили в группы великих богов, а существа, созданные исключительно с этой целью [3].


Все известные нам египетские божества важно разделить на божества общеегипетские, упоминаемые в мифологических и иных текстах (к ним относятся божества космические, как Нут - богиня неба, Нун - бог первозданного океана, Хапи - бог Нила и т.д., божества, олицетворяющие абстрактные понятия, например Маат - богиня мирового порядка, Сиа - бог разума и познания, Ху - бог творческого слова и т.д.), и божества локальные, связанные с определенной местностью. Локальные божества - покровители городов или номов - считались творцами мира только в пределах своих культовых центров: каждый из таких богов обычно отождествлялся с каким-либо богом, почитаемым во всей стране.Для жителя данной местности, во всяком случае для подавляющей массы жителей, местный бог был всем. Так было не только в незапамятные времена и на заре истории, но и в греко-римское время. В дидактическом демотическом тексте, известном в науке как папирус Инсингер, говорится: «От бога, почитаемого в городе, зависит жизнь и смерть жителей города. Нечестивец, уходящий на чужбину, отдает себя в руки врага». Под «нечестивцем» подразумевается человек, покидающий свой ном и номового бога [1, с. 161].

В связи с этим делением божеств, в египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта - Иуну (Гелиополь), Гермополь (Шедет) и Мемфис - выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Разные теологические центры Древнего Египта, крупнейшими среди которых были города Гелиополь, Мемфис, Гермополь и Фивы, выдвигали каждый свою космогоническую версию, объявляя своего главного бога творцом мира, а всех наиболее известных в стране богов - созданными им или ведущими от него происхождение. Общей для всех концепций являлась только идея об изначальном Хаосе [9, с. 237].

Все теогонии и космогонии исходят из того, что до момента создания мира существовал извечный, первобытный океан, олицетворенный богом Нуном. Представление это глубоко коренилось в сознании египтян, и было обусловлено самой природой Египта, его физической географией. С незапамятных времен бесчисленные поколения людей, селившихся на берегах Нила, наблюдали грозную и вместе с тем милостивую к человеку стиуиэт великой реки, без которой невозможно было представить себе жизнь в любых ее формах и проявлениях. Зрелище ежегодных грандиозных паводков, затем спада воды и появления плодородной, необходимой для жизни земли воспринималось египтянами как повторение, правда, в меньшем масштабе, истории мироздания. Первым появившимся из первобытного океана куском суши в том или ином городе считался именно тот кусок, на котором стоял данный город. Из недр первобытного океана Нуна, извечного водного хаоса, появился и демиург - в виде солнца и света. Демиург возникал сам собой и создавал других богов и весь мир. Демиурги в разных центрах различны. В Гелиополе, Мемфисе, Фивах — это Ра, Пта, Амон, в Гермополе — это огдоада.



Созданию людей, как это ни странно, в космогониях уделяется внимание явно недостаточное. Люди существуют уже в самом начале творения, т.е. хронологически до богов. По одной версии, люди возникли из слез бога Ра, по другим - их создавал бог Хнум на своем гончарном круге [10, с.60].

Космогонии и теогонии теснейшим образом связаны между собой, эта связь органическая, нерушимая. Элементы космогонии являются одновременно элементами теогонии. Например, небо не только компонент космоса, это и богиня, жена Геба, дочь Шу и Тефнут, - элемент природы слит с божеством, персонифицирован в конкретном божестве.
2.2 Представления Гелиополиса
По некоторым данным, которыми располагает наука, Гелиополь являлся самым древнейшим и вместе с тем крупнейшим религиозным центром в древнем Египте. Именно поэтому, автор начинает свое изложение с этого города, который являлся местом зарождения Древнеегипетской религии.

Гелиополь (греч.; др. - егип. Иуну; библейск). Он был расположен несколько более чем в десяти километрах к северо-востоку от современного Каира. Фактически от древнеегипетского города не осталось ничего. Из античных авторов, лишь географ Страбон лично посетил Гелиополь и оставил заметку о нем: «В Гелиуполе я видел большие дома, в которых жили жрецы, ибо в древнее время, по рассказам, этот город как раз был кварталом жрецов, которые занимались философией и астрономией; теперь же это объединение перестало существовать и его занятия прекратились. Действительно, в Гелиополе я не обнаружил ни одного руководителя таких занятий, но только жрецов, совершающих жертвоприношения и объясняющих чужеземцам смысл священных обрядов... Однако в Гелиуполе нам показывали дома жрецов и школы Платона и Евдокса; Евдокс прибыл туда вместе с Платоном, и они оба, по словам некоторых писателей, провели 13 лет с жрецами». На основании этих слов можно сделать вывод, что во времена Страбона Гелиополь находился в состоянии полного упадка. Совершенно иную роль играл этот город ранее.

Храмы Гелиополя также полностью разрушены. По сохранившимся развалинам одной храмовой ограды, можно судить об их величине. Есть основания полагать, что здесь были храмы Атума и Ра-Харахти. Священными животными в Гелиополе, древнем городе солнца, были черный бык Мневиси божественная львиная пара, которую почитали и северо-восточнее Гелиополя. Некоторые боги изображались иногда в виде змеи, как и древнейший местный демон Нехебкау [1, с. 172].


В начале был Хаос, который назывался Нун, - бескрайняя холодная водная пустыня, объятая тьмой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя: Первозданный Океан оставался неподвижным.

Но однажды из Океана появился бог Атум. Мир по-прежнему был скован холодом и погружён в беспроглядную тьму. Атум стал искать в Первозданном Океане твёрдое место - какой-нибудь островок, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда бог создал Холм Бен-Бен - Изначальный Холм [10, с. 103].

Насколько можно судить по имеющимся источникам, Атум являлся наиболее древним и важным богом Гелиополя. Его имя означает, по-видимому, «совершенный». О гелиопольской теогонии и космогонии говорят и «Тексты пирамид», и «Тексты саркофагов», и «Книга мертвых», и ряд других текстов. Атум считался первозданным, нерукотворным, изначальным богом, создавшим самого себя из первоначального хаоса, из океана - Нун, который в «Текстах пирамид» назван «отцом богов». В «Текстах пирамид» об Атуме говорится: «Этот царь возник из Нуна, когда не было еще неба, когда не было еще земли, когда еще ничего не существовало, когда не было еще беспорядка, когда не появился еще тот ужас, который должен был исходить от Ока Хора». Под «беспорядком» подразумевается попытка восстания людей против верховного бога, восстания, утопленного в крови богиней Око Хора, о чем рассказывается в более поздних текстах. Следует отметить, что слово «око» у египтян женского, рода. Итак, Атум возник сам по себе, создал сам себя [9, с.250].

В другом изречении «Текстов пирамид» говорится: "Привет тебе, Атум, привет тебе, Хепри, который возник сам! Ты поднялся в твоем имени «холм», ты возник в твоем имени Хепри". Эти слова нуждаются в пояснении. Атум отождествлен с Хепри, иначе говоря, это один и тот же бог. Имя Хепри значит «ставший», «возникший [сам по себе]» [9, с. 251]. Теперь по поводу отождествления бога Атума-Хепри с холмом. Это очень важный момент гелиопольской космогонии, представленный также, как мы увидим далее, в космогониях Мемфиса и Гермополя. Египетские космогонии были фантастическим отражением реального бытия. Египтяне жили в стране, которая испокон веков во время ежегодных разливов великой реки превращалась в нечто вроде моря. По окончании периода разлива из воды появлялась земля. Египтяне явно связывали эти два явления - возникновение мира и разливы Нила, о чем ярко свидетельствует иероглифический текст в Луксорском храме, датированный третьим годом царствования фараона Осоркона III. Там сказано: «Вода Нуна поднялась [...] всю эту страну и достигла обоих утесов пустыни, как при создании мира; эта страна была в ее власти, как во власти моря». Отсюда первозданный холм - начало сотворения мира из безбрежного мирового океана Нуна, начало жизни. Первозданный холм — это первая пригодная для жизни часть мира, важнейший элемент космогонии. В Гелиополе были созданы и разработаны, насколько можно судить, древнейшие египетские теогония и космогония. Появление из извечного хаоса великого, «создавшего самого себя» бога Атума было началом мироздания (вспомним об отождествлении Атума с первозданным холмом). Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару - Бога Шу и богиню Тефнут; эта пара родила бога Геба и богиню Пут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю, Тефнут - женское дополнение Шу. Геб - антропоморфный образ земли, или просто Земля, Пут - антропоморфная богиня неба, или просто Небо. Геб находится в горизонтальном положении; Нут, изогнувшись над ним и упираясь в него руками и ногами, представляет собой небосвод, который поддерживают над Гебом, над землей, бог Шу и богиня Тефнут. Иначе говоря, Шу иТефнут, Геб и Нут — это обожествленные космические стихии. ОтГеба и Нут произошли две пары: Осирис и Исида, Сетх и Нефтида. Итак, Атум и его потомство составляют совокупность девяти божеств, гелиопольскую девятку, или эннеаду [9, с. 251].

2.3 Представления Гермополиса
Гермополь, столица XV верхнеегипетского (Заячьего) нома, важным политическим центром не был. В эпоху Старого царства назывался Унут - по имени богини-покровительницы нома, изображавшейся в облике зайчихи. Когда Мемфис утрачивает статус столицы централизованного государства Первый и власть концентрируется в руках номархов Гераклеополя, объявивших себя фараонами, соответственно возрастает политическое значение Заячьего нома, растет и популярность, и значимость космогонической доктрины Гермополя.

Город Унут получает название Хемену (коптск. Шмуну) - «Восемь», «Восьмёрка» - в честь почитавшихся там восьми изначальных богов-творцов. Космогоническая версия Гермополя распространилась повсеместно, однако пользовалась меньшей популярностью, нежели гелиопольская и мемфисская космогонии [9, с. 255].

Религиозная система Гермополя известна в основном по текстам позднего времени, в значительной мере происходящим не из самого Гермополя, а из других религиозных центров. Прежде всего следует отметить, что между огдоадой Гермополя и богом Тотом нет такой органической и тесной связи, как между Ра и его эннеадой.

Знаменательно, что название «Восемь» город получил в честь восьмерки богов, состоящей из четырех пар божеств, в число которых бог Тот не входил. Эти четыре пары (каждая состояла из бога и богини), вне всякого сомнения, не были исконными богами ни самого Гермополя, ни близлежащих мест; они - результат теологической спекуляции жречества. Этими четырьмя парами божеств были представлены стихии, из которых возник организованный мир. [1, с. 314].

В начале был Хаос. В Хаосе царили силы разрушения: Бесконечность, Ничто, Небытие и Тьма.

В некоторых источниках к «отрицательным» изначальным силам Хаоса причисляются три пары божеств: Тенему и его женская параллель Тенемуит (Мрак, Исчезновение), Ниау и Ниаут (Пустота, Ничто), Герех и Герехт (Отсутствие, Ночь).

Разрушительным силам Первозданного Хаоса противостояли созидательные силы - четыре пары божеств, олицетворяющих стихии, - Великая Восьмёрка, Огдоада. Мужские божества Восьмёрки - Хух (Бесконечность), Нун (Вода), Кук (Темнота) и Амон («Невидимый» - то есть Воздух) имели облик людей с головами лягушек. Им соответствовали женские пары: Хаухет, Наунет, Каукет и Амаунет - богини со змеиными головами [10].

Боги Великой Восьмёрки плавали в Первозданном Океане Нуне. Из земли и воды они создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм - «Огненный остров». И там, на острове, из Яйца вылупился бог утреннего Солнца Хепри.В «Книге Мёртвых» сохранились фрагменты этой мифологической версии, связанной с космогонической доктриной Гермополя (но восходящей, очевидно, к древнейшим, архаическим представлениям): Яйцо, из которого родился бог Солнца, снёс на Изначальном Холме Великий Гоготун - белая птица, которая первой влетела во тьму и нарушила вековечное безмолвие Хаоса Нуна. Великий Гоготун изображался в виде белого гуся - священной птицы бога земли Геба.