Файл: Тема. Пути и средства поликультурного образования детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 1
Тема. Пути и средства поликультурного образования детей
Вопросы для изучения темы:
-
Основные направления и средства приобщения детей к культуре разных народов. -
Народная игрушка как средство поликультурного воспитания детей (виды народных игрушек, воспитательные возможности народных игрушек).
Учебно-исследовательские задания
Задание 1. Заполнение таблицы:
«Средства поликультурного воспитания»
№п/п | Наименование | Роль в поликультурном воспитании детей |
1. | Праздники, традиции, обычаи, обряды | |
2. | Народные игрушки | |
3. | Народные подвижные игры | |
4. | Произведения устного народного творчества | |
5. | Произведения народного изобразительного творчества | |
Критерии оценки индивидуального
домашнего задания (максимум 4 балла)
Баллы | Критерии |
4 | таблица содержит 5 строк, содержание таблицы представлено полно |
3 | таблица содержит 4 строки, содержание таблицы представлено полно |
2 | таблица содержит 3 строки, содержание таблицы представлено полно |
1 | таблица содержит 2 строки, содержание таблицы представлено формально |
0 | Задание не выполнено |
Задание 2. Подготовить рефераты на следующие темы:
-
«Куклы славянских народов» -
«Духовный смысл народных игрушек» -
«Символизм детской игрушки» -
«Какие игрушки нужны детям»
Выбор варианта задания
№ | 1 | 2 | 3 | 4 |
| А,Б,Б,Г,Р,С | Д,Е,Ё,Ж,Т,У | З,И,К,Л,Ф,Х,Ц | М,Н,О,П,Ч,Ш,Щ,Э,Ю,Я |
Список рекомендуемой литературы
-
Богомолова, М. И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей : учеб.-метод. пособие / М. И. Богомолова; ТГУ. - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2008. - 71 с. - Библиогр.: с. 64-71. - 19-32 -
Ведерникова, Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края / Т.И. Ведерникова. – Самара: Самарский Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. завед. / Г. Н. Волков. - Гриф МО. - М. : Академия, 1999. - 168 с. - (Высш. образование)научно-методический центр народного творчества, 1991. – 90 с. -
Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Электронный ресурс] : учеб. для сред. и высш. учеб. заведений / Г. Н. Волков. - Гриф МО. - М. : Академия, 2003. - (Высшее образование). - CD содержит также кн. "Самарская Лука": хрестоматия для детей 5-7 лет по краеведению. Ч. I. - Тольятти, 2007. - Электронный вариант печатного издания. - 100-00 -
Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология : учеб. для вузов / Т. Г. Стефаненко. - 3-е изд., испр. и доп. ; Гриф МО. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 368 с. - (Классич. унив. учебник). - Библиогр.: с. 351-365. - ISBN 5-7567-0328-4: 179-00
Средства воспитания культуры межнационального общения школьников.
Определив культурологический принцип как один из ведущих в воспитании у детей культуры межнационального общения, мы тем самым выделяем образовательное поле культуры народов источником построения содержания дошкольного образования. Рассматривая пласт духовной культуры, для нас важно выделить се компоненты. Среди них:
-исконные ценности народной жизни, социальные, национальные, общечеловеческие традиции, выработанные тысячелетиями представления о добре и справедливости;
-
нормативные тины личности (идеал человека); -
язык как основной код и память дописьменных и письменных культур; -
наука;
- литература - образно-художественную память человечества, фактор национального и социального самоопределения;
-
искусство; -
религия; -
общество и государство (Л.Б. Тодоров).
Таким образом, составляющие духовной культуры - это содержательные аспекты приобщения дошкольников к ней, и систему знаний для детей выстраивают, опираясь на них.
Присвоение культурно-исторического опыта осуществляется посредством знаний о культурном многообразии народов, их схожести и «инаковости» а одежде, поведении, быту, языке, за счет освоения разнообразных действий, способов познания и изменения мира. Знания (этнографические, исторические) должны выполнять в процессе социализации триединую функцию: нести информацию (информативность), вызывать эмоции, чувства. Отношения (эмоциональность), побуждать к деятельности, поступкам (побудительность). (С.А. Козлова).
Особым воспитательным эффектом обладает народная игрушка, способствующая целостному, развитию ребенка. Национальная игрушка обобщает обычаи, вкусы и верования народа. Народным игрушкам присуща высокая степень художественного обобщения. Это относится и к форме и к содержанию. Уже на ступени дошкольного детства ребенок способен усвоить те человеческие ценности, мысли, чувства, идеалы по отношению к окружающим людям, своей деятельности, которые опредмечены в народном творчестве. Народная игрушка - форма передачи духовного опыта человечества. Игры с народными игрушками побуждают детей к фантазированию, воображению, развитию интереса к национальной культуре Народная игрушка: свистульки, мелкая пластика (фигурки животных, птиц), сказочные образы, куклы опосредовано вводят ребенка в мир истории народа, своего Отечества, культивируют традиционные способы взаимодействия с окружающей средой, знакомят со способами взаимодействия этнических сообществ с природой; с особенностями традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп и этносов в природных и социально-культурных условиях их обитания. Этноэкологичеекие знания для дошкольников включают сущностные представления и понятия об основных свойствах предметов в явлениях, отражающих взаимосвязь в окружающем мире, воспитывают бережное отношение к окружающей среде. Очеловеченные образы природы (подружка береза, Волга-матушка, дуб-батюшка) эмоционально воздействуют на ребенка, развивают чувство сопричастности и взаимозависимости человека и окружающей среды.
Среди игрушек особое место занимает кукла - главный атрибут игры. Она помогает воспитанию таких чувств как любовь, нежность, дружелюбие (Е.А, Аркин). Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их кругозор, любознательность. Национальная кукла становится средством воспитания культуры межнационального общения, если она оказывается наделенной определенными чертами характера (Р.И.Жуковская, Я.И. Ковальчук). Национальные куклы могут быть эффективным средством воспитания при их продуманном подборе. Целесообразно иметь в дошкольном учреждении разные виды национальных кукол. М.И.Богомолова подразделяет национальные куклы на:
- куклы, передающие характерные черты национальности;
-
куклы, носящие имена полюбившихся литературных героев, народных сказок; -
куклы, которые своим костюмом и некоторыми атрибутами напоминают о труде, характерном того или иного народа.
Общение ребенка с народными игрушками можно рассматривать как важнейший этап накопления социального опыта, эстетического и этического развития, воспитания культуры межнационального общения.
Могущий образовательный потенциал несут в себе народные игры. Неслучайно в современной дошкольной педагогике рассматриваются возможности их более широкого применения в образовательной практике. Вопрос о более активном использовании народных игр в воспитании детей поднимался известным врачом, педагогом Е.А.Покровским. Он в 3 887 году выпустил сборник «Детские игры. Преимущественно русские», в котором рассматривает значение народных игр не только в физическом плане, но и раскрывает их психологическое воздействие на развитие ребенка.
Существуют разные классификации народных игр, раскрывающие своеобразие взглядов исследователей на их использование в воспитании детей. В основе классификации детских игр, предложенной СЛ. Новоселовой, лежит «инициатива», исходящая от субъектов игры. В соответствии с этим, выделяют особый класс - игры традиционные или народные.
Игры народные, идущие от исторических традиций этноса. | |||
Обрядовые игры | Культовые | С 7 лет | |
| Семейные | С 3 лет | |
| Сезонные | С 3 лет | |
Тренинга вые | Интеллектуальные | С 5 лет | |
игры | Сенсомоторные | С 1 года жизни | |
| адаптивные | СЗ лет | |
Досуговые | Игрища | С 6 лет | |
| Тихие | С 1 года жизни | |
| Забавляющие | С 1 года жизни | |
| Развлекающие | С 3 лет | |
Классификацию всех видов народных игр предлагает автор книги «Русские народные игры» И.А.Панкеев. Он подразделяет народные игры на:
-подвижные (общие подвижные символические игры, игры с мячом, метание в цель, игры с разными предметами, игры с камешками, шариками; -хороводные;
-игры в помещении (комнатные игры, игры в фанты, игры - шутки);
-игры со словами (игры на внимательность, загадки, шарады, каламбуры).
Т. 3. Уметов в основе классификации народных игр положил доминирующую задачу. Он выделяет следующие группы игр:
-
интеллектуальные; -
экологические; -
игры эмоционального равновесия; -
игры на развитие ручных умений;
-пальчиковые игры.
Уже общие названия игр, представленные в классификациях, позволяют характеризовав их как средство всестороннего развития, как фактор преемственности и социализации.
В народных играх отражается бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная мысль, по ним могут судить об истории этноса. Так чувашские игры «В лошадки», «Стрельба из лука» свидетельствуют об участии в военных походах, битвах. В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певал ки и считалки, которые характерны для детского фольклора многих народов. Хороводные игры, как часть календарных обрядов, вводят ребенка в мир человеческих отношений, способствуют познанию мира природы и ее взаимосвязи с человеком, формированию картины мира. Воспитательное значение детских игр повышалось системой поощрений (победитель начинал следующую игру, получал право выбора партнера) и наказаний (возить на спине, станцевать или спеть в кругу участников).
Подвижные игры — это любимое «занятие всех детей разных народов: задор и веселье, соревновательность и подвижность - все это доставляет удовольствие и радость детям. Несмотря на то, что подвижные игры разных народов имеют много общего, схожего (главное в них - решить двигательные задачи), тем не менее, национальный колорит, национальная атрибутика формируют устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного народа, создают эмоционально положительную основу для знакомства с традиционной культурой разных народов (А.В. Кенеман, Т.И, Осокина).
Народные игры несут в своем содержании все необходимое для формирования у ребенка исходных психологических качеств человека. Народная игра выступает одновременно и как практическая деятельность, и как деятельность, абстрагирующая практику в условной, сжатой форме. Анализ народных игр обнаруживает их психологическую универсальность, они имеют тренинговое значение для осознания социальных ценностей и способов поведения (М.А. Нарбашева), взаимодействуя с социальным и природным окружением.