Файл: Конспект лексика и семантика lexicology and semantics.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О РАБОТЕ





Версия шаблона

1.1

Вид учебного занятия

Штудирование

Название дисциплины

Деловой иностранный язык

Тема

Морфология. Времена группы

Фамилия

Кравцов

Имя

Владислав

Отчество

Андреевич

ID (номер контракта)

280813030221090001


Конспект



ЛЕКСИКА И СЕМАНТИКА

LEXICOLOGY AND SEMANTICS

Слово – одна из основных единиц языка, служащих для именования предметов, лиц,

процессов, свойств. В лингвистике (науке о языке) слово рассматривается: с точки зрения

звукового состава; значения; морфологического строения; словообразовательного характера;

принадлежности к какой-либо части речи; роли в предложении; стилистической функции;

происхождения. Наш курс значительно сокращён и упрощён в силу особеностей

нелингвистической (неязыковой) специализации студентов.

Язык текста – это фонетическое письмо. Трудность не в том, что мы не можем с

уверенностью соотнести символы (буквы) с теми или иными звуками. Главная проблема – как эти

буквы складываются в слова, а слова - в предложения. Нам представляется, лучше начать с чтения

8

какой-либо модели, образца, затем, по мере освоения, модифицировать её в другую категорию

/ группу слов, добавляя или используя новые знаки, например: (to) write – wrote – have / has written –

(to be) writing – writer и т.п. Так создаётся новый речевой отрезок текста.

Конечно, можно начать говорить на, так называемом, «туристическом» языке совершенно

свободно, непринуждённо, ибо знание «туристического» вовсе не предполагает его грамматики.

Можно сказать, язык жестов (finger language) – это и есть азбука «туристического» языка.

В такой же тупик станет ребёнок, который уже прекрасно умеет говорить, но не обучен

чтению и грамматике. Можно научиться счёту, не раздумывая, но выделить и систематизировать

звуки языка, соотнести их с буквами – это уже предмет научного поиска. А это уже – атрибут,

неотъемлемая принадлежность изучения предмета.


Всякий, даже не изучавший науки человек сразу скажет, что слова что-то означают, имеют

смысл и что смысл, значения выражаются в словах. Эта обычная, естественная точка зрения

подтверждает, что действительно, смысл, значения, содержание в языке находят выражение, в

первую очередь, в совокупности слов языка – в словарном составе и уже затем в высказывании, в

предложении. Почти все основные понятия структуры языка могут быть даны в простой форме на

материале слов.

Словарный состав языка иначе называется лексикой, а изучающий его раздел языкознания –

лексикологией. Значения и смыслы в языке называют планом содержания языка, или семантикой,

а изучающий их раздел языкознания – семасиологией.

Эти два раздела языкознания – лексикология и семасиология тесно соприкасаются, так как из

тех единиц языка, которые имеют значение, слово – основная единица. С одной стороны

значением обладают не только слова, но и части слова, сочетания слов, высказывания, и поскольку

семасиология изучает также и их значение, то она шире лексикологии.

С другой стороны в лексикологии словарный состав изучается не только с точки зрения

значения, но и с других точек зрения – происхождения, роли в общении. Слова делятся на

исконные: мать, воздух, речь, петух, ходить и заимствованные: франц. этикетка, нем. ярмарка,

англ. футбол. Слова могут иметь международное значение: радио, атом, информация, компьютер.

Словарный состав английского языка отражает его историю. Когда римляне покинули

Британские острова в 410 г., вместе с ними ушёл и латинский язык. Бритты (истинные обитатели

острова) продолжали использовать кельтские языки: бретонские, гельские – ку - кельтские

(он же шотландский гэльский), ирландский и другие. Эти языки по сию пору остаются

разговорными и находятся друг с другом в весьма близком родстве. Кельтские племена населяли

территорию современной Англии, которая в середине I века нашей эры стала римской колонией

Британией. С развалом своей империи римляне утратили контроль над британцами и покинули

остров. Английский язык развивался из языков германских племён англов, саксов и ютов,

переселившихся в V веке н.э. в Британию. Кельты (римское название кельтов – галлы) - основное

население Британии (VIII в. до н.э. - V в. н.э). В ходе англо-саксонских завоеваний (V–VI вв.)



кельты частично были истреблены, частично вытеснены из Британии; оставшиеся составили один

из элементов английской народности. Однако язык германских племён совершенно вытеснил язык

кельтов, и в английском языке сохранилось очень немного кельтских слов.

В конце IХ в. викинги принесли с собой скандинавский язык (Norce), их речь во многом была

схожа с англо-саксонской.

9

В ХI веке н.э. Англия была завоевана норманнами – скандинавским племенем, завоевавшим

Францию, осевшим там и говорившим на французском языке. В течение нескольких столетий

после завоевания Англии норманнами французский язык был официальным языком государства,

тогда как английский народ продолжал говорить по-английски.

В современном английском языке около половины слов составляют слова германского

происхождения, а в живой разговорной речи они составляют до 90 %, поскольку принадлежат к

числу обиходных.

За те 400 лет, когда французский язык был языком официальным, в английский язык вошло

много французских слов, ряд французских суффиксов и приставок.

В словаре английского языка есть также довольно много cлов заимствованных: banana

(испанск.), baza(a)r (персидск.), ski (скандин.), skipper (голланд.). Научные термины в английском

языке часто образуются от латинских и греческих корней и принадлежат к числу международных

слов. Например, такие английские слова как telegram телеграмма, radio радио, medicine медицина.

В английском языке много интернациональных слов: video, music, cinema, president, doctor, ballet,

sumba, sauna.

Невольно в памяти всплывает библейcкое сказание о строительсте вавилонской башни, когда

потомки Ноя начали строить её, чтобы достичь небес, но Бог помешал её завершению; он смешал

языки народов и рассеял их по всему миру. Однако рассеянные по всему миру люди и по сей день

стремятся к общению, контактам, взаимно обогащая и развивая научный прогресс, исследуя

всесторонне все аспекты материальной, духовной и культурной деятельности людей. И в этом

взаимоотношении поистине велика роль человека в изучении и знании иностранных языков.

1. Отдельное слово Individual word

Семантический треугольник Semantic Functions

Итак, начнем рассмотрение с понятия слова, простейшего случая, когда минимальная ячейка

лексики – слово – имеет одно значение. Практически это бывает редко, но теоретически мы вправе

предположить, что рассматриваемые нами сейчас слова однозначны. В таком случае мы имеем:


(1) связный звуковой ряд, образующий слово с его внешней стороны, т.е. звуковую, фонетическую

оболочку слова, или фонетическое слово; (2) предмет, называемый словом; (3) смысл, который

слово вызывает в нашем сознании. Весь этот комплекс – три элемента и связи между ними и есть

слово. Логическое определение понятия «слово» звучит так: «Слово - звуковая материальная

оболочка, с помощью которой язык регистрирует и закрепляет результаты работы мышления,

успехи познавательной работы человека и, таким образом, делает возможным обмен мыслями в

человеческом обществе»1

. В качестве предельного минимума признаков, характерных для слова,

называют пять:

1) фонетическая оформленность - слово «всегда определенное звучание, состоящее как

минимум из одной фонемы»;

2) семантическая валентность - всякое слово имеет значение;

3) недвуударность - слово «всегда выступает или как безударное, или как имеющее одно

основное ударение»;

4) лексико-грамматическая отнесенность - слово, как правило, употребляется в предложении;

5) непроницаемость - внутрь слова нельзя вставить другого слова.

1 См. Н.И. Кондаков. Логический словарь-справочник. Изд. «НАУКА» М. 1975, с. 549.

10

Кроме этого минимума основными признаками слова как языковой единицы в целом

считаются также постоянство звучания и значения. Звуковая оболочка слова не является

зеркальным отражением, звучание слова не образ, а только знак предмета. Именно с этих

характерных признаков слов мы и подходим к изучению английского языка как к звуковой

материальной оболочке мысли, где слова и сочетания слов, являющиеся единицами языка,

выступают в виде движущихся материальных частиц воздуха, в виде звуков.

Фонетическое слово может не только звучать, но и быть записано обычным письмом или

специальными транскрипционными значками, дающими по возможности точную запись всех

тонкостей произношения какого-либо слова или текста независимо от его графических и

орфографических норм. Знаковые отношения в слове, таким образом, многоступенчаты.

Словами в языке обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, выражаются

человеческие эмоции и воля, определяется модальность высказываний.

2. Значение слова. Слово и понятие

The word’s meaning and notion

Понятие может быть развернуто в целостную совокупность суждений, а целостная


совокупность суждений о предмете или явлении в действительности может быть представлена в

сжатом виде одним понятием.

Значение слова ближе всего стоит к понятию. Можно сказать, что значение слова стремится к

понятию как к своему пределу. Значение слова отражает общие и одновременно существенные

признаки предмета, познанные в общественной практике людей. Значение слова может быть

развернуто в предложение или в целостную совокупность предложений.

Например, сочетание слов синева неба соответствует предложению: Небо – синее; англ. The

blue sky – The sky is blue.

В некоторых случаях (некоторых словах) значение и понятие сливаются. Таковы, как правило,

термины: сверхпроводимость, интеграл, морфема и др.

Итак. Значение слова – высшая ступень отражения действительности в сознании человека,

та же ступень, что и понятие. Значение слова отражает общие и одновременно существенные

признаки предмета, познанные в общественной практике людей. Значение слова стремится к

понятию как к своему пределу.

Все слова, имеющиеся в любом языке, вместе составляют словарный состав языка. Но

словарный состав – это строительный материал для языка, например, в английском языке: name, is,

your, What. Осмысленный характер языку придает грамматика, которая определяет правила

изменения слов, правила соединения слов в предложение:
What is your name?

ИКТ ICT

1. Соедините (по соответствию) города и страны. Match the towns with the countries.
Rome [roum] О О Australia [Ls 'treIljq]

Rio (de) Janeiro ['rIou (dq)Gq'nIqrou]О О Russia ['rASq]

11

Washington ['wOSINtqn] О О Turkey ['tWkI]

Moscow ['mOskou] О О Italy ['ItqlI]

Sydney ['sJdnI] О О the United States of America [jH'naItId steIts qv

q'merIkq]

Istanbul ["Istxn'bHl] О О Brazil [brq'zIl]

2. Напишите предложения, складывая слова по образцу. Подсказка: is - есть, находится; in –

в (предлог нахожения внутри). Пользуйтесь словарём.

Слова: Madrid, Seoul, Buenos Aires, Paris, Tokyo, Athens, Lima, Argentina, Greece, Peru, Korea,

Japan, France.

Образец: Madrid is in Spain.

1. Seoul __________________________ 4. ___________________________________

2. _______________________________ 5. ___________________________________

3. _______________________________ 6. ___________________________________

3. Прочитайте фрагменты диалогов. Старайтесь понимать содержание без перевода, мысленно

участвуя в диалогах «на языке».

*

- Hello, I am Victor. I am from Moscow.

- What is your name? Where are you from?

- Hello, I am Renato. I am from Brazil.

- Who are you and where are you from?

- I am Enrique and I am from Madrid.

**

- Hello. What is your name?

- Hello, my name’s Marie. What is you name?

- I’m George. Where are you from, Marie?

- I’m from Paris. And you?

- I’m from Athens.

***