Файл: Педсовет 16. 05. 2023 Введение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педсовет 16.05.2023
Введение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Сегодня мы с вами обсуждаем одно из ключевых направлений развития системы образования страны – формирование единого образовательного пространства.
В 2021 году мы обновили ФГОС начального и основного общего образования, в 2022 году обновлён стандарт среднего общего образования. В обновленных федеральных стандартах обозначены чёткие ориентиры в части предметных результатов, а также ожидаемые результаты духовного, патриотического, личностного развития детей. Обновление ФГОС позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции получения общего образования.
Единые подходы к формированию содержания образования, единые стандарты и единая система мониторинга – это гарантия повышения качества образования.
Со следующего учебного года во всех школах России будут введены единые федеральные основные общеобразовательные программы «в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования», так называемый «золотой стандарт».
«Примерные образовательные программы» на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования исключены из Закона об образовании.
22 декабря 2022 года федеральные программы по всем трём уровням общего образования зарегистрированы Минюстом России.
Обращаю Ваше внимание на то, что мы используем аббревиатуры ФООП и ФОП, когда говорим сегодня о федеральных программах. Давайте вместе разберемся, в чем здесь различие.
Понятие «Федеральные основные общеобразовательные программы» или «ФООП» включает в себя несколько программ (двух или трех уровней образования). Когда мы говорим о федеральной программе одного уровня общего образования, то речь идёт о «федеральной образовательной программе» или «ФОП», например, федеральная образовательная программа начального общего образования или ФОП НОО.
Каждая федеральная образовательная программа соответствующего уровня образования включает обязательные компоненты: федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральный рабочие программы учебных предметов
, федеральную рабочую программу воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы.
Школы разрабатывают основные образовательные программы в соответствии с ФГОС и ФООП.
Хочу сделать акцент на том, что школы в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру в начальной школе, по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ в основной и средней школе. Программы вводятся с 01 июня 2023 г.
Что здесь важно добавить. Федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углублённого изучения предмета.
В этом случае необходимо соблюдать условие, что содержание и планируемые результаты разработанных школами образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП.
По-прежнему, в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература» и «Второй иностранный язык» могут быть включены в учебный план в случае поступления заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в школе необходимых условий
Отмечу, что в ФОП основного общего образования предусмотрена возможность изучения учебных предметов («Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология») на углублённом уровне за счет добавления учебных часов, из части федерального учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Для реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в учебном курсе «История России» количество часов на изучение учебного предмета «История» в 9 классе рекомендуется увеличить на 14 учебных часов.
Программой учебного предмета «Математика» и федеральным учебным планом, как в рамках базового уровня, так и углублённого уровня, предусмотрено введение в 7-9 классах нового учебного курса «Вероятность и статистика». ФОП ООО определено введение данного курса начиная с 7 класса.
При этом в учебном плане образовательной организации, а также при ведении классного журнала в 7-9 классах указывается наименование конкретного учебного курса «Алгебра», «Геометрия» или «Вероятность и статистика», а при выставлении итоговой оценки в аттестат указывается наименование учебного предмета «Математика» и проставляется оценка как среднее арифметическое годовых отметок по трем учебным курсам и экзаменационной отметки выпускника.
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класса, при внедрении ФОП ООО в учебном плане 6 класса предусмотрен ещё один час.
В учебном плане с учетом соблюдения требований ФГОС среднего общего образования: необходимо включение не менее 13 учебных предметов («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности») и изучение не менее 2 учебных предметов на углублённом уровне , три и более предметов. При этом в случае с универсальным профилем обучения комбинация учебных предметов, выбранных для углубленного изучения может быть индивидуальной (по выбору участников образовательных отношений) (не могут быть углублёнными: русский яз, физическая культура, ОБЖ) При этом образовательная организация самостоятельно распределяет количество часов, отводимых на изучение учебных предметов. Важно подчеркнуть, что при разработке учебного плана на уровне основного и среднего общего образования школа вправе предусмотреть перераспределение времени, предусмотренного в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углублённого изучения отдельных учебных предметов.
При этом учебный предмет Астрономия в полном объёме войдёт в учебный предмет Физика.
Также исключены экономика и право, они вошли в обществознание; естествознание в биологию ; Россия в мире в историю.
Индивидуальный проект проводится так же в обязательном порядке. С отметкой в аттестат., не зависимо от кол-ва часов. Если в обязательной части, то можно 1 час в неделю. Можно только в 10 или 11 классах. Можно по 0,5 ч. оценка выставляется также по полугодиям. Защиту проекта можно учитывать как форму промежуточной аттестации. Оценка за защиту проекта влияет на годовую.
Если в части формируемой участниками ОО, то объём часов должен быть не менее 64 часов.
Изучение произведений, посвященных событиям Великой Отечественной войны, всегда занимало особое место в курсе литературы. Так, ФОП ООО предусматривает изучение рассказа «Судьба человека» Михаила Шолохова, стихотворений Константина Симонова, рассказов Юрия Бондарева. В проект ФРП по литературе при изучении тематического раздела «Литература второй половины XX века» в 8 классе включен рассказ Алексея Толстого «Русский характер».
В ФОП среднего общего образования как обязательный для изучения включен роман Александра Фадеева «Молодая гвардия». Кроме того, обучающиеся 11 класса обязаны познакомиться: с поэзией о Великой Отечественной войне. Это, например, стихотворения (по одному стихотворению не менее чем двух поэтов по выбору) Юлии Друниной, Константина Симонова, Михаила Исаковского, Давида Самойлова и других; с драматургией о Великой Отечественной войне; с прозой о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем двух писателей по выбору). Например, Юрий Бондарев «Горячий снег»; Сергей Смирнова «Брестская крепость», Борис Васильев «А зори здесь тихие…» и другие. Кроме того, обязательным для изучения является роман-эпопея «Тихий Дон» (избранные главы) Михаила Шолохова. Вместе с тем, при формировании содержания федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литература» в ФОП СОО будут включены романы: «В августе сорок четвёртого» Владимира Богомолова и «Как закалялась сталь» Николая Островского. Обращаю Ваше внимание на необходимость обеспечения включения в рабочие программы по литературе произведений, которые в ФРП определены как обязательные для изучения.
В настоящее время одним из важных элементов содержания образования является изучение истории подрастающим поколением. Задача учителя истории - защитить ценностные основы российского общества и воспитать новые поколения – хорошо образованных, свободно мыслящих патриотов России. Людей, которые всем сердцем любят нашу Родину. И передадут эту любовь – уже своим детям и внукам. Новые [единые] федеральные основные программы – задают целостный, и – единый подход к преподаванию истории. Историческое образование реализуется с начальной школы в рамках учебного предмета «Окружающий мир», который позволяет использовать интегрированный подход к изучению окружающего мира в соответствии с особенностями его восприятия детьми – они воспринимают мир целостно, не дифференцированно. При этом основными идеями исторической составляющей являются: ознакомление детей с рождением и развитием российского государства от Древней Руси до современной России; воспитание патриотических чувств, гордости за славные страницы истории великого государства, уважения к культуре, традициям многочисленных народов, населяющих Российскую Федерацию; ознакомление с выдающимися личностями, великими гражданами России, которые внесли вклад в развитие науки, искусства, литературы, – представителями разных народов; знакомство с объектами всемирного наследия ЮНЕСКО на территории России (Московский Кремль; Великий Новгород; Кижи и др.). Важно подчеркнуть, что в рамках учебного предмета «Окружающий мир» осуществляется еще и связь между историей России и региональной историей. Включение в рабочую программу учебного предмета «Окружающий мир» таких тем как «Значимые события истории родного края», «Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним», «Уникальные памятники культуры России, родного края», «Государственная символика Российской Федерации и своего региона» позволяет показать общность исторических судеб России в неразрывном единстве истории ее регионов. Разработан новый учебный курс для основного общего образования – "Введение в Новейшую историю России". Он посвящён переломным событиям ХХ и начала XXI века, включая, конечно же, Великую Отечественную войну. А также – обращаю ваше внимание – совсем недавние события. Это и специальная военная операция, и принятие в состав России новых регионов – на основе свободного волеизъявления миллионов людей.
Что здесь ещё очень важно. Предмет "История" является обязательным для изучения. В него входят "Введение в Новейшую историю России", а также "История России" и "Всеобщая история". Но для наших детей в центре исторического образования, его несущим стержнем должна быть – Россия. В этих же целях вводится и отдельный новый курс "Россия – моя история" – для старших классов. Единый подход к преподаванию истории родного края в рамках школьной программы включает в себя: разработанные региональными институтами развития образования методические рекомендации по изучению истории родного края в рамках учебного предмета «История»; обеспечение прохождения педагогическими работниками соответствующих курсов повышения квалификации; включение изучения региональной истории во внеурочную деятельность.
Согласно ФГОС СОО учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для уровня среднего общего образования. ФГОС СОО устанавливаются требования к предметным результатам освоения ОБЖ, в том числе сформированность представлений о роли России в современном мире, угрозах военного характера, роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении мира, знание основ обороны государства и воинской службы, прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны, знание действий при сигналах гражданской обороны. Кроме того, в силу Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 1441, подготовка граждан по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола в том числе в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования в течение последних двух лет обучения и в учебных пунктах в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Кроме того, организация обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных организациях определяется Инструкцией об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования: рабочая программа курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка» (учебные сборы по основам военной службы); рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больными». Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка» предназначена для юношей (для девушек по выбору). Программа рассчитана на 35 часов.