Файл: Ознакомление дошкольников с составом числа из отдельных единиц и из двух меньших чисел.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ РЕФЕРАТА [Оформить самостоятельно под требования учебного заведения, образца/методички у меня нет]
Тема: Ознакомление дошкольников с составом числа (из отдельных единиц и из двух меньших чисел
Москва, 2020
Содержание
Введение, актуальность и важность темы 3
1 Теоретическая часть 5
1.1Основные понятия данной темы 5
1.2Методисты и психологи вопроса 7
2. Практическая часть 10
2.1 Компоненты и задачи дидактической системы 10
2.2 Содержание обучения 13
Список литературы 18
Введение, актуальность и важность темы
Для успешного обучения математике важно научиться легко и быстро считать, умело оперировать числами в пределах 10. Тут нам пригодится и знание о том, из каких компонентов состоит число. Это базовый материал, который поможет справиться и с операциями сложения и вычитания, и при изучении дробей в дальнейшем. Для многих малышей изучение состава чисел становится настоящим препятствием и испытанием в освоении точной науки.Всё может быть не так страшно, если заинтересовать малыша, проявить фантазию и немного терпения!
Часто у родителей дошкольников возникает вопрос: «Для чего нашим детям нужно учить состав числа?». Педагоги обязательно учат дошкольников этому разделу математики для формирования практического навыка быстрого и точного счёта, что очень важно для успешного освоения школьной программы, которая требует определенного темпа. Этот темп за счёт хорошего навыка позволит ребенку не отставать и успешнее обучаться. Современными программами обучения не предусмотрено того, чтобы ребенок использовал пальцы или счётные палочки при вычислениях, ведь на это нет времени. Необходимо оперативно произвести расчёты, записать полученные ответы аккуратно в тетрадь и продолжать слушать. Учитывая скорости и интенсивность нашего века информатизации и ускоренного ритма жизни, изменяется и обучение. Программы становятся более насыщенными, интенсивными и детям необходимо быть заранее готовыми к обучению в школе для успешного освоения программы.
Взрослые часто не понимают важности изучения состава числа и его использования в вычислениях. Это происходит потому, что мы не раскладываем число каждый раз при расчётах, а только лишь припоминаем то, что уже успешно уложено в нашей памяти. Всё это мы уже изучили, оттренировали и закрепили в памяти.
Формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей способствует обучение детей математике в дошкольном возрасте: логически мыслить, рассуждать и действовать, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Цель математического развития дошкольников
• Всестороннее развитие личности ребенка.
• Подготовка к успешному обучению в школе.
• Коррекционно-воспитательная работа.
1 Теоретическая часть
1.1Основные понятия данной темы
Дошкольный возраст - этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет, старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет. Дошкольник – ребенок, проходящий данный этап развития.
Дидактическая программа – это обучающая программа комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую функцию, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии интерактивной обратной связи
Рисунок 1 Компоненты дидактической системы
К
омпоненты дидактической системы – те пункты, которые необходимо учесть для полноценного и качественного формирования программы. Основные компоненты с кратким описанием представлены на рис.1:
Задачи обучения – требования к формированию у учащихся конкретной системы знаний и представлений, а также комплекса умений и практических навыков.
Методист – специалист по методике какого-нибудь предмета, часто преподавания
Состав числа – это 2 меньших числа, из которых состоит само число (при разложении на 2 числа) или количество суммируемых единиц для получения числа (второй способ)
Конспект урока — подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность учителя и учащихся.
1.2Методисты и психологи вопроса
Дидактические материалы, книги, обучайки – все они направлены на облегчение в изучении чисел, их запоминании и применении в обучении.
-
«Чудо-обучайка», автор Елена Бортникова. Пособие предназначено для детей от 4 до 6 лет. Направлено на развитие как математических навыков, так и логики, что необходимо для устного счета. При помощи стихов, рисунков, заданий ребенок легко в игровой форме знакомится с такими сложными понятиями, как цифра, число, количество и так далее. -
Методика Николая Зайцева. Обучение по карточкам «Стосчет». Цифры до 100 с их составом. Под каждой цифрой располагается необходимое количество точек, которое соответствует десяткам и единицам. Данная методика часто используется в детских садах. -
«Математические ступеньки» Елены Колесниковой. Для деток от 3 лет и далее. Начинается с простого (геометрические фигуры, счет игрушек и знакомство с цифрами в игровой форме), постепенно задания усложняются, в результате занятий ребенок приходит к осознанию понятия «состав числа».
Ястребцева Елена Валентиновна (воспитатель-методист) – пишет о том, что тема изучения состава числа для дошкольников является одной из самых сложных, но при этом достаточно важной и необходимой для дальнейшего обучения в школе. В методических рекомендациях присутствует описание темы и способы донесения информации, прописаны игровые методики. Но на деле мы часто видим, что дошкольники с трудом выполняют задания по данной теме. Налицо педагогическая проблема, и решение ее следует искать в деятельностном подходе к обучению и опять же игре. Хорошие результаты даст использование таких интересных игр и пособий, как: «Числовые домики», «Составь поезд», «Придите ко мне», «Собери ромашку».Также детям предлагается решение различных задач в стихотворной форме, частое повторение которых помогает быстрее запоминать состав чисел.
Самые эффективные на сегодняшний день методы обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей, в некоторых случаях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким методам из ряда традиционных можно отнести игру, методы проблемного изложения знаний, а из ряда инновационных - коммуникативные методы, методы исследования, поиска, моделирования и др. В педагогических системах В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина, Н. А. Зайцева, А. А. Окунева, Р. Г. Хазанкина, К. В. Маховой и др. представлен грамотный подбор традиционных и инновационных методов.
В старшем дошкольном возрасте начинают активно использовать словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действия по представлению. В книге «Математика для дошкольников Ерофеевой Т. Н., Павловой Л. Н., Новиковой В. П., а также в методических разработках Репиной (2008) приводится перечень таких игр с методическими комментариями: «Скажи наоборот!», «Кто быстрее назовет?», «Что длиннее (короче?» и др. Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит в них элементы игры (поиск, угадывание)и соревнования: Кто быстрее найдет (принесет, назовет?) и т. д.
Также нельзя не отметить широких возможностей для изучения и закрепления материала по данной теме посредством электронных ресурсов и сети Интернет. Существует немало ресурсов с онлайн-доступом, интерактивными заданиями для дошкольников всех возрастов. Например, ресурс Учи.ру располагает хорошей базой материала, разбитой по тематическим блокам и возрастам. Для изучения дошкольниками математики есть разделы 4-5-6 лет с соответствующими рекомендованными заданиями в каждой. Весь материал представлен в виде хорошо оформленных и приятно иллюстрируемых заданий. Кроме данного ресурса в свободном доступе находится ещё множество сайтов и приложений. Кроме того, выпускаются оффлайн программы и обучающие игры. Сейчас, в разгар пандемии подобное обучение облегчает нагрузку на педагогов и родителей, занимая детей учёбой.
2. Практическая часть
2.1 Компоненты и задачи дидактической системы
Общие задачи математического развития дошкольников
1. Формирование системы элементарных математических представлений.
2. Формирование предпосылок математического мышления.
3. Формирование сенсорных процессов и способностей.
4. Расширение и обогащение словаря, и совершенствование
связанной речи.
5. Формирование начальных форм учебной деятельности.
6. Получение навыков практического применения полученных знаний
Для кого применимо: дети дошкольного возраста, 4-6 лет, работа проводится в группах и индивидуально детьми и их родителями для закрепления материала
Цель: Формировать операции отсчёта и пересчёта предметов в пределах 2-10; формировать представления о составе данных числе из двух меньших и отдельных единиц как основе вычислений в уме.
Задачи:
Образовательные:
-Знакомство детей с составом чисел от двух до десяти двумя способами (из отдельных единиц и из двух меньших чисел)
-Обучение детей самостоятельному разложению чисел от 2 до 10 на отдельные единицы или на два меньших числа всеми возможными способами
-Сформировать у дошкольников понимание принципа разложения чисел, без механического запоминания
-Закрепление умения детей отсчитывать и пересчитывать предметы, соотносить количество предметов с цифрой.
-Упражнение в порядковом счёте.
Развивающие:
-Развитие внимания и памяти, усидчивости, логического мышления, самостоятельности, мыслительных способностей детей.
-Развитие фантазии, мелкой моторики рук.
-Развитие интереса к математике.
-Развитие устной речи
-Развитие аккуратности, дисциплинированности, ответственности и аккуратности
Воспитательные:
-Воспитывать отзывчивость, доброжелательность по отношению к сверстникам (умение уступать и выслушивать друг друга)
-Воспитывать внимательное и уважительное отношение к старшим, соблюдение правил поведения и этикета в школе и дома
-Воспитывать культуру поведения и интерес к математическим играм
Основные требования при обучении детей составу числа:
*Постепенность изучения темы (на каждое число выделяется 2-3 занятия)
*Не механическое заучивание составу числа, а обучение с пониманием производимых действий
*Использование предметов, символов, рисунков, игр, стихотворений и иных практических форм для обучения и заинтересованности детей
*Дошкольникам нужно показывать все возможные варианты разложения чисел (например, 4 это не только 2+2, но и 3+1, 1+3, 1+1+1+2, 1+1+2 и т.д. относительно каждого числа)
Основные практические задания и игры для изучения данной темы:
*Существует множество карточек: «Состав чисел», «Числовые домики», «Цветок», «Домино». Все они представляют собой наборы составного счетного материала с изменяемыми признаками.
* Использование палочек Кюизенера
* Практические задания (например: Посчитай, сколько животных нас дома? (4), Как получили это число? (Число составлено из одной кошки, одной канарейки и двух рыбок)). Разложи число 5 (цветные кружочки или фигурки) по двум полоскам. А теперь по-другому.
* Задачи: «Узнай, какое число я составила, если я скажу тебе, что оно состоит из одной красной машины, одного синего трактора и двух мотоциклов …»