Файл: Конспект лексика и семантика lexicology and semantics.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Sorry, are you Thomas? Are you from America?

- No, I am not. I’m not from America. I’m Pete and I’m from London.

- Greg is American. He is from New York.

- But I’m looking for Greg. His sirname is Sheppard. He’s an actor. He’s from Hollywood. Where

can I see him? Do you know this famous actor?

12

- Sorry, I don’t know that famous actor from Hollywood. I study history of England. I’m so sorry

(so much!).

Pre - Reading Activities

Vocabulary [vq' kxbjulqrI] словарь, лексика. Прочитайте слова. Отсутствие транскрипции

оправдано: концентрируйте внимание на смыcле и содержании выполняемых заданий.

Сountrу - страна, родина

Еarl - граф (английский)

wife - жена

a summer morning - летнее утро

church - церковь

England - Англия

husband - муж

wedding - свадьба, венчание

county - графство (в Англии)

Royal Family Tree - королевское родословное дерево

picture картина - рисунок; округ (в США)

enemy - враг, неприятель

mother - мать, матушка

to marry - жениться/выйти замуж

count - считать; граф (не английский)

hate - ненавидеть

call - звать; звонить (по телефону)

opposite - противоположность

Кing - король

power - сила, власть

sheriff - шериф

castle - крепость; дворец

Prince - принц

nothing - ничего

war - война

century - век

town - городок; ам. местечко

prison - тюрьма

title - титул (титулы и другие значимые слова и словосочетания пишутся с заглавной буквы).

Выводы



Выводы. Варианты алфавитного чтения:

1. Когда гласная в односложном слове является единственной конечной: I[ai] я, me[mi:] мне,

my [mai] мой, do[du:] делать, no[nou] нет, т.е. в открытом слоге.

2. Если в слове две гласные буквы стоят рядом, читается только первая из них. Вторая

гласная, непосредственно следующая за первой, является показателем того, что первая гласная

читается так, как она называется в алфавите: tea [ti:] чай, neat [ni:t] вол, бык, see [si:] видеть.

Можно сказать, что сочетание ea тоже образует долгое [i:].

3. Если в слове две гласные буквы, причем вторая отделена от первой одной согласной:

tone [toun], date [deit], конечная гласная буква «е» не звучит, она «немая» и является лишь

показателем алфавитного чтения первой гласной.

25

4. На алфавитное звучание английской гласной влияет тип слога (открытый, оканчивается на

гласную).

Согласные фонемы. Выводы

The Consonant Phonemes. Summary

1. 20 согласных букв алфавита образуют 24 согласные фонемы.

Фонологический анализ системы английских согласных помогает установить согласные

фонемы в следующем порядке: [p-b, t-d, k-g, f-v, s-z, T-D, S,h, C, G, Z, m, n, N, w, r, j, l] – по глухостизвонкости, шумные-слабые (ш – ж), сонорные (звучные) – m, n, r, где голос преобладает над


шумом.

2. Согласные фонемы – это звуки речи, противопоставленные гласным, состоят из голоса и

шума или только шума, без участия голосовых связок (ср. русск. ш – ж), образуются в полости рта,

где струя воздуха встречает различные преграды. При сопоставлении с русским произношением

запомните следующие моменты: в русском языке согласные звучат как твердые, так и мягкие: был –

быль, стал – сталь, лён – лень.

В английском же языке отсутствует палатализация (смягчение) согласных. В словах wet [wet]

сырой, влажный, net [net] сеть, паутина; чистый, нетто (о весе, доходе), sit [sit] сидеть, site [sait]

местоположение и другие английские согласные необходимо произносить твёрдо. Особенно перед

звуками [e], [i]: ten [ten] десять, pen [pen] перо (писчее), test [test] проба, тест, Nick [nik] Ник, fine

[fain] прекрасно (русское звучание в этих случаях услышится как: вэт, нэт, тэн, пэн, тэст, нык,

файн).

3. В русском языке звонкие согласные оглушаются в конце слов: «дед» произносится (дет),

взрыв – (взрыф), стог – (сток) и др.

В английском языке это явление отсутствует: scrub [skrab] скрести, чистить, said [sed] сказал,

но: set [set] садиться (о солнце); сет (в тенисе), read [red] читал и т.д.

Поэтому необходимо чётко произносить звонкие согласные в конце слова звонко и не

оглушать их: said [sed], Ted [ted], egg [eg], big [big], а глухие – глухо: fat [fxt] тостый, жирный,

product ['prOdAkt] продукт, продукция; выгода, прибыль.

30

4. Оглушение конечной согласной может вызвать, как вы уже заметили, изменение смысла

слова: side [said] сторона, site [sait] местоположение; sight [sait] зрение, взгляд, cite [sait] ссылаться,

цитировать. Вы заметили – последние три английских слова звучат совершенно одинаково

(вспомните, это – слова-омофоны, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют

различное значение).

5. Следует помнить, что у англичан перед всеми гласными уклад языка апикальный. Именно

этим и объясняется тот факт, что в английском нет смягченных (палатализованных) согласных,

отсюда и возникает разница в акустическом результате между такими словами, как «нет» - (нэт),

«тень» - (тэн), «бить» (бит).


Логическая схема / Классификация



Артикуляторная и физиологическая классификация согласных фонем

Articulatory and Physiological Classification of English Consonant Phonemes

Мы не ставим задачу классифицировать соединения в группы и системы фонем по признакам

cходств и различий. Наша задача – видеть назначение фонем в том, что они, фонемы, являются

смыслоразличительными единицами речи. Для примера возьмем пару словоформ, имеющих одно



и то же значение, и произнесём их вслух: пруды - пруд (прут), или другую пару: волы (валы) –

вол. Здесь противопоставлены фонемы (д) и (т), в другом случае - (о) и (а). Значение

противопоставленных слов одно и то же, следовательно, (д) и (т), отдельно (о) и (а) - фонемы

«синонимы» (по признакам места и способа образования). Но те же пары фонем в словах «дом» -

«том», «вол» - «вал» будут фонемами – «антонимами». Совпадение фонем по каким-либо

фонетическим чертам есть синонимия фонем, а противопоставление фонем по каким-либо

46

фонетическим чертам - «антонимия». В русском языке фонемы различаются по степени

соотношения по твердости-мягкости: (н-нь, л–ль). Английские фонемы не входят в эту

корреляцию, но по звонкости - глухости - да! (ср. англ. wic [wik] фитиль и wig [wig]) парик.

Слова отделяются и выделяются в потоке речи четкими фонетическими показателями,

посредством которых уже выделенные слова противопоставляются друг другу. Но чтобы уловить

эти показатели, не стоит прибегать к их членению на фонемы, морфемы и т.п. Напротив, следует

начинать с широких кусков звучащей речи и стремиться к тому, чтобы уловить изменение

фонетических характеристик именно на этих целых широких участках. Фонетическое содержание

этих участков образуют: интонация, ударение, тоны, гармония гласных и согласных.

А звучащая речь при всем этом не должна разрушаться слоговой отграниченностью группы

слов от сложносоставных слов типа английского: a black bird [q ' blxk ' bWd] чёрная птица и a

blackbird [q'blxkbWd] дрозд; или явления вроде русского: « в неочереди» и « вне очереди».

Последовательность фонетических слов, ограниченная паузами, внутрь которой не может

быть вставлено такой же последовательности, есть фонетическое словосочетание или фраза

(согласитесь, наука – это тернистый путь познания). Но мы не заходим в «терновник». В этой

связи вы лишь потренируйтесь на правиле ограничения паузами последовательности

фонетических слов в потоке речи на примере английского юмора из серии:

« Просвещение в первые дни службы в армии»:

“How often do I have to tell you that there is a distinct pause between “Haltwhogoesthere” and the

shot?”

Перевод: «Сколько (раз) тебе говорить, что существует отчётливая, ясная пауза между

«Стойктоидёт» и «Стреляю!». Печально и смешно, но подобная сцена звучит и в русском

анекдоте:

- «Стой, стрелять буду!» - «Стою!» - «Стреляю!»

И еще один (из той же серии юмора). Кстати, переведите его на русский язык.


Friend Перевод

- “Halt – who goes there?” _________________

- “Friend - with a bottle!” ___________________

- “Pass friend. Halt bottle!” ____________________

halt [hLlt] - стой! (команда). Pass [pa:s ] проходить

47

Сейчас вы сможете разделить паузами это «сложное» слово “haltwhogoesthereshot” и

убедиться в необходимости соблюдать правила последовательности фонетических фраз,

словосочетаний, интонации. Прочитайте внимательно ещё раз.

Так, для нагдядности представления о фонетических средствах оформления устной речи мы

слегка коснулись этой темы. Но путь к знаниям всё-таки проходит через «тернии», и мы

продолжаем этот вдохновенный путь. Знакомимся с согласными.

В появлении согласных фонем: [p, b, k, g, G, Z, f, v, s, z, t, d, n, I, S, C,r, h, j, Q, d,w, y] участвуют

такие органы речевого аппарата, как: зубы, губы, мягкое нёбо, голосовые связки, альвеолы,

твёрдое нёбо. Но полноценными звуками речи они становятся в сочетании со звуками первого

типа, которые вам известны – с гласными, откуда и произошло их название со–гласные.

Согласовываясь с гласными, согласные образуют слог, потому что сами по себе согласные не

могут образовать слога. Согласные буквы алфавита произносятся в соответстии с их естественным

звучанием в речи. К ним лишь добавляется гласный звук, необходимый для удобства

произношения, как русский (э): (бэ, вэ, гэ, дэ, эф).

Для английских согласных букв: c, s, l, m, n, g, t и др., алфавитные названия также

соответствуют их естественному и обычному звучанию: [si: , es, el, em, en, GJ, ti:].

Проговорите вслух английский алфавит.

Аа Bb Cc Dd Ee Ff Gg

Hh Ii Jj Kk

Ll Mm Nn Oo Pp

Qq Rr Ss Tt Uu Vv Ww

Xx Yy Zz.

Глоссарий





п/п

Понятие

Определение

1

late

поздно


2

hard

усердно

3

the worst

Очень плохо

4

the best

Лучше всех

5

usual

обычный

6

happy

счастливый

7

daily

ежедневно

8

short

короткий

9

near

близкий

10

easy

лёгкий



Каталог личной библиотеки



1. Алехина Л.Ф. Reward+Prof.-Reading Texts (Elementary). Синтаксис. Слово как член

предложения. Времена группы Continuous [Электронный ресурс]: рабочий учебник /Алехина Л.Ф.

- 2013. - http://lib.muh.ru

2. Алехина Л.Ф. Reward+Prof.-Reading Texts (Pre-Intermediate). Термины и

терминологические сочетания. Язык специальности [Электронный ресурс]: рабочий учебник

/Алехина Л.Ф. - 2013. - http://lib.muh.ru

3. Алехина, Л.Ф. Английский язык. Фонетика. Морфология. Времена группы Indefinite

[Электронный ресурс]: рабочий учебник/Алехина Л.Ф. - 2013. -http://lib.muh.ru

4. Буркеева К.В. Английский язык в сфере экономической безопасности [Электронный

ресурс]: учебное пособие/ Буркеева К.В., Мешкова Е.А.— Электрон. текстовые данные.—

Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2014.— 109 c.— Режим доступа:

http://www.iprbookshop.ru/24338.— ЭБС «IPRbooks»

5. Готлиб, Р.А. REWARD + PROF. - Reading texts (еlementary). Сложные временные

конструкции группы PERFECT - Continuous [Электронный ресурс]: рабочий учебник/Готлиб Р.А. -

2013. -http://lib.muh.ru

6. Мамонова, Л.А. REWARD + PROF. - Reading texts (еlementary). Времена группы

PERFECT. Согласование времен [Электронный ресурс]: рабочий учебник/Мамонова Л.А. - 2013. -

http://lib.muh.ru

7. Мамонова, Л.А. Reward+Prof.-Reading Texts (Pre-Intermediate). Тексты юридической

тематики. Лексико-грамматические комментарии [Электронный ресурс]: рабочий

учебник/Мамонова Л.А. - 2013. -http://lib.muh.ru

8. Резникова Т.В. Reward + Prof.-Reading Texts (Pre-Intermediate). Особенности перевода

текстов бытового содержания. Деловая корреспонденция. Язык делового общения [Электронный

ресурс]: рабочий учебник / Резникова Т.В. - 2013. - http://lib.muh.ru