Файл: Юлий Юсупов Узбекская экономическая модель.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Укрепление прав владения землей землепользователями, предоставление возможностей для перепродажи прав на владение землей, сдачу ее в субаренду и в залог.

Введение принципов платного водопользования, механизмов государственно-частного партнерства в управлении ирригационной системой.
В конце 2019 г. была принята стратегия развития аграрного сектора, в которой говорится о необходимости кардинальных реформ. В начале 2020 г. президент объявил о планах отмены обязательного государственного заказа в течение 2020-23 гг. Предполагается также развитие конкурентных рынков агропродуктов, ресурсов и услуг для аграрного сектора, развитие правовой базы использования земли. Кроме того, обсуждается проект Концепции развития водного хозяйства, предполагающий реформирование сектора
16
В тоже время в связи с предстоящей отменой обязательного государственного заказа возникает вопрос возможности перераспределения части земель, находящихся в распоряжении фермерских хозяйств.
В последние десятилетия произошло несколько перераспределений посевных земель бывших колхозов и совхозов.
Причем все эти перераспределения осуществлялись совершенно произвольно без каких-либо общественных обсуждений и одобрений. В результате в настоящее время большая часть посевных земель находится в распоряжении
(на основе договоров аренды) у очень незначительной части сельских жителей (фермеров). Подавляющее же большинство сельского населения имеют в пользовании лишь небольшие участки (дехканские хозяйства). При этом необходимо иметь в виду, что в некоторых регионах имеет место сложная демографическая ситуация, перенаселение и высокая безработица в сельской местности.
В глазах большинства сельских жителей такое распределение земли нелегитимно. Проблема становится весьма актуальной в связи с предстоящим отказом от государственного заказа, что сделает фермеров реальными хозяевами большей части плодородной и орошаемой земли сельскохозяйственного назначения.
Один из вариантов решения этой острой проблемы: воспользоваться тем, что в договорах аренды указывается, что фермер не имеет право свободно распоряжаться землями, выделенными под хлопок и пшеницу. По сути это не его земли.
И раз государство отменяет госзаказ, есть возможность пересмотреть договора и перераспределить земли, ранее квотируемые под госзаказ, в пользу других сельских жителей (например, через аукционы).
При перераспределении земли, особенно при определении размеров участков земли, подлежащих передаче новым хозяевам, необходимо учитывать значительное количество экономических и социальных обстоятельств, том числе: влияние размеров хозяйств на продуктивность сельскохозяйственной деятельности, занятость и доходы сельских жителей, а также интересы смежных секторов экономики, демографическую ситуацию в регионах и пр.
Проблемы и перспективы реформ
Руководство страны все еще находится под сильным влиянием философии и практики импортозамещения и протекционизма, а также традиций «ручного управления» экономикой. Нет понимания важности отделения функций государственного управления от практики ведения бизнеса, необходимости выполнения государством роли «арбитра», определяющего правила игры для бизнеса, а не являющегося непосредственным участником хозяйственных процессов.
Нет единой команды реформаторов, четко и одинаково понимающей цели и направления реформ, методы их осуществления. Зато весьма сильны позиции отраслевых и индивидуальных лоббистов, отстаивающих корпоративные и частные интересы.
Многие сложности связаны с крайне низким средним уровнем профессионализма, инициативности и экономической грамотности государственных служащих. Долгое время, а) действовавшая система отбора и продвижения кадров, б) отсутствие политической конкуренции, в) низкая зарплата в органах государственной власти (за исключением силовых структур), осуществляли «отрицательный отбор» чиновников, оставляя на руководящих постах безынициативных исполнителей чужой воли с низкой квалификацией и высокой степенью склонности к коррупции. С таким кадровым потенциалом крайне трудно проводить кардинальные реформы и надеяться на значительное улучшение качества государственного управления.
И все же реформы в стране идут, пусть не всегда последовательно и системно. При относительно успешной реализации хотя бы части необходимых реформ, есть надежда на формирование более-менее действенных инклюзивных рыночных институтов, на создание условий для устойчивого экономического развития, формирование «среднего класса» и гражданского общества. «Средний класс» и гражданское общество станут в будущем социальной опорой для дальнейших экономических, правовых и политических реформ.
В заключении хотелось бы отметить, что существует острая объективная потребность в экспертной и организационной поддержке реформ в Узбекистане со стороны международных организаций, правительств зарубежных стран, международного экспертного сообщества. Без нее стране будет довольно сложно выстроить и реализовать эффективную стратегию реформ, позволяющих сформировать принципиально новую социально-экономическую систему.
16
http://ced.uz/sobytiya/defitsit-vody-smozhet-li-uzbekistan-sozdat-effektivnuyu-sistemu-upravleniya-vodnymi-resursami/


Информация об авторе
Юлий Юсупов. Директор Center for Economic Development – неправительственной некоммерческой организации, занимающейся исследованиями в области экономического развития, экономической политики, бизнес консалтинга
(
www.ced.uz
). Осуществляет исследования и консультации в вопросах экономического развития и экономической политики (по широкому кругу направлений), а также маркетинговые исследования и консультации бизнесу (по широкому спектру рынков) в странах Центральной Азии. В качестве независимого эксперта нанимается различными международными организациями: UNDP, EBRD, IFC, World Bank, USAID, GIZ, JICA, OSCE, UNICEF, IFAD, UNESCO и др., в том числе активно привлекается в качестве международного консультанта, главным образом по проектам и программам EBRD (более 40 проектов). Автор ряда учебных пособий и монографий, более 20 опубликованных аналитических отчетов, более 150 статей в периодических изданиях и сборниках.
Аннотация
Правительство Узбекистана в 1996 году взяло курс на усиление государственного вмешательства в экономику и реализацию политики импортозамещения. Результаты весьма плачевны. Однако с 2017 г. в стране начались кардинальные реформы. За это время многое удалось сделать, но предстоят еще большие изменения. В публикации описаны достижения, проблемы реализации и перспективы реформ. Акцент делается на внешнеэкономической деятельности, банковском секторе, налоговой системе, правовом регулировании бизнеса, аграрном секторе, административной реформе.