Файл: Становление и развитие следственных органов в России.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Становление и развитие следственных
органов в России»
Подготовила: Красникова М.А.
Зарождение следственных органов проходило в период с IX века (начало Русской земли) по XV век (появление розыскного следствия) – I этап.
В это время господствовало состязательное судопроизводство, которому были присущи общинная и административно-судебная, а также вечевая как разновидность последней модели досудебного следствия. Судопроизводство осуществлялось общиной, князем (его наместниками и управителями), вечем и церковью. Каждому субъекту судопроизводства соответствовал определённый порядок расследования дел, а для содействия его проведению привлекалась специальная группа лиц. Специфичным было досудебное следствие в вечевых государственных образованиях. Согласно Псковской судной грамоте, относящейся к периоду 1397-1467-х гг., по отношению к суду веча посадник с подчинённым ему административно-судебным аппаратом выполнял функции органа предварительного расследования, представляя на суд веча материалы проведённого им следствия по делам, отнесённым к компетенции веча.
II этап – формирование и развитие следственных органов (XV-XXI века) –
связан с возникновением и последующим возрастанием роли розыскного процесса в судопроизводстве. XV век – начало XVIII века – время первого периода второго этапа формирования и развития следственных органов. Во времена Московского государства для потребностей розыскного следствия формировался специальный штат помощников судей – будущих следователей. После принятия Уложения 1649 г. розыскной порядок процесса стал основным, роль государства в процессе стала главенствующей. Уже в 1669 году царём Алексеем Михайловичем издаётся Указ о «Новоуказных статьях о татебных, разбойных и убийственных делах», согласно которому в городах вводится должность сыщика, подчинённого средневековому министерству – Разбойному приказу. Модель организации этого органа уже соответствовала административной, поскольку сыщик напрямую подчинялся Розыскному приказу - исполнительному органу власти.
Второй период II этапа – с 1713 по 1808 годы
и связан с поиском верховной властью оптимальной формы и порядка уголовного судопроизводства и учреждением полицейского следствия. Пётр I положил начало полицейской системе надзора за общественным порядком и досудебной подготовке полицией материалов дел уголовного характера. В соответствии с его указом от 25 мая 1718 г. № 3203 в Санкт-Петербурге введена должность Генерал-Полицмейстера. Для поддержания порядка в городе определялись старосты, десятские, караульщики. Согласно указу Петра I от 18 января 1722 г. «О бытии в Надворных судах прокурорам и о принятии доносов от фискалов и людей посторонних», Надворные суды обязывались принимать доносы, расследовать преступление и, не принимая по нему решения, отправлять его вместе с установленным виновником в соответствующую коллегию.
7 ноября 1775 г. Екатерина II издала Указ «Учреждения для управления Губерний Всероссийския Империи», вследствие которого было отделено губернское управление от суда. В Нижнем земском суде следствие по уголовным делам поручалось его председателю - капитану или земскому исправнику, который должен был расследовать факты насилия, вернуть собственнику похищенное и сообщить о преступлении уездному суду.
Концентрация многочисленных «полиций» в рамках одного ведомства произошла после издания Александром I манифеста 8 сентября 1802 г. «Об учреждении министерств», в соответствии с которым создано Министерство внутренних дел, подчинившее себе полицию. 13 июня 1806 г. образована горная полиция. Чиновниками, уполномоченными проводить расследование преступлений, определены горный и заводской урядники.
Третий период II этапа (1808-1860 гг.) проходит под знаком доминирования полицейского следствия в досудебном уголовном производстве. 29 августа 1808 г. Александр I издаёт Указ «О определении к Санкт-Петербургскому Обер-Полицмейстеру Следственных Приставов и при них Письмоводителей…», в соответствии с которым появился новый субъект досудебного следствия – следственный пристав. Вступление в силу 1 января 1835 г. Свода законов Российской империи и дальнейшее нормотворчество стали очередными шагами Николая I в направлении упорядочения предварительного следствия и его унификации. Изложенные в Своде Законы о судопроизводстве по делам о преступлениях и проступках установили, что производство досудебного следствия принадлежит полиции. То есть, полиция, будучи изначально властью административной, выступила единственным органом предварительного следствия. Модель организации досудебного следствия стала полицейской.
Четвёртый период II этапа (1860-1928 гг.).
Установление верховной властью судебной модели досудебного производства одновременно явило и новый следственный орган, независимый от административной и прокурорской власти, и входящий в судебную систему – судебного следователя. 8 июня 1860 г. сенату был дан указ Александра II [об отделении в 44 губерниях Империи следственной части от полиции и назначении в эти губернии особых, подведомственных Министерству юстиции, чиновников для производства следствия о всех преступлениях и проступках, подлежащих ведению судебных мест, наименовав их судебными следователями.
Октябрьская революция 1917 года, уничтожив старую систему судопроизводства, сохранила модель предварительного следствия – судебную. Производство предварительного следствия возлагалось на судей Местных Народных Судов, а затем и на следственные комиссии. Начало возобновлению института следователей было положено Постановлением ВЧК от 14 сентября 1918 года «О губернских и уездных чрезвычайных комиссиях по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности», которым в штаты отделов комиссий всех уровней введены должности следователей.
5 период II этапа (1928-1938 гг.) ознаменован появлением прокурорской модели досудебного следствия и следователя прокуратуры как единственного представителя следственного аппарата. Так следственный аппарат был фактически передан в полное организационное подчинение прокуратуры, чем и было сформировано прокурорское следствие. В апреле 1937 г. решением НКВД в отделах уголовного розыска и ОБХСС созданы следственные группы для расследования таких преступлений как кража и хулиганство, а 22 декабря 1938 г. была организована следственная часть НКВД СССР. Именно образование следственной части НКВД СССР, укрупнившей следственный аппарат государства, явилось рубежным событием, давшим начало новой, прокурорско-полицейской модели предварительного следствия, просуществовавшей в стране до образования самостоятельного следственного органа.
6 период II этапа
охватил время с 1938 по 2007 годы и характеризуется функционированием прокурорско-полицейской модели предварительного следствия. Уже 4 сентября 1939 г. на базе следственной части НКВД сформированы следственная часть Главного управления госбезопасности и следственная часть Главного экономического управления НКВД СССР. В апреле того же года в Главном управлении милиции НКВД СССР создан отдел по борьбе с бандитизмом, в котором наряду с другими образовано 5-ое следственное отделение.
В феврале 1948 г. в главных управлениях МВД СССР, в республиканских, краевых и областных управлениях МВД были созданы следственные аппараты, которые обязывались вести расследование уголовных дел, возбуждаемых оперативными сотрудниками милиции. В деятельности следственных органов ещё более усилился обвинительный уклон
В настоящее время имеет место 7 период II этапа формирования и развития следственных органов – с сентября 2007 года по настоящее время. Обозначенный период явился временем зарождения и становления нового следственного органа, вышедшего из административного подчинения прокурору, но сохраняющего ведомственную принадлежность к надзорному органу (2007-2010), и образованием самостоятельного следственного органа – Следственного комитета Российской Федерации – с 15 января 2011 г., то есть образование в России самостоятельного следственного органа прошло в два этапа. Контрольные функции за следствием были возложены на руководителя следственного органа как Следственного комитета при прокуратуре РФ, так и руководителей следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих органах исполнительной власти) – МВД, ФСБ, ФСКН России.