Файл: Ознакомление дошкольников с составом числа из отдельных единиц и из двух меньших чисел.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
*Дидактические игры: «Отгадай, сколько конфет (пуговиц, монет т.д.) в каждой руке» - ребенок знает общее количество и количество в одной руке.
*Использование рабочих листов
*Использование ресурсов сети Интернет и прочих интерактивных программ для компьютера
2.2 Содержание обучения
Приступая к изучению состава числа, необходимо актуализировать знания о том, что любое множество может состоять из частей: множество детей — из девочек и мальчиков, множество игрушек — из кукол, мишек, мячиков, одно целое — из половин. На изучение состава каждого числа из единиц отводится 2-3 занятия.
Первый состав, с которым должны познакомиться дети, несмотря на то, что они уже научились считать до десяти и умеют увеличивать числа на единицу — состав числа два.
Конспект занятия 1:
Дата:10.06.2020.
Тема: «Состав числа 2».
Тип: Урок изучения нового материала.
Цель: 1. Познакомить с образованием и составом числа 2
2. Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.
Задачи:
*Развивать наблюдательность, мыслительную активность.
*Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
*Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Материалы: интерактивная доска со специальным маркером, компьютер, у учеников тетради и раздаточный материал с заданиями (карточки «математический домик», презентация с изображениями, видео «число и цифра 2»,
Ход занятия:
-
Организационный момент (приветствие, организация дисциплины) -
Вступление: «Ребята, мы с вами уже изучали цифры. Какие вы помните? Молодцы! А для чего нам в жизни нужны цифры и математика?». «Сегодня мы с вами будем изучать новую тему, но сначала, для того, чтобы освежить наши знания, посмотрим небольшое видео [просмотр видео «Цифра и число 2»] -
Основная часть
Педагог показывает дошкольникам изображение [представлено ниже] и задаёт вопросы: «Сколько облаков на картинке? Сколько ёлочек? А дубов? А сколько всего деревьев? А как мы получили число два при подсчёте деревьев, что туда входит? А как мы можем получить два пенька? Сколько нам нужно прибавить к одному? А сколько у нас будет облаков, если одно исчезнет? Как мы получим такой результат? А сколько птичек на картинке?
Проведение физкульт-минутки: «Ребята, давайте немножко разомнемся и проверим вашу внимательность. Я буду рассказывать историю, а вы изображайте то, что слышите. А как только услышите число «два», хлопайте в ладоши, проверим вашу внимательность к нашей теме.
[текст истории может быть любой и меняться. Например, «шёл по лесу медведь и рычал, поднимал лапы высоко-высоко. Увидел он далеко впереди речку и решил поплавать. Потом вышел, отряхнулся и пошёл есть ягоды – пять малинок, две чернички, три смородинки. Мимо медведя проскакали два зайца и пролетели две кукушки…» ]
Молодцы, а теперь продолжим занятие и выполним одно интересное задание. [теория о разложении числа два и его составе, раздача карточек «математический домик», объяснение методики выполнения]. У педагога на компьютере открыта аналогичная карточка, первые два примера выполняются вместе, дальше предлагается самостоятельная работа с помощью при необходимости
Методика выполнения «Домиков»: карточка (рисунок ниже) вверху имеет число-базу, а под ним парные окошки, где известно одно число или неизвестны оба. Задача ученика – заполнить пустые «квартиры домика» таким образом, чтобы сумма чисел на «этаже» равнялась числу-базе.
-
Подведение итогов:
«Ребята, сегодня мы изучили, что число два состоит из одного и одного, а ещё может быть представлено как 2+0, это мы с вами сделали при заселении Математического домика, все жители остались довольны. Вы были большие молодцы, с вами очень здорово заниматься!»
-
Домашнее задание: дошкольникам предлагается дома повторить выполнение упражнения «Числовой домик», а также вместе с родителями осмотреть домашнюю обстановку и выявить, где встречается число два и из чего оно состоит (например, 2 рыбки в аквариуме – сом и карась, две коробки чая – чёрный и зеленый и т.д.)
Конспект занятия 2:
Дата:18.06.2020.
Тема: «Состав числа 5».
Тип: Урок изучения нового материала.
Цель: 1. Познакомить с образованием и составом числа 5
2. Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.
Задачи: [аналогичны предыдущему занятию – конспект 1]
+научить раскладывать число 5 на два меньших и на единицы, а также из двух меньших чисел путем сложения получать 5
Материалы: презентация, компьютер, карточки «математический домик», загадки для детей о цифре 5, интерактивная доска с маркером
Ход урока:
-
Организационный момент (приветствие, дети занимают свои места) -
Вступление: «Ребята, я вам сейчас загадаю загадку. Если отгадаете, то сможете узнать, с каким числом будет связан сегодняшний урок»
«В школе надо не лениться:
Рисовать, писать, учиться,
На уроках отвечать
И в дневник поставят…» (Пять)
«Правильно, это пять. [На презентации демонстрируется написание цифры и картинки с изображением разных предметов в количестве пяти штук]
-
Основная часть
На доске рисуется пять кружков (Ребята, сколько кружков здесь нарисовано?)
Один из кружков закрашивается красным (А теперь изменилось количество кружков? Правильно, не изменилось. А как мы сейчас получаем 5? Правильно, 4 белых +1 красный)
Закрашивается ещё один и вопрос повторяется. И ещё раз. Когда все кружки закрашены красным, детям рассказывается, что получить число 5 можно и из пяти единиц: 1+1+1+1+1 (пять одинаковых кружков)
«Давайте повторим, как мы можем получить 5 из других чисел! Правильно 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2, 1 и 4, 5 и 0. А ещё суммой единиц. Молодцы»
Заполнение карточек «Математический домик для цифры 5» [методика выполнения описана в предыдущем занятии].
Отдых для рук и глаз, ученикам предлагаются загадки:
-
Подведение итогов – аналогично занятию 1. Похвала детей и прощание -
Домашнее задание – ученикам предлагается нарисовать рисунок, связанный с числом 5 и его разложением на меньшие числа. Например лес, где будет 2 березы и 3 дуба (всего 5 деревьев), а на поляне 5 ромашек (1+1+1+1+1 ромашек). Это позволит отработат варианты разложения чисел и развить творческое мышление
Список литературы
-
БаряеваЛ. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников , СПб., 2002. -
Блехер Ф.Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2008. - №11. – С.14-23 -
Козина Л.Ю. Игры по математике для дошкольников. М., 2008. -
Репина Г.А./Математическое развитие дошкольников: Современные направления./ — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») -
Методика преподавания начального курса математики, Калинченко А.В., Шикова Р.Н., Леонович Е.Н., 2013 -
Подготовка к школе. Учим состав числа [Электронный ресурс] / Наталья Большакова. — Электрон. журн. — 2015. — Режим доступа: http://www.podgotovkakshkole.ru/2015/12/blog-post_1.html. — Блог репетитора -
Изучение состава числа [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — 2014. — Режим доступа: https://studopedia.su/10_127502_izuchenie-sostava-chisla.html. — Электронная энциклопедия -
«Обучение детей составу числа из двух меньших чисел» [Электронный ресурс] / Лина Вивчарь. — Электрон. журн. — 2016. — Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/iz-opyta-raboty-obuchenie-detei-sostavu-chisla-iz-dvuh-menshih-chisel.html. — из опыта работы педагога