Файл: Учение Платона об идеях Функции философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План:

Тема:Учение Платона об идеях; Функции философии.

Буддизм.

1)Введение……………………………………………………..……..…….стр 2-3

2) Учение Платона об идеях……………………………………………….стр 3-7

3) Материальный мир и мир «идей» в философии Платона…………..стр 7-10

4) «Идея» прекрасного…………………………………..…………..…..стр 10-12

5) Заключение ……………………………………………………….……..стр 13

6)Список литературы………………………………………..……………….стр14

Введение

В эпоху Платона впервые было подчеркнуто не только несовпадение знания о мире с самим миром, но и несовпадение понятия о предмете с самим предметом: ведь одно понятие может обозначать многие предметы, но ни один из них не выражает полностью сути этого понятия. Следовательно, делает вывод Платон, основание понятия не в предмете, а в чем-то другом, что не является ни предметом, ни понятием. И этим «другим», согласно Платону, является идея, то есть «для себя сущее или «в себе» вещей». Соответственно сама идея есть первопричина всего сущего. Вот что об этом говорит сам Платон: «Эту область занимает бесцветная, лишенная очертаний, неосязаемая сущность, подлинно сущая, зримая одному лишь кормчему души — разуму; на нее-то и направлено истинное знание. Поскольку разумом и чистым знанием питается мышление бога да и всякой души, какая стремится воспринять надлежащее, — она, видя время от времени подлинно сущее, ценит его, питается созерцанием истины и блаженствует, пока небесный свод не перенесет ее по кругу опять на то же самое место. При этом кругообороте она созерцает самое справедливость, созерцает рассудительность, созерцает знание — не то знание, которому свойственно возникновение, и не то, которое меняется, содержась в том изменчивом, что мы называем бытием, но то настоящее знание, которое содержится в подлинном бытии»

Учение Платона об идеях является одной из важнейших составных частей его творчества. Многие исследователи склоняются к мысли, что оно является своеобразным «ядром» всей его философской системы. Тем не менее следует отметить, что платоновское учение об идеях не есть нечто изолированное и оторванное от всего остального им созданного: напротив, Платон, будучи последовательным учеником Сократа, логически развил и дополнил философию своего учителя, уделив особое внимание знанию и поиску его оснований, а само учение об идеях явилось естественным завершением этого поиска.


4-й век до н.э. был временем развития греческой философии. Идеалистическая философия была представлена учениками Сократа. Самым важным из них был Платон (427-347 гг. до н.э.). В Афинах (ок. 387 г. до н.э.) Платон основал школу под названием Академия. Свою литературную карьеру Платон начал с небольших диалогов по категориям этики, а в зрелый период написал трактат "Государство". С наибольшей полнотой философия Платона представлена в диалогах "Пир", "Теэтеетет", "Феды". Среди более поздних работ Платона - диалоги, раскрывающие родство Платона с пифагорейцами, а также обширный диалог "Законы". Платон был первым древнегреческим философом, оставившим после себя серию фундаментальных философских работ.Философские учения Платона охватывают широкий круг вопросов, касающихся бытия, мира и его истоков, души и знаний, а также математики, социального разделения труда, образования, искусства и т.д. В трудах Платона своеобразно отражены практически все элементы более ранних идеалистических философских доктрин. Следует отметить, что на протяжении всей истории философии идет постоянная "борьба" между материализмом и идеализмом, "линия Демокрита" и "линия Платона".Платон был верным учеником Сократа и поэтому полностью слил идеи Сократа со своими. Обладая отличной памятью, Платон запомнил разговоры Сократа в мельчайших подробностях и позже записал их. Записи бесед (диалогов) Сократа, в которых Сократ играет главную роль, составляют основную часть философского наследия Платона.

1.Учение Платона об идеях.

Платон противопоставлял миру чувственных вещей и явлений особый мир идей, или общих представлений, которые, как говорят, существуют где-то за пределами небес. Бессмертные идеи вечны и неизменны; они присущи истинному существованию. Наш мир занимает своего рода средоточие между "истинным существованием" и миром небытия. Платон утверждал, что "знание всегда истинно, и что ни восприятие не показывает нам вещей такими, какие они есть, ни воображение не стоит между знанием и невежеством". Знание - это память, хранящаяся в душе с того времени, когда она была в мире идей, то есть до рождения человека.Как идеалист Платон считал, что истинное, объективное бытие свойственно только мыслям в понятиях, только идеи "Идея" переводится с греческого как форма, образ, очертание, форма. Платон видел сущность вещей в их форме (или идее), в здравом смысле ряда вещей и в их общей концепции. Идея едина, вечна и неизменна, и вещи, которые подпадают под неё, многообразны, преходящи, вечно изменяются и колеблются между бытием и небытием Платона. Платон видел реальный мир как отражение, тень идеального мира идей. Он объяснил свое понимание реального мира следующим образом.



Представьте себе заключенных, сидящих в темной пещере спиной к выходу, неспособных развернуться, и видящих на противоположной стене отражение прохожих и предметов, которые они несут, проходя мимо пещеры: эти тени - наш мир. Платон боролся против материалистической философии Демокрита и, согласно легенде, даже пытался уничтожить произведения великого материалиста. Рассуждения Платона основывались на таких положениях. В конце концов, человек перед тем, как что-то делать, создает, всегда создает рассудок. В этом смысле идеи являются первичными и определяющими. В своих диалогах Платон часто включает в объяснение образ мастера или демиурга, который, руководствуясь универсальным узором - идеей, создает.

Мера, знание (знаменитое сократовское "знай себя"), столь необходимое человеку, Платон устанавливает космический разум. Он выдвигает на передний план демургическое сотворение мира ("Тимеев"). Порядок и мера вносятся в мир разумом, соразмеряя элементы и придавая совершенные очертания космосу и т.д. Разум, подобно ремесленнику ("демиург"), создает модель (т.е. размышляет над "идеями") из существующего материала и со ссылкой на стандарт. "Эйдос" или "идея" - это образец каждой вещи, но это, прежде всего, "внешний вид", "лик", с которым мы сталкиваемся, но не всегда можем распознать. Эти лица, истинные лица вещей, запечатлены в нашей душе. Ибо душа бессмертна и несет в себе это бессмертное знание. Поэтому Платон, следуя за Пифагором, устанавливает необходимость того, чтобы душа помнила о том, что она видела. А путь к восстановлению того, что забыто и самое ценное - это созерцание, восхищение и любовь (Эроса) Платона. Платон не видит существенной разницы между порядком в мире природы и порядком в мире культуры. Но в его теории существует граница между "миром вещей" и "миром идей". Культурный мир Платона не генерирует идеи, а сам по себе является генерацией "идей", которые "не от этого мира".Хотя в "Доктрине Идей Платона", следуя Элеатике, истинное бытие определяется как идентичное и неизменное, в "Софисте" и "Парменидах" он приходит к выводу, что высшие роды бытия, движения, покоя, идентичности и изменения, могут мыслить только таким образом, что каждый из них есть и не есть, и равны себе и не равны себе, и тождественны себе и переходам к другому. Например, бытие, в той мере, в какой оно рассматривается само по себе, является единым, вечным, идентичным, неизменным, недвижимым. Но то же самое существо, насколько оно рассматривается по отношению к другому, содержит в себе разницу,
является изменчивым, подвижным. Поэтому бытие само по себе содержит противоречия: оно уникально и многообразно, вечно и преходяще, непреложно и изменчиво, отдыхает и движется.Хотя, по мнению Платона, противоречия могут быть объединены только для мнения, то есть только для нижней части души, тем не менее, противоречие является необходимым условием для стимулирования души к мышлению. Искусство стимулировать мысль, обнажая противоречия, скрытые в повседневных идеях или мнениях, является, по мнению Платона, искусством "диалектики".В частности, Платон уделяет большое внимание вопросу "иерархии идей". Эта иерархия представляет собой определенную систему порядка объективного идеализма. Прежде всего, по мнению Платона, это идея прекрасного и доброго. Она не только превосходит все настоящее добро и красоту, будучи совершенной, вечной и неизменной (как и другие идеи), но и превосходит другие идеи. Знание или достижение этой идеи является вершиной истинного знания и доказательством полноты жизни.Таковы истоки и общие черты объективного идеализма Платона, в котором сущность вещей обособлена от них. У Платона не только человек, но и каждая земная вещь должна быть объяснена духовным принципом и целью, которая имеет сверхъестественное происхождение. Поэтому "Платон вошел в историю как главный оппонент тех, кто пытался объяснить мир со своей и своей собственной институции, тем более как оппонент Демокрита, которого принято считать одним из предшественников современных натуралистов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что есть два типа познания, которые подчеркивает Платон. Во-первых, это чувство, которое обращено к "миру вещей", а во-вторых, это разум, который обращен к "миру идей". И в соответствии с этим разделением Платон различает два начала в человеческой душе. И уже в чувственном начале души есть элемент самокритики, когда человек, переполненный страстями, ругает себя и свои собственные страсти. Платон рассматривает критическую часть души, которая принадлежит чувствам, как союзника разума. Интересно также, что он ассоциирует рациональную сторону души с головой, которая имеет форму сферического космоса, а чувственную - с сердцем и брюшной полостью.

Согласно Платону, вся жизнь человека протекает в борьбе этих двух начал, и в зависимости от того, какое начало побеждает, человек при последующем рождении находит перед Платоном человеческое тело или тело животного или растения. Платон верил, что души бессмертны и, будучи сотворены только один раз Богом, впоследствии переходят из одного тела в другое. А в промежутках между земными бытиями они появляются в "мире идей", и там поднимаются в роли колесниц в колеснице, на которой запряжены две лошади. Там, в "небесном царстве", души созерцают идеи в своей чистоте и безоблачности. Но конь, соучастник зла, тащит колесницу вниз, и, утяжелев и сломав крылья, душа опускается в чувственный мир.Как души достигают "потустороннего неба" описывает Платон в своем диалоге "Федр", где он излагает суть процесса познания, присущего человеку. Эта сущность - "анамнез", что переводится как "память". Познание, по Платону, - это память об истине, которую душа созерцает, находясь в "мире идей" .Согласно Платону, разница в сферах бытия соответствует разнице в способах познания. Знания запоминаются. Перед входом в телесную оболочку душа (идея) находилась на небесах и созерцала там истинное бытие. Слившись с телом на земле, душа забывает о том, что она знала до своего спуска на землю. Но теперь он
хранит в своей глубине память о том, что когда-то предполагал. Восприятие материальных объектов напоминает душе о забытых знаниях, об идеях.Учение Платона о знании как память послужило отправной точкой для более позднего идеалистического учения априори, согласно которому наш ум имеет некоторые формы и знание, присущее душе и, так сказать, не зависящее от опыта. "Виды" или "идеи" известны по интуиции, якобы не зависящие от сенсорного восприятия внешнего мира, а сенсорные вещи отражаются во мнениях и отчасти в воображении, которые не дают истинных знаний. Промежуток между мнением и истинным знанием занят, по мнению Платона, математическими заданиями. У последних есть что-то вроде разумных вещей и "видов" ("идей").

В диалоге "Менон" мальчик-рабыня решает геометрическую проблему так, как будто он помнит то, чего никогда не знал явно. А чувственное восприятие, говорит Платон, невозможно без "идей", помогающих отличить одно от другого. Но "вспоминание" не каждый раз является единичным актом познания. Познание, по Платону, может происходить внезапно и прерывисто, но в то же время это процесс. Дело в том, что душа человека в загробной жизни учитывает не только индивидуальные идеи, но и идеи в их контексте. Эта связь позволяет человеку, "запомнившему" одну идею, ухватить другие. В результате логика познавательного процесса Платона представляется как диалектическая логика, искусство приближения к природе вещей противоречивым образом.Нельзя упускать из виду разработку Платоном проблем диалектики. Платон понимал диалектику как знание "бытия" и "истинного бытия". Свои многочисленные работы он писал в форме диалогов, содержащих модели древней диалектики. Он рассматривает движение и отдых, различия и идентичность. Для него каждая вещь идентична как самой себе, так и всему остальному.Платон предполагает, что в процессе познания истины мыслящий человек вступает в своего рода разговор с самим собой, чтобы разрешить возникающие противоречия. Он показал, что без внутреннего диалога с самим собой человек не может приблизиться к истине. И только объективно разрешая противоречия, возникающие в нашем мышлении, мы воспринимаем истину во всей ее полноте и полноте. В отличие от своих предшественников, Гераклитов и пифагорейцев, Платон открыл диалектику в самой человеческой мысли и признал ее способом постижения сущности вещей.

Таким образом, Платон первым ввел понятие "идея". Для него это означает не столько внешнюю, сколько внутреннюю форму вещи, т.е. сущность или закон ее существования.