Файл: С. Б. Елканов в структуре личности педагога за основу принимает концепцию К. К. Платонова. Общее, особенное, индивидуальное в личности формируется, сначала отрабатываясь как направленность, а затем как свойства, п.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вариант 3.

Задание 1. Реализация дидактических принципов в авторских системах педагогов-мастеров.

Факторы, влияющие на реализацию дидактических принципов в образовательной работе колледжа:

а)              учебно-воспитательный процесс как фактор социализации личности студента в направлении развития ее активности и самостоятельности;

б)              личность преподавателя как объективный системообразующий фактор, обеспечивающий функционирование принципов;

в)              содержание обучения (учебные планы, программы; организация и методика учебного занятия; формы самостоятельной работы студентов) как фактор, обеспечивающий единство познания и развития объектов обучающего процесса.

Задание 2. Личность преподавателя как объективный системообразующий фактор, обеспечивающий функционирование дидактических принципов.

Личность педагога является системообразующим фактором педагогического труда, так как от того, каковы аксиологические ориентиры педагога, в чем он видит смысл своей работы, зависит качество и эффективность его труда. Педагогическое общение при этом выступает фоном и средовым условием, а личность педагога является содержанием и смыслом его труда (А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.Н. Кулюткии, В.А. Сластеиин,
В.А. Якунин, Р.С. Немов).
В концепции личности учителя А.В. Филиппова ее структура представляется следующим образом: 1) качества (ответственности) личности; 2) свойства (способности, склонности);
3) временные психологические состояния; 4) опыт и знания.
Системообразующим фактором личности педагога, по мнению Б.Ф. Ломова, является социальная ответственность и гибкость профессионального мышления, где ответственность выделяется им как базовая черта личности педагога. В.А. Бруш- линский называет системообразующим фактором самостоятельность мышления.
С.Б. Елканов в структуре личности педагога за основу принимает концепцию К.К. Платонова. Общее, особенное, индивидуальное в личности формируется, сначала отрабатываясь как направленность, а затем — как свойства, преобразующиеся в качества.
В концепции А.К. Марковой понятия личность, деятельность, общение являются основополагающими в понимании труда учителя. Она выделяет следующие стороны труда:

1) психологический компонент для каждой стороны труда;

2) сам труд учителя — его процесс и результат. В психологический компонент входят: 1) профессиональные знания и умения; 2) профессиональные позиции и качества личности; в труд входят: а) его процесс, включая педагогическую деятельность, педагогическое общение, личность педагога; б) его результат, включающий обученность и воспитанность детей (этого пункта, кроме нее, ни у кого нет).

К интегральным характеристикам личности педагога относятся: 1) профессиональное педагогическое самосознание; 2) индивидуальный стиль деятельности и общения педагога.
А.К. Маркова включает в профессиональное педагогическое самосознание следующие составляющие:
осознание педагогом норм, правил, моделей своей профессиональной деятельности как эталонов для осознания своих качеств (профессиональное кредо учителя);
осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с профессионалом средней квалификации;
учет оценки себя как профессионала со стороны коллег, учеников и руководства;
самооценивание своих отдельных сторон, прежде всего: а) понимание и осознание себя (когнитивный аспект); б) отношение к себе (эмоциональный аспект); в) способность к действиям (поведенческий аспект);
5) положительное оценивание себя в целом, т.е. конструктивная Я-концепция.
Индивидуальность педагога — это устойчивое, характерное для данного педагога состояние. Педагогическая деятельность в таких своих показателях, как средства педагогического воздействия, педагогические задачи, в совокупности с направленностью личности порождают индивидуальный стиль деятельности педагога.
Ввиду того, что основной предмет познавательной деятельности педагога — учащиеся — предстает перед ним в постоянно изменяющемся виде, в динамике развития личности воспитанника, пристальное и систематическое изучение его личности и учет этого изменения в процессе совместной с ним деятельности требуют владения нужным инструментарием для достижения педагогических целей. Этим инструментарием являются не просто способы и средства взаимодействия с учащимися, а общий стиль деятельности учителя.
Под стилем педагогической деятельности понимается то типичное, что выступает в поведении константно. В стиле деятельности всегда проявляются либо индивидуальные и типичные особенности личности, либо подражающие другим. Но наиболее эффективен стиль деятельности, основанный на хорошей ориентировке в целях и условиях совершаемой деятельности и личностном подходе к совместно действующим и научный подход к изучению педагогом собственного стиля деятельности.


Стиль деятельности педагога формируется еще в студенческие годы, и от того, какое место в процессе его подготовки займет исследовательская деятельность, будет зависеть эффективность его работы, удовлетворенность ею. Место исследовательской деятельности в работе учителя определяется смыслом как ведущим мотивом поведения. Смысл выступает регулятором — усиливает или ослабляет отбор профессиональных знаний и умений в конкретно осуществляемой профессиональной деятельности.
Формируя индивидуальный стиль педагогической деятельности, необходимо: 1) раскрыть перед будущими педагогами широкий спектр педагогической деятельности; 2) обратить внимание будущего педагога на его собственную личность; 3) выбрать тот индивидуальный стиль деятельности, который адекватен личности данного педагога; 4) вести целенаправленную, систематическую работу по его оптимизации.
Профессиональная компетентность учителя как результат осуществления исследовательской деятельности.
Учитель призван управлять развитием, обучением и воспитанием формирующейся личности школьника. Для этого он должен быть компетентным, точно знать все условия производства на его современной высоте, иметь известное научное образование, так как «компетентный» (лат.) — подлежащий, способный, знающий, следующий в определенной деятельности (области), имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать и решать что-либо, судить о чем-либо.
Если рассматривать профессиональную компетентность учителя с позиций педагогической деятельности и общения, то это высокий уровень их реализации, являющийся одновременно выражением, основой и условием педагогического мастерства. Выражение его проявляется в том, что учитель находится у порога в педагогическое мастерство. Основа заключается в том, что без определенного уровня профессиональной компетентности невозможен переход на более высокие ступени профессионального развития. Условием такого развития профессиональная компетентность является потому, что составляет среду, обстановку, в которой может возникнуть, существовать и развиваться педагогическое творчество как новый, качественно иной уровень профессиональной компетентности.
Если рассматривать профессиональную компетентность с позиции личности учителя, то это такое личностное качество, которое возникло и сформировалось в условиях педагогических деятельности и общения, а также на основе интеграции знаний, умений и навыков, зависимых от развития педагогических способностей.

Умение использовать психологические знания на практике можно условно разделить на следующие умения: умение познать личность ученика; умение выполнить психологический анализ основных форм педагогической деятельности (урок, воспитательное мероприятие, работа с родителями); умение выполнить психологический анализ своей собственной деятельности и своей личности.

Разный уровень развития этих умений позволяет определить различия в уровне развития умения, использовать психологические знания на практике. Несмотря на разную скорость формирования этих умений, все они состоят из действий: по способу информации; ее осмыслению; выбору соответствующего воздействия па предмет педагогической деятельности.

Следовательно, если учитель умеет правильно собрать информацию, па основе психологических знаний глубоко и всесторонне осмыслить ее, то он верно подберет педагогический инструментарий при взаимодействии с учеником, на осознанном уровне будет управлять своим профессиональным развитием.

Одним из центральных в указанных умениях является умение познать личность ученика. Это есть действие, направленное на сбор информации, ее осмысление и определение путей управления развитием личности данного учащегося. Оно состоит из мелких действий: по восприятию внешних данных учащегося и его поведения; по осмыслению этих данных (анализ, синтез, общение через психологические знания); заключение об уровне развития личности ученика; управление развитием личности ученика согласно цели воспитания.
Формируя учителя-профессионала, необходимо знать особенности осознания им себя как личности и как профессионала; выделять в этом осознании осмысление как главный фактор управления изнутри развитием своей личности; опираясь при формировании на индивидуальные особенности учителя; результатом этого формирования должны выступать изменения личности учителя (профессиональная компетентность), проявляющиеся в его педагогической деятельности и общении через умения правильно решать педагогические задачи в изменяющихся педагогических ситуациях; наиболее экономный (эффективный) путь содержится в усвоении учителем исследовательского подхода как условия быстрого профессионального развития.


Задание 3. (выберите несколько вариантов ответа)

В отечественной научно-педагогической литературе в понимании и употреблении терминов «образовательная технология», «технология обучения (в вузе)» существуют разночтения. Выберете три наиболее «устоявшихся», признанных определения в отечественной педагогической науке.

Технология обучения – это ….

А) совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории обучения, концепции в системе педагогической науки;

Б) научно обоснованное алгоритмическое описание процесса достижения

планируемых результатов обучения путем точного воспроизведения гарантирующих успех педагогических действий и содержательной техники реализации учебного процесса;

В) совокупность средств и методов развития психической активности личности обучающегося, направленной на познание и преобразование мира и самого человека;

Г) устойчивость результатов обучения, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.