Файл: Муниципальное хозяйство понятие, структура, модели управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФАРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Основы государственного и муниципального управления

Тема: Муниципальное хозяйство: понятие, структура, модели управления.
Выполнил: Костин Владимир Григорьевич

Группа: ГМН-1121 (2)

Адрес:

Проверил: ________________

Оценка: __________________

Дата:
Омск 2023

Содержание
Введение...................................................................................................................3

1. Теоретические основы организации и управления муниципальным хозяйством................................................................................................................4

1.1 Понятие муниципального хозяйства. Место муниципального хозяйства в системе хозяйственных отношений.......................................................................4

1.2 Отличие муниципального хозяйства от государственного и частного хозяйства..................................................................................................................6

1.3 Структура муниципального хозяйства и модели управления.......................8

2. Принципы построения структуры управления муниципальным хозяйством..............................................................................................................13

Заключение.............................................................................................................16

Список использованной литературы....................................................................17
Введение
Отечественные ученые считают организацию территории России на муниципальном уровне, т.е. на уровне муниципальных образований, важнейшим условием осуществления социально-экономических преобразований в стране.

В.А.Соколовский, обосновывая необходимость и целесообразность, проходящей в стране муниципальной реформы, указывает на то, что эта реформа “призвана решить по меньшей мере две взаимосвязанные задачи. С одной стороны, создать эффективно функционирующее муниципальное хозяйство, а с другой - найти формы управления этим хозяйством, отвечающие интересам населения, проживающего на территории муниципалитетов. Муниципальное хозяйство должно формироваться как экономическая и социальная целостность, решающая многообразные задачи развития оптимальной по управляемости территории, нацеленная на удовлетворение потребностей проживающего на ней населения. Любая управленческая деятельность подразумевает ряд обязательных элементов. Прежде всего, она сопряжена с этапностью его осуществления и видами принимаемых управленческих решений. Существуют следующие этапы управленческой деятельности:


1. Аналитический (анализ проблемы, определяют возможные пути ее решения).

2. Постановка задачи (выявляют приоритеты деятельности).

3. Принятие управленческого решения (устанавливают технологию и алгоритм решения задачи, конечный и промежуточные результаты).

4. Исполнение решения (конкретная деятельность по реализации управленческого решения).

5. Оценки результатов (анализ результатов деятельности, подготовка к очередному аналитическому этапу и новому циклу).

Из приведенного выше перечня этапов становится понятным, что при построении структуры управления муниципальным хозяйством необходимо учитывать, что все эти этапы должны быть структурно обеспечены в ходе управленческой деятельности. При этом важно, чтобы каждое структурное подразделение должно четко осознавать пределы своей компетенции и специфику принимаемых управленческих решений. Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно распоряжаться находящейся в его распоряжении собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них. В связи с этим и формы распределения результатов хозяйственной деятельности общественны по своей природе.
1. Теоретические основы организации и управления муниципальным хозяйством
1.1 Понятие муниципального хозяйства
Место муниципального хозяйства в системе хозяйственных отношений Как правило, под хозяйством понимают и некую совокупность собственности, хозяйствующих субъектов, ограниченных деятельности хозяйство видом определенным характером Так, государственное территорией, на которой современной страны осуществляется эта деятельность. любой ограничено ее границами, а сами права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов.

С этой точки зрения государство имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку оно, с одной стороны, выступает как равноправный субъект хозяйственных отношений (собственник), с другой стороны - как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории государства.



В этой хозяйствующего субъекта двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по вопросу определения понятия муниципального хозяйства. Первая муниципальное группа исследователей лишь как данного вопроса рассматривает и хозяйство совокупность предприятий учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство), и подходит к решению вопроса с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории. Вторая группа исследователей относит к муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования. В связи с этим известный российский исследователь Л. Велихов указывает на особенность муниципального хозяйства, которая лежит, прежде всего в его целях. По определению Велихова муниципальное хозяйство - это “деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения”.

В данном определении присутствует тот критерий, по которому мы можем развести две предыдущие точки зрения, определив, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования. Систему взаимодействия интересов субъектов хозяйствования на муниципальном уровне можно представить в виде. Формирование собственной экономической базы и сохранение максимально возможного контроля за деятельностью органов местного самоуправления Максимизация доходов и обеспечение льготного режима функционирования со стороны государства и местного самоуправления.


Финансово-экономическая помощь со стороны государственных структур Государственные органы Частные структуры Экономический интерес Органы местного самоуправления. Система взаимодействия интересов субъектов хозяйствования на уровне муниципалитета Таким образом, муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.
1.2 Отличие муниципального хозяйства от государственного и частного хозяйства
Система местного самоуправления занимает хозяйства особое место от в государстве в силу своей общественно-государственной природы. С этой точки зрения она выполняет две важнейшие функции:

• связь между государством и населением;

• связь между государством и мелким собственником.

В связи с этим очень важно определить отличия местного самоуправления от государственной власти, и муниципального хозяйства от государственного и частного. Местное самоуправление обладает всеми признаками власти и прежде всего главным - обязательностью ее решений для населения муниципального образования (не случайно в статье 3 Конституции Российской Федерации говорится: “Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Являясь неотъемлемой частью государства, органы местного самоуправления тем не менее имеют особенности, отличающие его от органов государственной власти. Эти особенности местного самоуправления блестяще сформулированы в книге Л. Велихова “Основы городского хозяйства”. Велихов определяет четыре основных отличия органов местного самоуправления от органов государственной власти, вызванных общественным характером этой власти:

1. Самоуправление в отличие от государственной власти - власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.

2. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается (предметы его ведения). В этом его отличие от советов, где все уровни власти занимались всем
, и окончательным являлось только решение центральных органов власти.

3. Для реализации полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности.

4. Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, другими словами, она выборна по своей природе. Эти четыре принципа показывают, с одной стороны, отличия местного самоуправления целом. Какие же черты государства несет на себе местное самоуправление и муниципальное хозяйство?

Формирование предметов ведения органов местного самоуправления происходит с двух сторон: со стороны населения, которое поручает органам местного самоуправления исполнение определенных функций, и со стороны от государственной власти, с другой стороны, неразрывную связь местного самоуправления с государственной властью в государства. В целом же компетенция органов местного самоуправления закрепляется законом.

Иными словами, государство не только позволяет органам местного самоуправления исполнять часть общественных дел самостоятельно, но возлагает на него исполнение ряда собственных функций, исполнение которых, как правило, сопряжено с постоянными контактами с населением. Иначе говоря, местное самоуправление является властью, но властью, производной от государственной, действующей с позволения государства и в рамках, четко обозначенных государством в законе. Особенности положения местного самоуправления в государстве и, прежде всего, его двойственная природа накладывают отпечаток и определяют особенности муниципального хозяйства. В чем же проявляется двойственность природы местного самоуправления применительно к муниципальному хозяйству?

Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно распоряжаться находящейся в его распоряжении собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них. В связи с этим и формы распределения результатов хозяйственной деятельности общественны по своей природе. В этом смысле муниципальное хозяйство представляет собой акционерное общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако выплаты “дивидендов по акциям” производятся в виде общественно значимых товаров и услуг. В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку жители являются одновременно и заказчиками услуг, оказываемых органами местного самоуправления по их поручению, и коллективным собственником муниципального имущества.