Файл: Доклад Тема Формы осуществления стабилизационной политики в России по дисциплине Макроэкономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-
ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«СИНЕРГИЯ»
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Доклад
Тема: Формы осуществления стабилизационной политики в России.
по дисциплине «Макроэкономика»
ФИО студента
Чкалов Алексей Павлович
Направление
подготовки
Экономика
Группа
ВБЭо-103

Содержание
Введение
3 1. Стабилизационная политика государства: понятие и значение
4 2. Формы осуществления стабилизационной политики
8 3. Заключение
11 4. Список используемой литературы
13

Введение
Целью любого государства является создание благоприятных условий развития всех сфер его деятельности: экономической, политической, социальной и т.д.
Для достижения этого результата государство применяет различные меры, одной из этих мер является проведение стабилизационной политики.
Она направлена на смягчение циклических колебаний, являющихся неотъемлемой частью развития экономики.
Поэтому такая политика носит антициклический характер.
Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно- денежные и бюджетно-налоговые рычаги.
В зависимости от конкретной ситуации, правительство использует те или иные инструменты (денежно-кредитные или бюджетно-налоговые) стабилизационной политики, которые отрегулируют положение и направят развитие экономики в нужное русло.

1. СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА:
ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ
Стабилизационная политика государства
- это совокупность государственных мероприятий, направленных на смягчение экономических колебаний в краткосрочном периоде с целью поддержания полной занятости и оптимального уровня инфляции.[3]
Целями стабилизационной политики является восстановление и поддержание макроэкономического равновесия при максимальном использовании факторов производства и стабильном уровне цен.
Экономика любой страны развивается по цикличным законам, которые предполагают периоды роста и спада производства, понижение и повышение деловой активности страны и ее населения.
Экономический цикл является постоянной динамической характеристикой рыночной экономики, следовательно, без него нет развития экономики.
Однако такая цикличность вызывает колебания основных макроэкономических показателей, от который зависит стабильное развитие экономики страны,- занятость, национальный доход, уровень инфляции и др.
Колебания этих показателей, прежде всего, негативно отражаются на состоянии населения страны, которое выступает в роли потребителей, наемных работников или предпринимателей. Для того чтобы смягчить негативные последствия и сгладить циклические колебания государство проводит стабилизационную политику.
Ее суть заключается в том, чтобы сдерживать экономику в фазе подъема, не допускать перегрева, а также поддерживать

экономику на стадии спада и не давать ей «провалиться» до полного краха.
В зависимости от экономического состояния страны стабилизационная политика может носить активный и пассивный характер.
Активная стабилизационная политика выражается в политике противодействия: стимулирование экономики в период депрессии и замедления ее роста в период перегрева –
«бума». Для этой цели используются как денежные, так и налоговые рычаги.[5]
Пассивная стабилизационная политика строится по принципу «не навреди» и выражается в политике корректировки проходящих процессов.
Оба вида стабилизационной политики имеют право на осуществление: если наблюдаются очевидные перегибы в процессе экономического развития страны целесообразно использовать главным образом активную политику, а в промежутках – пассивную, то есть когда все, в принципе, идет нормально, стабильно и требуется, лишь простое наблюдение за ситуацией для того, чтобы в нужный момент подкорректировать необходимые нюансы и поддерживать экономику на нужном уровне.
Длительность процессов стабилизационной политики зависит от того, насколько быстро и какими темпами происходит экономическое развитие страны. Длительность самого процесса стабилизационной политики может колебаться в зависимости от того, насколько серьезно нужно заняться регулированием экономики страны.
Любые видимые изменения в экономическом развитии фиксируются государственными органами статистики. Они регулярно следят за изменениями, готовят квартальные отчеты, строят динамику экономических изменений за прошедшие
годы и др. О любых изменениях государственные чиновники и структуры узнают из этих данных и их главной задачей является вовремя отреагировать на изменения и принять оптимальное решение по поводу регулирования экономики.
Как и на любой процесс, на эффективность стабилизационной политики влияют следующие основные факторы:
- состояние национальной экономики;
- лаг стабилизационной политики;
- ожидания субъектов национальной экономики
(производителей и потребителей).
Первый фактор заключается в том, что применение основных средств стабилизационной политики в странах со слабо развитой рыночной инфраструктурой, банковской системой, неустойчивой национальной валютой и преобладанием административных методов воздействия над экономическими неустойчивы и малоэффективны. По мнению, многих макроэкономических исследователей, классическая стимулирующая политика (монетарная и фискальная) является эффективной лишь в странах с развитой рыночной экономикой.
Сущность второго фактора заключается в том, что стабилизационные меры влияют на экономику не сразу, а с некоторой задержкой во времени (временной лаг). Они могут быть внутренними и внешними.
Внутренний лаг измеряется от момента возникновения возмущений в экономике до момента принятия соответствующих стабилизационных мероприятий. Внешний лаг измеряется тем, который необходим для того, чтобы появились результаты от внедрения стабилизационных мероприятий.[3]
В фискальной политике внутренний лаг значительно продолжительнее, чем в монетарной. Это объясняется тем, что

принятие решения о корректировке фискальной политики проходит длительную административную процедуру. А меры монетарной политики могут приниматься центральным банком за достаточно короткое время. Вместе с тем монетарная политика имеет более длительные внешние лаги по сравнению с фискальной, поскольку в ее основе лежит сложнее причинно- следственную связь между политическим решением относительно изменения предложения денег и изменениями в экономике.
Часовой характер стабилизационной политики свидетельствует о том, что ее мероприятия - это политико- экономические инвестиции (риски).
Риски стабилизационной политики связаны с экзогенными и эндогенными величинами. То есть существует ряд событий, на которые стабилизационная политика не может влиять, и такие, на которые она способна влиять, однако реакцию, на которые четко невозможно предсказать.
Третьим важным фактором является ожидания субъектов экономики. Они играют значительную роль в процессе принятия решений экономическими субъектами. Так, домохозяйства, определяя объем потребления и сбережений, выходят из ожиданий относительно своих будущих доходов, возможного уровня инфляции и общей экономической и политической ситуации в государстве; инвесторы опираются на свои ожидания будущей доходности инвестиционных проектов.
На эти ожидания влияет много факторов, в том числе и запланированные мероприятия стабилизационной политики.

2. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ
На современном этапе экономическая теория выделяет следующие виды стабилизационной политики:
1. кредитно-денежную
2. фискальную (бюджетно-налоговую)
Кредитно-денежная (монетарная политика) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.[1,стр. 459]
Денежно-кредитная политика состоит из двух частей – политики рефинансирования и резервной политики.
Центральный банк (ЦБ), при проведении денежно- кредитной политики,
исходит из поставленных задач стабилизации экономического развития страны.
То есть, в периоды экономического спада Центральный банк проводит экспансионистскую политику, расширяя предложение денег. В периоды “перегрева” экономической конъюнктуры, наоборот,
ЦБ сдерживает рост денежной массы или вовсе сокращает предложение денег.
Суть политики рефинансированиязаключается в изменении ставки рефинансирования, значение которой устанавливает Центральный банк.
При уменьшении ставки, коммерческие банки стремятся получить кредит, что приводит к увеличению избыточных резервов коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение ставки рефинансирования делает займы невыгодными, что создает барьер при получении денежных средств коммерческими банками.
Резервная политикаили изменение нормы обязательных резервов заключается в том, что Центральный банк устанавливает нормативы обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков. Обязательные резервы выполняют функцию страхования вкладов, что актуально в периоды банковских кризисов. Норма обязательного резервирования, как правило, дифференцируется по видам вкладов: чем меньше величина и срок вклада, тем выше норма отчисления в резервы.[2, стр.187]
Суть этого инструмента денежно-кредитной политики является механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский мультипликатор кредитов.


То есть, если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов КБ и мультипликативному уменьшению денежного предложения.
А при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег.
Другим эффективным видом стабилизационной политики является фискальная политика( бюджетно-налоговая).
Фискальная политика(лат. fiscus – государственная казна)
– это особый вид стабилизационной политики государства, заключающийся в манипулировании государственным бюджетом в целом (с учетом доходов, расходов и государственного долга) и налогами. Фискальная политика государства состоит из двух частей: бюджетной политики и налоговой политики.[2, стр.179]
Целью фискальной политики является стимулирование стабильного экономического роста. Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налогии расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.
Основными инструментами фискальной политики государства являются:
• изменения налогов – базы налогообложения, видов налогов и их количества, изменения налоговых ставок;

• изменения размеров государственных расходов и их направлений в соответствии с конкретными целями общества.
В современных условиях все чаще применяются комбинированные меры стабилизационной политики, то есть сочетание денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. В зависимости от экономической ситуации, государство применяет те или иные меры стабилизационной политики, которые наилучшим способом отрегулируют сложившуюся ситуацию.
3. Заключение
Экономика любой страны развивается по цикличным законам, которые обеспечивают ее развитие, но приводят к колебаниям важнейших макроэкономическим показателям, оказывающих влияние на состояние населения страны. Для регулирования этих процессов государство проводит стабилизационную политику, сдерживающую экономику в фазе подъема и поддерживающую на стадии спада.

В зависимости от состояния экономики стабилизационная политика может носить активный или пассивный характер, что является ещё одним приемом, методом регулирования.
Важнейшими методами
, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно- денежные и бюджетно-налоговые рычаги.
Высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики,
которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, например, фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставок рефинансирования коммерческих банков и т.п.
Налогово-бюджетные рычаги воздействуют на соотношение расходов и доходов, как потребителей
(домохозяйств), так и производителей (фирм). Это означает, что они влияют и на совокупный спрос, и на совокупное предложение.
Так, подоходные налоги ведут к уменьшению доли располагаемых доходов, превращаемых в расходы и обеспечивающих ту часть совокупного спроса, которая представлена потребительскими расходами. Через совокупный спрос налоги влияют и на объем производства. Увеличение налогов оказывает сдерживающее воздействие на производство, а понижение, наоборот, способствует его росту.
Подводя итог, нужно сказать, что вмешательство государства в экономику страны это неотъемлемая часть ее стабильного развития. Однако, она должна быть направлена на

поддержку экономических субъектов рыночных отношений, а не на осложнение их ситуации.
4. Основная литература:

1.Макроэкономика: учебник для вузов / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 4-е изд., испр. и доп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 477 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13156-7. — Текст : электронный
// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468469 5. Агапова Т . А . М акроэкономика: у чебник / Т . А . А гапова,
С . Ф . Серегина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: МФПУ
«Синергия», 2013. – 560c.
6. Анисимов А. А., Артемьев Н. В., Тихонова О. Б.
Макроэкономика: теория, практика, безопасность: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 599с. - режим доступа http://biblioclub.ru
Дополнительная литература:
1.Экономическая теория : учебник для вузов / В. Ф. Максимова
[и др.] ; под общей редакцией В. Ф. Максимовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 592 с. —
(Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12547-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/488342 2.Макроэкономика : учебник для вузов / А. С. Булатов [и др.] ; под редакцией А. С. Булатова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва
: Издательство Юрайт, 2021. — 333 с. — (Высшее образование). —
ISBN 978-5-534-06407-0 — Текст : электронный //
Образовательная платформа
Юрайт
[сайт].

URL: https://urait.ru/bcode/469029 3.Кузнецов Б. Т. Макроэкономика: учебное пособие. - М.:
Юнити- Дана, 2015. – 463с. - режим доступа http://biblioclub.ru
4.Ивашковский С. Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень: учебное пособие. – М.: Дело, 2014. - 440с. –режим доступа http://biblioclub.ru

5.Шаронина, Л. В. Макроэкономика: учебное пособие: в 2 частях:
/ Л. В. Шаронина. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – Ч. 2. – 101 с..

Режим доступа: по подписке.

URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=499017